Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное изучение системы местного самоуправления в процессе ее становления в Тюменской области.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;
- проследить за нормативным регулированием порядка формирования органов и осуществления местного самоуправления;
- ознакомиться с функцией органов местного самоуправления в соответствии с нормативными актами;
- изучить организацию деятельности представительного органа местного самоуправления
- ознакомиться с организацией исполнительного органа местного самоуправления
- проанализировать итоги социально-экономического развития города в условиях местного самоуправления.
Решения, принятые городской Думой, подписываются Главой города в 7-дневный срок со дня их получения [15, с11]. В течение указанного срока Глава города может вернуть решение на повторно рассмотрение в городскую Думу со своими замечаниями. При повторном рассмотрении решение может быть принято в прежней редакции, если за него проголосуют не менее 2/3 от общего числа депутатов. В этом случае Глава города обязан в 3-дневный срок подписать принятое решение, а в случае несоответствия решения действующему законодательству Глава города обжалует принятое Думой и не подписанное им решение в прокуратуру или в суд. Решения, принятые городской Думой, но не подписанные Главой города, юридической силы не имеют [15, с12 ].
Законодательством установлена
возможность осуществлять
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться населением непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления входят в систему местного самоуправления.
Целью организации территориального общественного самоуправления является осуществление населением территории самостоятельно и под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местного значения. Отношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления могут развиваться в трех направлениях:
- установление сферы совместной компетенции;
- определение круга вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;
-
передача органам
Для решения существующих проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления необходимо принять Закон Тюменской области “О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области”. Территориальные органы самоуправления действуют и в других муниципальных образованиях на территории области. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в Тобольске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Ишиме. Но необходимой правовой основы деятельности этих органов пока не создано.
Представительным органом местного самоуправления г. Ялуторовска принято Положение об общественных домовых, уличных, квартальных комитетах (органах территориального общественного самоуправления) [19, с.4]. Общественные домовые, квартальные комитеты образуются по территориальному принципу. Функции комитетов выполняют также кондоминиумы. Общественные комитеты избираются на общем собрании, сходе граждан сроком на два с половиной года. Количество членов общественного комитета не может быть менее пяти человек. Члены комитета из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комитета. Работа комитетов согласовывается с представительным органом местного самоуправления, кроме того, общественные комитеты города могут образовывать координационный совет.
Общественные комитеты вправе созывать общие собрания, сходы граждан для решения вопросов, относящихся к ведению общественного комитета.
На администрацию города возлагается координация деятельности общественных комитетов, проведение совещаний и семинаров с руководителями и членами общественных комитетов.
Представительным органом местного самоуправления г. Ялуторовска на основании ст. 28 Закона Тюменской области “О местном самоуправлении”, ст. 67 Устава г. Ялуторовска принято также Положение “Об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в г. Ялуторовске” [13, с.15] .
В соответствии с этим Положением сходы могут созываться по решению органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления или по инициативе группы граждан, численностью не менее 20 человек.
Подготовку и проведение собраний (сходов), конференций по месту жительства обеспечивают органы территориального общественного самоуправления, группы жителей, по чьей инициативе собирается сход. Подготовку и проведение общегородских собраний (сходов) обеспечивает администрация города.
Делегаты на общее городское собрание (сход) избираются на собраниях жителей, либо путем сбора подписей жителей инициативной группой. Нормы представительства устанавливаются администрацией города.
Решения общих собраний, сходов граждан принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан.
Сходы
по месту жительства могут обращаться
от своего имени с предложениями
в муниципальные органы и общественные
объединения предприятия, организации,
к должностным лицам, которые обязаны
рассмотреть эти предложения в соответствии
с действующим законодательством.
1. 3.
Функции органов местного
самоуправления в соответствии
с нормативными актами
Законодательством определен круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции представительных органов [5, с.19]:
- принятие
общеобязательных правил по предметам
ведения муниципального
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление
порядка управления и
- установление
местных налогов и сборов; перечень
местных налогов и сборов, которые
могут быть установлены
- принятие программ и планов развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении (например, Программы содействия занятости населения - согласно ст. 9 Закона “О местном самоуправлении в Тюменской области” обеспечение содействия занятости относится к вопросам местного значения);
- контроль
за деятельностью органов и
должностных лиц местного
Так, Уставом города Ялуторовска к компетенции представительного органа - городской Думы, кроме вышеперечисленных, отнесены следующие вопросы:
- утверждение планов генеральной застройки города;
- установление
порядка пользования
Федеральное законодательство не обусловливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов. Под ними подразумеваются так называемые иные органы, наделенные компетенцией исполнения решений, принимаемых населением муниципального образования или его исполнительным органом. В разделении органов местного самоуправления на органы общей компетенции (о них говорилось выше) и специальные определяющим является такой фактор как количество полномочий. К специальным относятся отраслевые комитеты и комиссии, в том числе депутатские, муниципальные организации и предприятия.
Выборным органам всегда противостоят органы, назначаемые кем-либо. При этом иные органы местного самоуправления не могут быть образованы, а их должностные лица - назначены органами государственной власти. Например, в г. Ялуторовске органом исполнительной власти в соответствии со ст. 35 Устава является городская администрация, структура которой определяется Главой города. Он же возглавляет ее работу.
В компетенцию администрации входят следующие вопросы:
- контроль за исполнением Устава города;
- владение,
пользование и распоряжение
- формирование
и исполнение городского
- контроль
за исполнением программ
- содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения и т.д.
Полномочия местного самоуправления - это круг прав и обязанностей, предоставляемых и возлагаемых на органы местного самоуправления для реализации задач и функций местного самоуправления на данной
территории.
Органы
местного самоуправления обладают собственной
компетенцией, установленной
1) исключительные
полномочия местного самоуправления,
которые могут принадлежать
2) полномочия
органов государственной
Cт.132
Конституции РФ
6 октября 2003 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принятие этого Закона должно способствовать успешному социально-экономическому развитию, муниципальных образований, а также переориентации местных властей на решение насущных проблем населения.
Предыдущий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-Ф3, который пока продолжает действовать в части:, не противоречащей положениям гл. 12 нового Закона, вступил в силу 1 сентября 1995 г. За прошедшие с того времени 7 с лишним лет практика применения указанного закона выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления.
Закон разграничивает и закрепляет за каждым из уровней муниципальных образований присущие ему специфические полномочия по решению вопросов местного значения.