Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное изучение системы местного самоуправления в процессе ее становления в Тюменской области.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;
- проследить за нормативным регулированием порядка формирования органов и осуществления местного самоуправления;
- ознакомиться с функцией органов местного самоуправления в соответствии с нормативными актами;
- изучить организацию деятельности представительного органа местного самоуправления
- ознакомиться с организацией исполнительного органа местного самоуправления
- проанализировать итоги социально-экономического развития города в условиях местного самоуправления.
Введение
Настоящая работа, рассматривая вопросы процесса становления системы местного самоуправления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений, относится к области социологии управления.
Актуальность данной темы состоит в том, что органы местного самоуправления на территории области сформированы во всех муниципальных образованиях, однако на практике следует множество проблем, связанных как с формированием органов местного самоуправления, так и с их непосредственной деятельностью по самостоятельному управлению территорией.
Объектом курсовой работы является система местного самоуправления.
Предметом данной работы является изучение становления системы местного самоуправления в Тюменской области.
Целью настоящей работы является комплексное изучение системы местного самоуправления в процессе ее становления в Тюменской области.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;
-
проследить за нормативным
-
ознакомиться с функцией
-
изучить организацию
-
ознакомиться с организацией
исполнительного органа
-
проанализировать итоги
В качестве источников в курсовой работе используются:
- первичные материалы - нормативные акты органов власти и управления Тюменской области, законы Российской Федерации, решения представительных органов власти городов в составе Тюменской области;
-
материалы публицистики (по опыту
организации местного
- текущий архив администрации г. Ялуторовска.
Фондами хранения документальных материалов для исследования послужили текущие архивы администрации г. Ялуторовска.
Методологической основой исследования стали метод анализа документов и метод интервью с элементами метода экспертных оценок, когда в качестве экспертов выступили сотрудники органа местного самоуправления - администрации г. Ялуторовска.
Теоретической
основой исследования послужили
труды Нардовой В.А., Зайончковского
Н.Н., Щербаковой Н.В., Егоровой Е.С., Гаврина
А.С., Ясюнас В.А., Гильченко Л., Митрохина
С.
самоуправления
в Российской Федерации
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ уточняет положения Конституции РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между формами ее осуществления. Оно проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.
Процесс формирования областного законодательства начался в ноябре 1995 года, в ходе которого Тюменской областной Думой были приняты законы, регламентирующие организацию местного самоуправления в Тюменской области.
Областное законодательство складывалось на базе принятого 29.11.95 закона, создавшего основу для формирования системы местного самоуправления - Закон Тюменской области “О местном самоуправлении”
[5, с.12].
Данный закон конкретизировал
положения Конституции РФ и
Федерального закона “Об общих
принципах организации
В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на участие в местном самоуправлении путем участия в референдумах (пункт 2 статьи 5 закона “О местном самоуправлении”) был принят закон “О местном референдуме в Тюменской области”, регламентирующий порядок объявления референдума, подготовку к нему, порядок голосования, установление результатов референдума [6, с.6 ].
Законом “О выборах органов
и должностных лиц местного
самоуправления в Тюменской
Следующим
основополагающим документом является
закон
Вариант 1. Полномочия реализуются в различных пропорциях представительным органом и выборным должностным лицом.
Вариант 2. Все полномочия реализуются выборным органом.
Вариант 3. Полномочия реализуются исключительно выборным
должностным лицом (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов либо создания специального контрольного органа).
Как видим, по первому варианту население избирает и представительный орган, и главу муниципального образования. Такую модель иногда называют “совет - сильный мэр”. Приведем примерное разграничение компетенции. Представительный орган:
-
принимает решения, имеющие
-
регламентирует процесс
- обладает правом преодоления вето главы муниципального образования на свое решение (2\3 голосов).
Глава муниципального образования:
-
осуществляет управление
-
самостоятельно формирует
- имеет право вето на решения представительного органа.
Практика показывает, что модель “совет - сильный мэр” наиболее эффективно “работает” в крупных городах и на территориях с развитой социальной и технологической инфраструктурой, где требуется не только орган устанавливающий общие правила жизнедеятельности муниципального образования, но и достаточно эффективное управление
К такой модели нередко прибегают и малые города. По мнению
Л. Гильченко это неоправданно, поскольку со временем могут возникнуть конфликты между мэрами и представительными органами в силу малочисленности депутатского корпуса последних и естественного стремления к власти первых.
Для малых, а также средних городов, для крупных сельских поселений характерна следующая модель: в компетенции представительного органа - все полномочия местного самоуправления, делегированные ему населением. Он формирует исполнительные структуры, избирает или назначает должностных лиц. Но и тут возможны варианты, связанные с механизмом реализации исполнительных полномочий:
а) исполнительные полномочия реализуются высшим должностным лицом, избираемым из состава представительного органа: формула “совет - слабый мэр”.
Мэр ведет заседания представительного органа, руководит деятельностью исполнительных структур. Представительный орган контролирует деятельность исполнительных органов, утверждает кадровые назначения.
б)
исполнительные полномочия реализуются
членами представительного
в) исполнительные полномочия реализуются должностным лицом, назначаемым коллегиальным органом: формула “совет - управляющий”. Управляющий, нанятый на контрактной основе, руководит всей структурой исполнительной власти, производит назначения и увольнения муниципальных служащих. Управляющий может быть освобожден от должности по решению представительного органа.
И, наконец, третья модель - для небольших муниципальных образований (как правило, сельских поселений), где круг реально решаемых вопросов местного значения незначителен: все представительские и исполнительные полномочия реализуются в компетенции выборного должностного лица (старосты). При этом население оставляет за собой право решения наиболее принципиальных вопросов, а также контрольные полномочия, реализуя их посредством собраний (сходов) и референдумов. Глава муниципального образования осуществляет представительские функции, руководит исполнительным органом, периодически отчитывается перед населением о своей деятельности и может быть освобожден от должности решением схода или референдума.