Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное изучение системы местного самоуправления в процессе ее становления в Тюменской области.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;
- проследить за нормативным регулированием порядка формирования органов и осуществления местного самоуправления;
- ознакомиться с функцией органов местного самоуправления в соответствии с нормативными актами;
- изучить организацию деятельности представительного органа местного самоуправления
- ознакомиться с организацией исполнительного органа местного самоуправления
- проанализировать итоги социально-экономического развития города в условиях местного самоуправления.
Население может избрать не одного, а нескольких должностных лиц (наряду со старостой казначея) либо сформировать периодически действующий орган (конференцию) с контрольными полномочиями.
Областное
законодательство определяет
1.
в форме непосредственного
2.
через представительный орган
местного самоуправления, избираемый
населением.
1.2.
Нормативное регулирование
порядка формирования
органов и осуществления
местного самоуправления
Рассмотрим четыре существующих формы организации местного самоуправления:
- осуществление местного
- осуществление местного самоуправления посредством схода граждан;
-
осуществление местного
-
осуществление местного
Согласно ст.22 федерального закона “ Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации” и ст.19 Закона Тюменской
области “О местном самоуправлении” по вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
Ст. 2 Закона Тюменской области “О местном референдуме” конкретно указывает, какие именно вопросы могут быть вынесены на референдум в муниципальных образованиях Тюменской области:
-
устав муниципального
-
объединение с другими
- выход из объединенного муниципального образования;
- формы осуществления местного самоуправления;
-
структура органов местного
-
досрочное прекращение
-
изменение границ
-
строительство социально-
-
запрещение строительства и
- планы и программы развития территорий;
- необходимость введения местных налогов и сборов;
-
изменение профиля объектов и
предприятий муниципальной
-
отчуждение муниципальной
Этот перечень не является закрытым, на референдум могут выноситься также вопросы местного значения, указанные в ст.9 Закона Тюменской области и ст.6 ФЗ.
Инициатива проведения
- от
представительного органа
- от населения муниципального образования [6, с.6].
- от главы местного самоуправления [6, с.7]. Это вытекает из анализа абзаца 2 статьи 19 Закона “О местном самоуправлении”, который гласит: ”Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом или главой местного самоуправления по собственной инициативе ...”, т.е. глава местного самоуправления может принять решение о проведении местного референдума по собственной инициативе.
Право принятия решения о назначении местного референдума в соответствии со ст. 10 Закона “О местном референдуме” принадлежит только представительному органу местного самоуправления [6, с.5] , а в соответствии сост.10 закона “О местном самоуправлении” решение о проведении референдума может принимать и глава местного самоуправления [5, с.26].
В указанных законах по-разному определено и число голосов членов муниципального образования, необходимое для назначения референдума по инициативе населения. Так, ст. 10 Закона “О местном самоуправлении” устанавливает это число в виде не менее чем 10% членов муниципального образования, обладающих избирательным правом, а ст.11 Закона “О местном референдуме в Тюменской области” устанавливает обязательность назначения референдума по требованию не менее 5% от числа членов местного сообщества, обладающих избирательным правом. Причем Уставом муниципального образования может быть установлено иное число голосов граждан, при котором назначение референдума обязательно.
Ст. 22 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” не устанавливает минимального числа голосов, это определятся “в соответствии с уставом муниципального образования” [4, с45]. Вместе с тем, п.6 этой статьи гласит, что порядок назначения местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Таким образом, когда в муниципальном образовании нет устава, представительный орган обязан принять решение о назначении референдума по требованию не менее чем 5% населения. Закон Тюменской области установил минимум голосов 10%, что по-видимому означает, что в Уставе муниципального образования, принятом в соответствии с этим законом, это число не может быть менее 10%. Хотя с другой стороны приоритет - за федеральным законом.
Для назначения референдума по инициативе населения необходимо собрать подписи членов местного сообществ под требованием о проведении местного референдума.
Для сбора подписей граждане
могут образовывать
Необходимое число подписей
Требование о проведении местного референдума может быть отклонено представительным органом местного самоуправления только в случае нарушения Закона “О местном референдуме”. Решение о проведении местного референдума доводится до сведения населения. Для проведения местного референдума главой местного самоуправления образуется комиссия местного референдума, не менее половины членов которой должен назначить представительный орган местного самоуправления. О принятом на референдуме решении население информируется не позднее чем через 7 дней со дня окончания голосования [6, с.6].
С момента официального
Например,
на референдум может быть вынесен
вопрос о необходимости введения
местных налогов и сборов. В
то же время, в компетенцию
Утверждения принятого на референдуме решения не требуется, изменено или отменено оно может быть только референдумом.
В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Сход граждан может осуществлять полномочия представительного органа в тех муниципальных образованиях, где число жителей, обладающих избирательным правом не превышает 150 человек [5, с.20].
Сход граждан созывается
Сход признаётся правомочным при участии в нём более 50% членов муниципального образования, обладающих избирательным правом. Каждое муниципальное образование вправе определить в своем Уставе порядок созыва и проведения схода [5, с.20].
Таким образом, согласно Закону “О местном самоуправлении”, сход граждан может существовать только в качестве альтернативы представительному органу местного самоуправления. При этом полномочия схода несколько шире по сравнению с полномочиями представительного органа.
К исключительным полномочиям схода относятся:
- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- утверждение программ и планов комплексного социально-экономического развития территории и заслушивание отчетов об их исполнении.
Решения, принятые на сходе,
не могут быть отменены или
приостановлены главой
Выборы – одна из форм
Кандидаты для избрания в
Cогласно
п.4 ст. 25 Закона Тюменской области
“О выборах органов и
Рассмотрим еще одну форму реализации права на местное самоуправление - через представительные органы местного самоуправления, члены которых избираются населением муниципального образования.
Такой регламент принят представительным органом местного самоуправления г. Ялуторовска - городской Думой [15, с.10]. Периодичность проведения заседаний установлена не реже одного раза в месяц. Решение о проведении закрытого заседания принимается думой на заседании, но и на закрытом заседании вправе присутствовать Первый заместитель главы города и прокурор. Выборный Глава города не входит в состав городской Думы.
Городская Дума на срок своих полномочий может образовывать комиссии из депутатов и приглашенных специалистов для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению городской Думы.
Организация работы городской Думы осуществляется секретарем Думы, назначаемым Главой города. Подготовка заседаний городской Думы ведется секретарем Думы, а также аппаратом Главы города. По решению Думы население информируется о дате и проекте повестки дня очередного заседания Думы [15, с.11 ].
Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от состава Думы. Решение об утверждении годового бюджета, программы развития города, а также об отмене ранее принятых представительным органом местного самоуправления решений считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от состава Думы [15, с.14]. Изменения и дополнения вносятся в Устав города решением, принятым большинством в три четверти голосов от установленного числа депутатов Думы. Решение Думы по отдельным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих. Депутат вправе изложить свое особое мнение по решению в письменном виде. Решения по утверждению программы социально-экономического развития города, генерального плана застройки города, программ приватизации муниципальной собственности, бюджета города, по вопросам налогов, сборов и иным финансовым вопросам принимаются по представлению Главы города.