Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107
▪ формирование полной и достоверной информации о деятельности муниципальных предприятий, их имущественном положении, необходимой для пользователей: Главы самоуправления, начальника отдела экономики, РЭК при правительстве РК и т.д.;
▪ проведение экономического анализа:
- результатов и технико-экономических показателей деятельности муниципальных предприятий;
- цен и тарифов на продукцию, работы и услуги муниципальных предприятий;
- ценообразующих и финансовых факторов, влияющих на финансовое состояние муниципальных предприятий района;
▪ формирование базы данных по муниципальному сектору экономики;
▪ содействие созданию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики;
▪ координация работы экономической и бухгалтерской служб муниципальных предприятий;
▪ сбор, анализ производственно-финансовых планов муниципальных предприятий, подготовка замечаний, заключений по ним, контроль и анализ исполнения;
▪ подготовка предложений и расчетов для включения в бюджет района расходов на финансирование муниципального сектора экономики.
2. Разработка местного «Положения о порядке оказания коммунальных услуг», учитывающего специфические особенности территории. Данный документ позволит упорядочить работу с потребителями услуг, значительно упростит претензионно-исковую работу, уменьшит отвлечение собственных оборотных средств предприятия в дебиторскую задолженность.
3. Санация муниципального сектора экономики. Необходимо проанализировать состояние всех предприятий на предмет возможности восстановления их платежеспособности и при отсутствии таковой проводить реорганизацию. Это позволит сохранить имущественный комплекс, открыть расчетные счета предприятий, взять под контроль финансовые потоки.
4. Разработка единого для всех предприятий типового пакета нормативных документов организационного характера, соответствующего закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а именно:
▪ Типовой устав муниципального унитарного предприятия
▪ Типовой контракт с руководителем МУП
▪ Порядок установления должностных окладов руководителям МУП
▪ Прядок премирования руководителей МУП
Введение
этого пакета документов в практику
позволит жестко регламентировать систему
взаимоотношений учредителя, руководителя
и предприятия, установит конкретную
систему ответственности
5. Разработка и введение в практику пакета документов экономического характера, регламентирующих систему взаимоотношений между учредителем и предприятием, а именно:
▪ положение о тарифной комиссии;
▪ порядок рассмотрения и утверждения цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий;
▪ положение о балансовой комиссии;
▪ регламент производственно-финансового планирования МУП;
▪ регламент мониторинга устойчивости финансово-хозяйственных показателей деятельности муниципальных предприятий.
Внедрение в практику данного пакета документов позволит ввести предприятия в управляемый режим по схеме: согласование граничных условий (тарифы, уровень платежей населения, объемы бюджетного финансирования) – планирование производственно-финансовой деятельности МУП – текущий контроль выполнения плановых показателей (мониторинг) – текущее премирование руководителя – необходимая корректировка плановых показателей при наличии объективных обстоятельств – контроль достижения запланированных показателей (балансовая комиссия) – премирование руководителя по итогам деятельности за отчетный период.
Степень
управляемости предприятиями в
данном случае будет зависеть только
от последовательности действий органов
МСУ, квалификации специалистов, работающих
в секторе по работе с муниципальными
предприятиями, и психологической готовности
руководителей муниципалитета принять
на себя ответственность за собственные
решения, принимаемые в отношении предприятий,
за выполнение запланированных бюджетных
назначений, которые являются составной
частью доходов МУП.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ
2.1
Характеристика экономического
потенциала города
Тула
В
настоящей главе дипломного исследования
характеризуются основные составляющие
городского хозяйства.
Рис. 1. Укрупненный состав градообслуживающей сферы
Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:
-
системы инженерного
-
общегородское коммунальное хозяйство,
включающее в себя системы внешнего благоустройства
и содержания территории города (дорожное
хозяйство, уличное освещение, санитарная
очистка города, сбор, вывоз и переработка
бытовых отходов, зеленое хозяйство и
т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное,
ритуальное и другие хозяйства.
Рис.
2. Состав жилищно-коммунального
Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.
Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.
Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.
Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.
Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.
Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Еще одна проблема - неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих из них действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.
Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.
Не
менее сложна система водоотведения.
Объем стоков, попадающих в эту
систему, превышает объем
Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона в значительной мере зависит от климатических условий.
Источниками
тепловой энергии для нужд города
могут быть тепловые электростанции
и котельные. К горячей воде в
качестве теплоносителя предъявляются
высокие требования по чистоте, поскольку
при высокой температуре
Система
теплоснабжения включает в себя прямые
и обратные тепловые сети, подкачивающие
насосные станции и распределительные
тепловые пункты. Существуют две принципиально
различные схемы
Газоснабжение.
Во многих городах действуют системы
бытового газоснабжения. Газ может
поступать по трубопроводам от магистральных
сетей либо завозиться в сжиженном
виде во внутриквартальные
Электроснабжение.
Электроснабжение городов, как правило,
осуществляется от централизованных региональных
и межрегиональных
Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики