Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Оптимизация развития муниципального сектора экономики
(на материалах МО г. Тула)
СОДЕРЖАНИЕ | |||
ВВЕДЕНИЕ………………………............. |
3 | ||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… | 8 | |
1.1. | Понятие и классификация муниципального сектора экономики. | 8 | |
1.2. | Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… | 17 | |
1.3. | Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..……… | ||
2. | АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... | 36 | |
2.1. | Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. | 36 | |
2.2. |
Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. | 43 | |
3 | ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… | 80 | |
Заключение……………...………………….………… |
99 | ||
Список использованных источников……...…………………………… | 107 |
Введение
Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
В
целях разработки, принятия и реализации
эффективных экономических
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития. Довольно часто местные власти сетуют на то, что центр не определился по какому-то проекту на территории городского округа, а без мнения-санкции столичных чиновников сами местные власти и шагу ступить не могут.
И ресурсы, и полномочия, и ключевые инструменты муниципального развития держит в своих руках центр. Губернаторы и мэры сталкиваются с тем, что интерес федеральных ведомств к развитию муниципальных инфраструктур невысок. Даже крупный по региональным меркам проект, который может дать городскому округу заметный социально-экономический эффект (дополнительные рабочие места, рост налоговых платежей, развитие смежных отраслей), для федерального чиновника остается неприоритетным. Внимание центра способны привлечь только те муниципальные образования, на территории которых планируются или осуществляются макро- и мегаинвестиционные проекты, связанные, как правило, с добычей и транспортировкой на экспорт природных ресурсов. При таком подходе огромное количество городов и других населенных пунктов остается вне интересов государства и не имеет шансов для собственного развития в рамках централизованной региональной политики. Но федеральные власти продолжают внедрять новые механизмы, усиливающие зависимость регионов.
В связи с вышеизложенным, актуализируются проблемы особенностей функционирования инфраструктуры муниципальной экономики, среди которых основными являются:
-
недооценка роли и места
-
отсутствие еще
Развитие территорий, отвечающее современным требованиям, может быть эффективным лишь при условии преодоления тенденции чрезмерной централизации в государственной местной политике. Для этого требуется переход от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня власти к новой, децентрализованной системе, в которой преобладающее значение должен получить поиск муниципалитетами собственных путей развития.
В связи с этим возникла необходимость методологического обоснования направлений формирования концепции развития территориальных структур, разработки оптимизации системы управления и способов ее реализации. Анализ и оценка имеющегося в настоящее время опыта осуществления стратегии муниципального управления в таких городах становятся чрезвычайно актуальными.
Анализ
специфических особенностей территориальной
социально-экономической
Интерес к теоретическому осмыслению вопросов социально - экономического развития муниципальных образований в Российской Федерации значительно актуализировался как среди научной общественности, так и практических работников в последнее десятилетие 20-го века. Различные аспекты этой проблематики нашли отражение в работах российских ученых - А.Т. Аганбегяна, Ю.П. Алексеева, А.И. Алтухова, Н.И. Брагина, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, Т.В. Гутмана, О.В. Демченко, Ю.С. Дульщикова, С.Ф. Жилкиной, Б.С. Корева, В.В. Котилко, В.Н. Лексина, Д.С. Львова, Н.Н. Некрасова, Н.Н. Пилипенко, И.И. Санина, Е.Л. Татарского, А.А. Шутькова, В.А. Шахового, А.Е. Яковлева и ряда других.
В развитие современной методологии и теории стратегического управления существенный вклад внесли: И. Ансофф, П. Друкер, Б. Карлоф, Г.А. Саймон, российские авторы - Г.Л. Азоев, А.Л. Гапоненко, А.Т. Зуб, А.Ю. Голубков, А.Ю. Юданов и др. В отдельных работах освещаются роль и задачи органов местного самоуправления, а также принципы формирования оптимальной управленческой модели на локальном уровне (А.Г.Воронин, А.Н. Швецов, А.В. Иванченко) . В других работах проанализированы кризисные ситуации городской реформы и намечены пути выхода из нее (Е.М.Бухвальд, М.А. Дерябина, Т.Н. Душанич, А.Н. Райков).
В основном исследователи рассматривают только сам процесс стратегического управления развитием территорий муниципальных образований, а он часто имеет методологический характер, что не всегда находит поддержку у практиков. Работ же, посвященных не столько принципам стратегического управления городом, сколько формам их реализации, практически нет. Следовательно, можно говорить о наличии острой необходимости обобщения имеющихся методов и форм реализации стратегического управления муниципальным образованием вообще, а со статусом "наукоград" - особенно.
Вместе с тем, с переходом к рыночным отношениям многие аспекты методологического и практического характера, связанные с процессом формирования эффективного городского хозяйства еще не решены в полной мере. Проблемы комплексного социально-экономического развития территорий муниципальных образований и роль органов самоуправления не нашли должного отражения в литературе.
Объектом данного исследования является деятельность органов местного самоуправления по обеспечению развития муниципального сектора экономики (на примере города Тулы).
Предмет исследования - направления совершенствования управления муниципальным сектором экономики на развития территории города.
Цель дипломной работы: Исследование сущности и специфики муниципального сектора экономики и особенностей её функционирования в рыночной экономике.
Задачи дипломной работы:
1.
Рассмотреть теоретические
2.
Проанализировать развития
3.
Разработать пути оптимизации
развития муниципального
Методы исследования, применяемые в работе: обработка статистических данных, метод сравнения, сопоставления аналитических данных, изучение статей и монографий.
Структура работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.
Для
написания работы использовались нормативные
акты Российской Федерации, специальная
литература, периодические издания,
Интернет-ресурсы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРВА ЭКОНОМИКИ
1.1
Понятие и классификация
муниципального сектора
экономики
В состав муниципального сектора экономики (МСЭ) в первую очередь включаются предприятия производственной и социальной инфраструктуры, создающие «общие условия» для хозяйственной деятельности. В свое время, анализируя условия развития материального производства, К. Маркс писал: «Именно революция в процессе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта… связь и транспорт были постепенно приспособлены к способу производства крупной промышленности посредством системы речных пароходов, железных дорог, океанских пароходов и телеграфов» [1. С. 395–396].
К общим условиям производства относятся не только и не столько материально-вещественные факторы: помимо материально-технической базы в сферу анализа необходимо включить и прочие ресурсы, поскольку общие условия общественного прогресса создаются определенными видами деятельности, в том числе также и в функциях вспомогательных и обслуживающих форм производственной и социальной деятельности. Объекты, формирующие общие условия, постепенно, по мере их расширения, объединяются в самостоятельные отрасли. Выделение вспомогательных и обслуживающих форм деятельности в самостоятельные отрасли хозяйства не изменяет их роли в воспроизводственном процессе. Самостоятельность их деятельности относительна, поскольку она заключается только в их обособлении, в реальной действительности они удовлетворяют потребности основного производства [2. С. 7].
Понятие «инфраструктура» выражает собой многообразие общих условий, создающих предпосылки для устойчивого развития материального производства и социальной сферы. Инфраструктура функционально неразрывно связана с территориальной структурой — деятельностью служб, учреждений и предприятий, предназначенных для обеспечения общих условий, необходимых для функционирования производства региона и нормальной жизнедеятельности населения. Территориальной системе общественного производства, в зависимости от уровня развития промышленности и других отраслей экономики, характерна особая структура и необходимый уровень инфраструктуры. Например, для рекреационной зоны — повышенная потребность в пассажирских перевозках. В зонах сосредоточения отраслей тяжелой промышленности существует большая потребность в грузовых перевозках. В то же время уровень развития отдельных отраслей и их структура не раскрывают характера общих условий производства и социального развития. Представление о состоянии развития общих условий можно получить, анализируя структуру инфраструктуры и соответствие каждого ее звена потребностям отраслей специализации и социальной сферы.
Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики