Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Описание работы

Норма права, как общеобязательное правило лежит в самой основе конкретно-регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определённых норм формирует определённый правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом. Но и норма права имеет сложную структуру, прежде всего - ядро, вокруг которого «вращаются» её элементы и появляются ёё признаки.

Содержание

Введение
Понятие правовой нормы
Признаки правовых норм
Виды правовых норм
Структура правовой нормы: Понятие структуры нормы права
Структура юридической нормы
Внешнее выражение правовых норм
Реализация права
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Реферат по Праву №1.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     2. По социальному назначению и  роли в правовой системе нормы  можно подразделить на: (см. приложение; схема 1)

     а) Учредительные нормы (нормы-принципы) отражают исходные начала правового  регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в статье 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

     б) Регулятивные нормы (нормы-правила поведения) непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомачивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств, а некоторые нормы ограниченно соединяют в себе разные свойства. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в-третьих, акцент делается на запрещение определённого поведения. Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы статей 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

     в) Охранительные нормы (нормы-стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Иначе говоря, они устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав, а так же они определяют условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с частью 1 статьи 83 УК РФ, осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

     Здесь регулирование поведения людей  осуществляется, как бы косвенно.

     Охранительные нормы классифицируются на: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, дисциплинарные.

     Как регулятивные, так и охранительные  нормы направлены на осуществление  функций права: регулятивной (статической  и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования. (см. приложение; схема 2)

     г) Обеспечительные нормы (нормы-гарантии) содержат предписания, гарантирующие  осуществление субъективных прав и  обязанностей в процессе правового  регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в статье 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами статей 11-18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 года.

     д) Декларативные нормы (нормы-объявления) обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в части 2 статьи 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".

     е) Дефинитивные нормы (нормы-определения) формулируют определения тех  или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном  законодательстве, сделки в гражданском  праве и т.п.).

     ж) Коллизионные нормы (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, пункт 5 статьи 3 Гражданского Кодекса РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

     з) Оперативные нормы (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

     3.По  предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на: материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

     4.По  методу правового регулирования  выделяются императивные, диспозитивные,  рекомендательные нормы. 

     Императивные  нормы имеют сугубо строгий, властно-категорический характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

     Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий  сторонам (участникам) отношений самим  договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

     Рекомендательные  нормы обычно адресуются негосударственным  предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

     По  этому же основанию нормы можно  разграничить на позитивные, поощрительные  и наказательные.

     5.По  сфере действия вычленяют нормы  общего действия, нормы ограниченного  действия и локальные нормы. 

     Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

     Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др.

     Локальные нормативные предписания действуют  в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

     6.Нормы  права классифицируются также по времени действия (постоянные и временные), по кругу лиц воздействия (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащие, железнодорожники и т.п.).  

                                        Структура правовой нормы:

                              Понятие структуры нормы права

     Структуры у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую  социальную ценность. Их происхождение  идёт из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времён, когда человек ещё как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать своё поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критерия «благоприятно - неблагоприятно».

     Структура нормы права является формой ее внутреннего  содержания. Норма права сыграет  свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства. В противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

     Выделение правоохранительных предписаний только отражается на структуре регулятивных норм, состава которых "выводятся" указания на государственно-принудительные меры обеспечения, но и влечет за собой формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а, следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней. Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых закрепляются правые понятия, принципы, правовое положение субъектов, общие условия совершения тех или иных юридических действий и т. д.

     Структуре нормы права свойственна своя типовая схема связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой  схеме - нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной  воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

     Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: социологическую, логическую и юридическую.  

                                    Структура юридической нормы

     Эта структура выражается в жесткой  связи таких элементов, которые  в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений.

     Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трёх взаимосвязанных  элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

     а) гипотеза (предположение) - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

     Простой гипотезой называют ту гипотезу, в  которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

     Например: ст. 444 ГК РФ ''Если в договоре не указано  место его заключения, договор  признается заключенным в месте  жительства гражданина или месте  нахождения юридического лица, направившего оферту''.

     В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например: п.4. ст. 101 УК РФ ''Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения''.

     Альтернативная  гипотеза ставит действие норм в зависимости  от одного из нескольких перечисленных  в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ ''Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...'', и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

     б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т.е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

     Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но, не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК РФ ''Лицо, которому земельный участок  предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование  этим участком...''.

     Сложная или описательная диспозиция указывает  и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ ''Каждый участник долевой собственности  обязан соразмерно со своей долей  участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению''.

     Альтернативная  диспозиция указывает несколько  вариантов поведения, и участники  правоотношений могут следовать  одному из них. Например: п.2. ст.246 ГК РФ ''Участник долевой собственности  вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядится ей иным образом...''.

Информация о работе Норма права