Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:41, дипломная работа
Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по проблемам безопасности и интеграции;
2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;
3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;
4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;
5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;
6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.
Введение.
Глава 1.
1.1 Концепция Национальной безопасности РК.
1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.
Глава 2.
2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.
2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Работа над концепцией внешней политики Казахстана шла постоянно на протяжении десяти лет. Концепция внешней политики утверждалась на Совете Безопасности дважды: в 1995 и 2000 годах.
Концепция
рассматривалась дважды по причине
смены международной ситуации, геополитического
окружения, по причине наступления глобализации.
На данный момент, имеется четко обозначенная
концепция национальной безопасности,
в которой говорится, что единственный
и самый разумный шаг в отстаивании национальных
интересов - разумная многовекторная дипломатия.
Укрепление связей в первую очередь с
Россией, Китаем, Центральноазиатскими
государствами, а также с США, международными
институтами и форумами; освоение богатых
природных ресурсов и развитие патриотизма
и любви к своей стране.
1.2 Нормативные
документы и межправительственные
соглашения, материалы
совещаний стран СНГ,
направленные на обеспечение
национальной безопасности.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в аспекте их государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, представляют особый интерес.
Особенности региональной интеграции в СНГ связаны с тем, что данный процесс очень тесно сопряжен с процессом незавершившейся дезинтеграции распавшегося Советского Союза. Во многом несмотря на "давление" ряда объективных обстоятельств, до сих пор неясно, что превалирует на постсоветском пространстве, действительно мощная инерция советского наследия, или тенденция к интеграции, связанная с ростом экономической и политической базы суверенитета.
В период 1991 - 1993 гг. несмотря на создание института СНГ, стремительное разрушение социально-экономических связей заставило большинство постсоветских государств усиленно наращивать базу национальной независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе, было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода" постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что Стороны признают и территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой военной помощи в случае агрессии против одной из сторон. Стороны также обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга, запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992, учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности, договорились о следующем:
Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.
Эти Договора заложили прочные
основы интеграции и
Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном". Так, в 1993 году был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные консультации по всем вопросам международной безопасности с целью координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон, другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную.
Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили действия этого Договора».
В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства- участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав государств- участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.
Решение
об и использовании Вооруженных
Сил в целях отражения агрессии
принимаются Главами
В связи с отказом Казахстана
от ядерного оружия, важнейшим
документом для обеспечения
Так
как Россия является ближайшим соседом
и союзником Казахстана, Декларация
между Республикой Казахстан
и Российской Федерацией о вечной
дружбе и союзничестве, ориентированном
ХХI столетие, заключенное в Москве 6 июля
1998 года, стало возможным благодаря дружбе
наших народов и личной дружбе президентов
наших стран. В соответствие с интеграционными
предпосылками в направлении ЕврАзЭС
эта декларация еще больше укрепляет дружбу
– гарантию национальной безопасности,
политической стабильности, межнационального
согласия и процветания обоих государств.
Республика Казахстан и Российская Федерация,
как добрые соседи обязуются всемерно
учитывать законные интересы друг друга
в политической, экономической, военной
и других областях.
Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем - 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.
На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г. Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно, через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии, тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.
Кроме
того, Казахстан обладает колоссальными
земельными и природными ресурсами.
При этом страну нельзя назвать густонаселенной.
Территорию в 2724,9 тыс. кв. км населяет 14
млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.). По
территории Казахстан более чем в два
раза превосходит другие центрально-азиатские
страны, вместе взятые. В то же время, плотность
населения в среднем составляет 5,5 человека
на 1 кв. км, что представляет собой самый
низкий показатель в ближайшем геополитическом
окружении республики. Если по площади
территории Казахстан уверенно входит
в десятку крупнейших стран мира, занимая
9 место после Индии и Аргентины, то по
численности населения у него только 57
позиция.
Глава
2.
Угрозы
национальной безопасности
Республики Казахстануна
современном этапе.
Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5 перечисляются угрозы национальной безопасности:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;
3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны. [8,29] Указ Президента РК от 26 марта 1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность: итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.
Таким образом видно, что существует очень длинный перечень угроз национальной безопасности РК на современном этапе.
Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут определяться как его внутренней политикой , так и событиями за пределами его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была направлена на сохранение мира между крайне русифицированной северной частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско-русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры между казахами и русскими.