Национальная безопасность в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание работы

Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по проблемам безопасности и интеграции;

2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;

3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;

4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;

5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;

6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.

Содержание

Введение.

Глава 1.

1.1 Концепция Национальной безопасности РК.

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.

Глава 2.

2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.

2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

      Работа  над концепцией внешней политики Казахстана шла постоянно на протяжении десяти лет. Концепция внешней политики утверждалась на Совете Безопасности дважды: в 1995 и 2000 годах.

      Концепция рассматривалась дважды по причине  смены международной ситуации, геополитического окружения, по причине наступления глобализации. На данный момент, имеется четко обозначенная концепция национальной безопасности, в которой говорится, что единственный и самый разумный шаг в отстаивании национальных интересов - разумная многовекторная дипломатия.  Укрепление связей в первую очередь с Россией, Китаем, Центральноазиатскими государствами, а также с США, международными институтами и форумами; освоение богатых природных ресурсов и развитие патриотизма и любви к своей стране. 

1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы  совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение национальной безопасности. 

      Интеграционные  процессы на постсоветском пространстве, в аспекте их государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, представляют особый интерес.

      Особенности региональной интеграции в СНГ связаны  с тем, что данный процесс очень  тесно сопряжен с процессом незавершившейся  дезинтеграции распавшегося Советского Союза. Во многом несмотря на "давление" ряда объективных обстоятельств, до сих пор неясно, что превалирует на постсоветском пространстве, действительно мощная инерция советского наследия, или тенденция к интеграции, связанная с ростом экономической и политической базы суверенитета.

      В период 1991 - 1993 гг. несмотря на создание института СНГ, стремительное разрушение социально-экономических связей заставило большинство постсоветских государств усиленно наращивать базу национальной независимости и в то же время, соглашение о создании СНГ, само по себе, было документом, направленным на обеспечение "цивилизованного развода" постсоветских стран. В частности, в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств в статье 5 и 6 есть такие установки о том, что Стороны признают и территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества; Стороны обязуются сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; государства-члены Содружества будут сохранять, и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием; они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил и т.д. Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 9. Следующим шагом по обеспечению безопасности молодого независимого государства Казахстан был Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В нем, стороны считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между  Республикой Казахстан и Российской Федерацией отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности. И договорились что, будут строить свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственной и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела. А также Стороны договорились о взаимодействии в целях укрепления мира и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях; о проведении согласованной внешней политики, способствующей эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности; о взаимодействии в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности; об оказании необходимой военной помощи в случае  агрессии против одной из сторон. Стороны также обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга, запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций и лиц, направленных против независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на обострение межнациональных отношений. Также был заключен важнейший для Казахстана Договор о военном сотрудничестве между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Стороны руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами от 25 мая 1992, учитывая ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве в области обороны в рамках СНГ, в интересах обеспечения коллективной безопасности, договорились о следующем:

  • в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости и территориальной целостности одной из сторон, предпринимают ответные действия по оказанию друг, другу необходимой помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.  
  • заключить  Соглашение об использовании сил и средств военно-морских сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения безопасности сторон.
  • осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и поставок вооружений, военной техники и материально-технических средств.

    Казахстан - международные договоры с государствами-участниками  СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.

      Эти Договора заложили прочные  основы интеграции и безопасности  двух государств, и явились первыми  документами такого рода в  политической истории суверенного  Казахстана.

      Заключение  подобных договоров с Республикой  Узбекистан и Республикой Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном".  Так, в 1993 году был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что  будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные консультации по всем вопросам международной безопасности с целью координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон, другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную. 

      Главнейшим  документом в обеспечении национальной безопасности Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств -  Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили действия этого Договора». 

      В этом Договоре Государства- участники  подтверждают обязательства воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства- участники  образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав государств- участников  и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых  Государств.

     Решение об и  использовании Вооруженных  Сил в целях отражения агрессии принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных Наций.    Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана, 2001, стр. 312.

       В связи с отказом Казахстана  от ядерного оружия, важнейшим  документом для обеспечения безопасности  Казахстана явился Меморандум  о гарантиях безопасности в  связи с присоединением   Республики  Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5 декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.

     Так как Россия является ближайшим соседом  и союзником Казахстана, Декларация между Республикой Казахстан  и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном  ХХI столетие, заключенное в Москве 6 июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными предпосылками в направлении  ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической, военной и других областях.      

 

      Особое  место в системе внешнеполитических отношений Казахстана занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем - 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.

      На  постсоветском пространстве Казахстан  является одним из основных инициаторов  интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г. Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества.  Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно, через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии, тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.

      Кроме того, Казахстан обладает колоссальными  земельными и природными ресурсами. При этом страну нельзя назвать густонаселенной. Территорию в 2724,9 тыс. кв. км населяет 14 млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.). По территории Казахстан более чем в два раза превосходит другие центрально-азиатские страны, вместе взятые. В то же время, плотность населения в среднем составляет 5,5 человека на 1 кв. км, что представляет собой самый низкий показатель в ближайшем геополитическом окружении республики. Если по площади территории Казахстан уверенно входит в десятку крупнейших стран мира, занимая 9 место после Индии и Аргентины, то по численности населения у него только 57 позиция.  
 
 
 
 

      Глава 2. 

      Угрозы  национальной безопасности Республики Казахстануна современном этапе.     

      Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5 перечисляются угрозы национальной безопасности:

    1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;

    2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость  территории государства;

    3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;

    4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;

    5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;

    6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;

    7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;

    8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;

    9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

    10)  нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

    11)  ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

    12)  ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;

    13)  несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по  защите национальных интересов страны. [8,29] Указ Президента РК от 26 марта 1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность: итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.

            Таким образом видно, что существует очень длинный  перечень угроз национальной безопасности РК на современном этапе. 

      Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут определяться как  его внутренней политикой , так и  событиями за пределами его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была направлена на сохранение мира между крайне русифицированной  северной частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско-русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры между казахами и русскими.

Информация о работе Национальная безопасность в РК