Таким образом, несомненна заслуга
Содружества в том, что размежевание бывших
союзных республик прошло упорядоченно
и не вызвало глубоких геополитических
потрясений.
СНГ выступило структурообразующим
фактором создания принципиально
новых межгосударственных отношений
при сохранении складывавшейся веками
дружбы народов государств-участников.
По словам министра иностранных
дел - государственного секретаря
РК К. Токаева, глобализация
привела к осознанию того неоспоримого
факта, что ни одна страна ,
какой бы мощной в военном
и экономическом отношении она ни была,
не может в одиночку справиться с острейшими
проблемами современного времени. Противостоять
им можно только в рамках тесного международного
сотрудничества и самое главное в рамках
СНГ. [19, 28]
На состоявшейся встрече глав государств
СНГ в Ялте 18 августа 2000 года были обсуждены
вопросы, касающиеся интеграции на региональном
и субрегиональном уровне, что позволяет
эффективно реализовывать преимущества
глобализации и устранять ее негативные
последствия прежде всего в экономической
и социальной сферах. [ 20, 24]
А на неформальном саммите
глав государств СНГ, Президент
РФ В.В. Путин сказал: «Достаточно
вспомнить, что на просторах
бывшего СССР за пределами
России проживает свыше 20 млн.
русских, и того , как строятся
взаимоотношения этих государств с РФ,
очень многое зависит в их судьбе. Кроме
того, мы с вами хорошо знаем, что между
странами Содружества и РФ, были, есть,
и, я надеюсь, будут развиваться очень
тесные контакты в сфере экономики, финансов
и другие. Мы уже говорили, и хочу еще раз
подчеркнуть: во внешней политике России
взаимоотношения со странами СНГ - приоритет
номер один». . [21, 9 ]
В ежегодном послании президента
Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному собранию Российской
Федерации есть такие слова: «Не только
историческая близость, но и ясные практические
соображения диктуют необходимость активизации
наших усилий в СНГ. Россия остается ядром
интеграционных процессов в Содружестве.
Подписание Договора об учреждении
Евразийского экономического сообщества
- это только первый значимый шаг. Мы готовы
идти в направлении и дальше». [22,
8 ]
Советник президента Рейгана
по национальной безопасности
З. Бжезинский, так говорит об
интеграционных процессах в рамках
СНГ: «Общеизвестно, что президенты
Казахстана, Узбекистана и Туркменистана
не питали особо теплых чувств, друг к
другу и что их личный антагонизм изначально
был на руку Кремлю, чтобы сталкивать их
друг с другом. К середине 90-х годов все
трое осознали, что более тесное сотрудничество
между ними необходимо для сохранения
их собственного суверенитета, и ударились
в широкую демонстрацию своих якобы тесных
связей, подчеркивая, что отныне они будут
координировать свои внешнеполитические
курсы». [23, 3 ]
В
связи с этим стоит упомянуть вкратце
о «Союзе четырех».
Центрально-Азиатское
сотрудничество (ЦАС) - так теперь будет
называться организация, созданная
четырьмя государствами: Республикой
Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой
Таджикистан и Республикой Узбекистан.
После обретения независимости эти государства
привлекли к себе особый интерес ведущих
стран мира, что объясняется несколькими
причинами:
- эти страны
занимают исключительно важное геостратегическое
положение на азиатской части Евразии,
через их территорию пролегают важнейшие
наземные, воздушные коммуникационные
линии;
- регион в
целом - одна из кладовых мирового значения
драгоценных металлов, рудно-металлургического
значения, энергетических ресурсов, в
котором особый интерес представляет
Каспий с его колоссальными запасами нефти
и газа;
- имея ведущие
позиции в производственной сфере молодых
независимых государств, особенно в экспортных
отраслях, на транспорте, можно оказывать
влияние на экономическое положение соседних
государств и регионов;
- ослабление
традиционного, много векторного влияния
России и российской экономики и потребность
в поддержке самостоятельного развития
делает регион потенциально более восприимчивым
к влиянию со стороны других политически,
экономических сил. . [24, 10 ]
30
апреля 1994 уже три суверенных государства
- Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали
договор о создании единого экономического
пространства, заложивший правовой фундамент
экономического сотрудничества трех из
пяти центрально-азиатских государств.
Договор предполагал обеспечение свободного
перемещения товаров, услуг, капиталов,
рабочей силы и согласованную расчетную,
бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную
и валютную политику. 26 марта 1998 к договору
о создании ЦАЭС присоединилась в качестве
полноправного участника Республика Таджикистан.
Так, в апреле 2000 в Ташкенте, главами
Государств Казахстана, Кыргызстана,
Узбекистана и Таджикистана был
подписан Договор о совместных
действиях в борьбе с терроризмом,
политическим и религиозным экстремизмом,
транснациональной организованной преступностью
и иными угрозами стабильности и безопасности
страны. Договор ратифицирован Узбекистаном
и Казахстаном.
В
целях дальнейшего продвижения
и диверсификации политического
диалога, совершенствования форм и
механизмов региональной экономической
интеграции, углубления взаимопонимания
по вопросам формирования единого пространства
безопасности, выработки совместных
действий по поддержанию мира и стабильности
в регионе, главы государств высказались
за активизацию многопланового сотрудничества
и решили преобразовать Центрально-Азиатское
экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию
Центрально-Азиатское сотрудничество
(ЦАС). . [25, 10 ]
По мнению того же З.Бжезинского,
Нурсултан Назарбаев столкнувшись
в своей стране с расколом
между коренными казахами и
русским переселенцами, число
которых почти одинаково, и
стремясь найти формулу, которая
могла бы как-нибудь ослабить
давление Москвы, направленное на политическую
интеграцию, он выдвинул концепцию «Евразийского
союза» в качестве альтернативы безликому
и неэффективному СНГ. . [26, 3 ]
Попытка дать высший приоритет
«ближнему зарубежью» в российском
геополитическом мышлении была в некоторой
степени оправдана тем, что некоторый
порядок и примирение между постимперской
Россией и недавно образовавшимися государствами
были абсолютно необходимыми с точки зрения
безопасности и экономики. . [27, 3 ]
«ЕврАзЭС» является логическим продолжением
работы лидеров Казахстана и России над
углублением интеграции в СНГ с осознанием
того, что это нужно всем.
В январе 1995 президенты Белоруссии, Казахстана
и Российской Федерации, с целью активизации
интеграционных действий, подписали пакет
документов о Таможенном союзе, которыми
определялись обеспечение свободного
перемещения товаров, услуг и капиталов,
и т.д.
Логическим
продолжением процессов взаимодействия,
стал Договор об углублении интеграции
в экономической и гуманитарной
областях, подписанный Белоруссией, Казахстаном,
Российской Федерацией и Киргизии 29 марта
1996. В СНГ сложилась «интеграционное ядро»,
о необходимости которого на протяжении
всех предшествующих лет говорил президент
РК Н. Назарбаев.
В
мае 2000 года на саммите в Минске президенты
пяти государств, отметив позитивные результаты,
которых они смогли добиться в рамках
Таможенного союза и формировании Единого
экономического пространства, тем не менее,
единодушно признали необходимость активизации
усилий в создании конкретного механизма
безусловного выполнения принятых решений.
Возникла идея формирования на базе Таможенного
союза международной экономической организации
и наделения ее функциями, связанные с
вступлением в ВТО, формированием внешних
таможенных границ, единой внешнеэкономической
политикой, тарифами и ценами и другими
составляющими функционирования общего
рынка.
Напряженная
подготовительная работа завершилась
подписанием 10 октября 2000 года в Астане
главами государств - участников Таможенного
союза Договора об учреждении Евразийского
экономического сообщества. Конечными
целями ЕврАзЭС являются обеспечение
непрерывного сбалансированного роста
экономики государств, стабильность развития
и ускорения темпов повышения уровня жизни
населения. . [28, 12 ]
2.2
Дезинтеграционные
Факторы
Наряду с интеграционными процессами
в СНГ существуют очевидные
разногласия по поводу того, как
следует сотрудничать и с кем.
На юбилейном саммите СНГ в
Москве, даже лидер Украины Л.
Кучма, растроганный решением
коллеги объявить 2002 год в России «Годом
Украины», уверял: «Сегодня все поняли,
что раздельно жить нельзя ни в чем…».
Его Казахстанский коллега Нурсултан
Назарбаев заговорил вдруг о том, что у
стран СНГ «сейчас существует некоторая
апатия в отношении Содружества». .
[29,10 ]
А, по мнению З. Бжезинского
оппозиция идеям Москвы в отношении
«интеграции» была и остается
особенно сильной на Украине,
несмотря на уверения ее лидеров
в лояльности России. Ее лидеры
быстро поняли, что такая «интеграция»,
особенно в свете оговорок России
в отношении законности независимости
Украины, в конечном итоге приведет к потере
национального суверенитета. Украина
противостояла любым предложениям России,
направленным на большую интеграцию стран
СНГ, на создание особого славянского
сообщества ( с Россией и Беларусью ), или
Евразийского союза, разоблачая их как
имперские тактические приемы России.
Прочие члены СНГ также настороженно относятся
к намерениям Москвы, проявляя тенденцию
группироваться вокруг Украины и Узбекистана,
чтобы оказать противодействие или избежать
давления Москвы, направленную на более
тесную политическую и военную интеграцию.
. [30, 3 ]
Так, еще одним дезинтегрирующим
и пугающим страны СНГ фактором
является то, что в Стратегии
национальной безопасности России
находятся такие положения: «Объединение
наших народов вокруг русского - также
будет способствовать имперскому возрождению
России. Дело в том, что ничто не объединяет
так людей, как общие угрозы и цели. Общая
цель воссоздание империи, ценность которой
состоит в способности устранения этой
страшной угрозы на основе воссоединения
славяно-тюркских народов России - во имя
общего самосохранения.
России не стоит бояться оголтелых
упреков, которые будут неизбежными
после того, как мы объявим
о своих имперских амбициях. Напротив,
нам непростительна проводимая до последнего
времени суетливая и несолидная государственная
политика. Она уже привела страну к утрате
сфер былого влияния внутри СНГ». .
[31, 23 ]
В настоящий момент основными
чертами характеризующими уровень
интеграции в СНГ являются:
- сущностное
расхождение национальных интересов стран-участниц,
следствием чего стала, среди прочего,
приверженность воздействию внешних геополитических
векторов;
- наличие
внутри стран СНГ мощного «дезинтеграционного
ядра» в лице Украины, Узбекистана и, в
меньшей степени, Молдавии и Туркмении;
- различия
между государствами по геополитическому
весу, снижающие заинтересованность одних
государств, в дипломатической поддержке
других;
- состоявшийся
выбор принципиально новых моделей социально-экономического
развития, политика стран, ориентированных
(подлинно или декларативно) на движение
к рыночной экономике и демократии, объективно
вступит в противоречие с курсом авторитарных
режимов, с экономикой скорее полуфеодально-полусоциалистической,
нежели капиталистического типа;
- внутриполитическая
нестабильность почти всех государств,
этнические конфликты внутри и между странами;
опасение « «импортировать» дополнительные
кризисы от соседей;
- чрезвычайно
малая эффективность правовой системы,
лежащей в основе СНГ, полностью зависящей
от национальных законодательств, и системы
органов Содружества, решения которых
не имеют обязательной силы. . [32, 17 ]
Стоит затронуть самый важный
фактор дезинтеграции в СНГ,
а именно ГУУАМ, эту международную
организацию создали Грузия, Украина,
Азербайджан и Молдавия в 1997 году для сотрудничества
в рамках Евразийского транспортного
коридора. Узбекистан официально вошел
в состав этой организации в апреле 1999
года, добавив в название еще одну букву.
От остальных
интеграционных объединений ГУУАМ отличают
несколько ключевых моментов:
- активное
сближение с Западом и США с целью формирования
новых маршрутов транспортировки энергоресурсов
Прикаспийского региона, усиления экономического
и военного сотрудничества;
- попытка
тесного сотрудничества в рамках разработки
и реализации глобального европейско-кавказко-среднеазиатского
транспортно-коммуникационного проекта
ТРАСЕКА и на этой основе интегрирование
государств Центральной Азии и Закавказья
в мировую экономическую систему;
- стремление
тесного регионального экономического
сотрудничества на базе совместного использования
не только транспортного потенциала, но
и добычи, использования для внутренних
нужд энергоресурсов, производственного
потенциала промышленности, сельского
хозяйства.