Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:41, дипломная работа
Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества Независимых государств, нормативных документов, межправительственных соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по проблемам безопасности и интеграции;
2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и заключения комиссий, касающихся темы;
3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;
4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную безопасность РК;
5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;
6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и позицию РК.
Введение.
Глава 1.
1.1 Концепция Национальной безопасности РК.
1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной безопасности.
Глава 2.
2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.
2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности на просторах СНГ.
Заключение.
Список использованной литературы.
В Законе Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года также имеются определения концепции национальной безопасности и национальной безопасности: концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Под национальной безопасностью РК понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Закон "О национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. С. 225.
Концепция национальной безопасности России - официальный взгляд ее руководства на сущность данного понятия и природу связанных с ним факторов. Представляется, что данный долгосрочный документ должен содержать самые общие ответы на следующие основные вопросы:
1 Как государство понимает национальную безопасность и каково ее место в проводимой политике;
2 Что оно представляет собой и к чему стремится в нынешнюю эпоху;
3 Как они намерены двигаться к поставленной цели и преодолевать возникающие препятствия.
Доктрина национальной безопасности - совокупность руководящих политических принципов государства, положенных в основу самосохранения, самопроизводства и самосовершенствования народов страны. К компетенции этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания Россией:
Базовых тенденций и противоречий каждого пятилетия;
Обусловленных ими проблем и вызовов нации;
Возможных способов предупреждения либо парирования в этот исторический период.
Стратегия национальной безопасности - выбранный с учетом складывающейся ситуации наиболее рациональный способ действий руководства России по поддержанию требуемой жизнестойкости нации. В сферу данного краткосрочного документа должно относится разъяснение позиции государства по вопросам, связанным с:
Таким образом, видно что, определения национальной безопасности РФ и Республики Казахстан совпадают, мы должны определить и проанализировать их уникальные особенности и различия. № 8 (25) - 2001 Москва С. 42. Национальная безопасность и геополитика России. Журнал.
Россия
как, и Казахстан находится на
новом этапе исторического
На различных исторических этапах развития России понимание национальной безопасности было разным. Так, в СССР в основу политики национальной безопасности была положена доктрина государственной безопасности, в которой интересы личности и общества были подчинены интересам государства. После крушения коммунизма, в начале 90-х годов, политическое руководство России явно легкомысленно, мягко говоря относилось к проблемам национальной безопасности.
Постепенно ситуация здесь стала все же выравниваться, что отразилось в принятии закона РФ "О безопасности". Однако можно с уверенностью сказать, что на протяжении 90-х годов реально проблемам национальной безопасности уделялось явно недостаточно внимания, результатом чего явились беспрецедентные провалы во внутренней и внешней политике России.
В Казахстане в отличие от России четко понимали проблемы национальной безопасности, свидетельством чему служат слова Президента Казахстана Н.А.Назарбаева обращенные народу Казахстана, он говорит: "Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития". Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет". 2002. С. 21. После развала СССР, руководство нашей страны столкнулось со сложнейшей проблемой обеспечения национальной безопасности, и первым логичным шагом было создание казахстанских вооруженных сил. 7 мая 1992 года Указом Президента было образовано Министерство Обороны Республики Казахстан, этим же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав Вооруженных Сил Казахстана. Газета//Казахстанская правда//1992. 8 мая. Создание Вооруженных Сил Казахстана было логичным и объективным шагом руководства республики, так как в прошлом внешняя безопасность обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-политическим потенциалом бывшего СССР.
Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции. Как, например, отмечено в программе партии "Единство", "только сильное государство способно реально обеспечить равные права и свободы граждан на всей территории страны, надежно защитить людей, их благополучие и покой от посягательств преступников, а наш общий дом - от внешних угроз". Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24) 2001. Москва. С. 43.
В Послании народу Казахстана
Президент Н.А.Назарбаев также
заостряет внимание на том,
что для обеспечения своей
независимости мы должны
Важнейшей проблемой, стоящей перед российским обществом, как и перед казахстанским, является обеспечение безопасности в сфере духовной жизни. В Концепции указывается, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя ...защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,...формирование государственной политики в области духовно-нравственного воспитания населения". Концепция Национальной безопасности Российской Федерации//Российская газета. - 2000. 18 января.
В Стратегии Развития Казахстана 2030, в разделе, посвященном национальной безопасности Президент Казахстана Н.А. Назарбаев говорит, что мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране. С.22 Проблемы духовно-нравственного развития стоят остро в обоих государствах, по причине смены общественно-экономической формации и идеологии, ведется поиск своего места в мировом сообществе. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются национальные интересы, так как национальная безопасность любой страны строится на защите ее интересов. В основном национальные интересы России и Казахстана совпадают по множеству параметров, так в них можно найти общее для обоих государств желание войти в мировое экономическое сообщество и создание благоприятных законодательных, политических и экономических условий для привлечения, как в Российскую, так и в Казахстанскую экономику инвестиций как отечественных, так и иностранных при этом приоритет должен быть отдан отечественному капиталу. Специальное внимание должно быть уделено мерам по привлечению к внутренним инвестициям капитала, вывезенного за рубеж. Сильная президентская власть является важным условием обеспечения общественного согласия, если она действует с учетом интересов всех основных составляющих общества, а не отдельных его элементов. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12 (28-29) - 2001 Москва. С. 45
В выступлениях, интервью Президента России В.В. Путина постоянно говорится о необходимости усиления роли государства, и, вместе с тем о незыблемости принципов правового государства. Этот подход можно увидеть и в новой редакции Концепции национальной безопасности, утвержденной 10 января 2000 года. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24) - 2001 Москва. С. 14 Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции.
В Концепции особо отмечено, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является "противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24)-2001. С.43
Особую проблему представляет усиливающаяся ориентация на зарубежье с усилением сепаратистских тенденций удаленных от Центра регионов. Важно также культивирование на всем пространстве страны общенациональных духовных, нравственных, культурных ценностей, формирующих чувство принадлежности к единой нации и культуре. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12 (28-29)-2001.С. 21
В Послании Президента народу Казахстана есть такие слова:
"У
всех граждан Казахстана
В
Концепции национальной безопасности
Российской Федерации говорится
о необходимости поощрения
Что касается Концепции национальной безопасности РФ то, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в областях: международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.
Интересы личности состоят в полном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, в духовном (нравственном и интеллектуальном образовании), физическом развитии.
Интересы общества состоят в упрочении народовластия, создании нравственно - правового государства, в социально-экономическом развитии, достижении и поддержании общественного согласия в России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической и социальной стабильности, духовном и экономическом развитии, в безусловном обеспечении законности поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества и национальной безопасности.
На данном этапе наиболее приоритетными жизненно важными интересами России являются:
Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом развитии, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти, в том числе и во взаимодействии с действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации общественными организациями, коллективами ученых, практиков и т.д.
Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого развития экономики.