Однако общественная ситуация
последнего времени позволяет
надеяться на постепенное повышение
заинтересованности общества в реализации
местного самоуправления: это и активизация
научного мира при обсуждении теории вопроса;
и значительный рост общественных и политических
организаций, рассматривающих реализацию
самоуправления в качестве программных
требований; и появление многочисленной
научной и практической литературы по
этому вопросу - и прежде всего в регионах;
и рост влияния идей самоуправления среди
руководителей органов государственной
власти. Все это говорит о том, что реальное
становление местного самоуправления
становится общественно-значимой задачей.
Этот вывод подтверждается потоком писем
с мест, поступающих в органы государственной
власти и поднимающих вопросы практической
реализации самоуправления. Подавляющее
большинство из них - уже не письма специалистов
или работников органов власти, а письма
жителей муниципальных образований. В
существующей политической и экономической
ситуации население, "рядовой" гражданин,
начинает понимать, что местное самоуправление
- это единственный действенный социальный
механизм, способный работать на его интересы.
Об этом же говорит и значительная активность
населения при выборах органов местного
самоуправления в тех регионах, где законодательством
обеспечивалась реальная самостоятельность
местного самоуправления.
Население включается в самоуправление.
Местные Уставы давно стали на местах
предметом самого пристального внимания,
обсуждения населением, приняты и работают
во многих муниципальных образованиях
России. В то же время законодательное
закрепление вопросов местного самоуправления
на
уровне
субъектов Федерации составляет
менее 50% от необходимого, т.е. процессы
на местах опережают и подталкивают
субъекты Федерации к реализации
положений Конституции России и
федерального законодательства.
В настоящее время, в соответствии
с Указом Президента РФ ?568 "Об основных
направлениях реформы местного самоуправления
в Российской Федерации" от 11 июня 1997г.
Администрации Президента РФ совместно
с Правительством РФ поручено организовать
взаимодействие с ассоциациями муниципальных
образований для обеспечения участия
органов местного самоуправления в проведении
экономических и социальной реформ, а
также обеспечить регулярное освещение
в средствах массовой информации хода
реформы местного самоуправления, организовать
работу по разъяснению населению конституционных
основ местного самоуправления и государственной
политики в области местного самоуправления.
Управление Президента РФ по
вопросам местного самоуправления
обеспечивает постоянное рабочее взаимодействие
с ассоциациями местного самоуправления,
принимая участие в проводимых ими мероприятиях.
Такая работа проводится с Союзом Российских
городов, Российским союзом местных властей,
Союзом малых городов, Ассоциацией городов
Сибири и Дальнего Востока, Союзом городов
Северо-Запада России, Ассоциацией городов
Юга России, Союзом городов Урала и др.
В мае 1997 г. были подготовлены и проведены
встречи представителей муниципальных
образований с рядом руководителей Правительства
Российской Федерации и принято решение
о создании Постоянно действующего совещания
руководителей муниципальных образований
по проведению социально-экономических
реформ при Правительстве Российской
Федерации. В рамках выполнения решения
Совета по местному самоуправлению в Российской
Федерации создана рабочая группа по подготовке
предложений о принципах организации
и деятельности Конгресса муниципальных
образований России, ведется работа по
согласованию позиций в этом вопросе с
действующими союзами и ассоциациями
местного самоуправления.
В то же время, попытки на
федеральном уровне найти механизмы
решения второй части поставленной Президентом
РФ задачи предпринимались неоднократно.
Еще в ноябре 1994 г. Комитетом Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления
были проведены парламентские слушания
"Реформа местного самоуправления и
средства массовой информации", в рекомендациях
которых было отмечено, что проблемы местного
самоуправления не заняли надлежащего
места в информационном пространстве
Российской Федерации, в центральных средствах
массовой информации отсутствует систематическое
освещение жизни российских городов, проблем
местной власти и населения.
О том, что ситуация с освещением
местных проблем в центральных
средствах массовой информации
мало изменилась, говорят и соответствующие
обращения к Президенту Российской
Федерации Председателя Совета Федерации
Е.С.Строева (о проблемах освещения жизни
российских регионов на ОРТ и РТР), и поручение
Президента Российской Федерации руководителям
основных телеканалов уделять больше
внимания проблемам становления российской
государственности на местах.
К сожалению, информационная и
тематическая политика центральных
средств массовой информации
в настоящее время не может
удовлетворять требованиям в области
освещения проблематики местного самоуправления.
Примером неудачных попыток решения этой
задачи может служить целый ряд выпусков
передачи "Избранные" (РТР) летом
1997 г., в которых бессистемно и непрофессионально,
а в результате - искаженно, обсуждались
и комментировались проблемы становления
местного самоуправления.
Подобные же качества по затронутому
вопросу демонстрируют и официальные
печатные средства массовой информации.
Особенно часто непрофессиональные материалы
на эту тему, сопровождающиеся как терминологической,
так и содержательной путаницей в названиях
и полномочиях местных органов власти,
публикуются, к сожалению, в "Российской
газете". Так, 3 июля 1997 г. в разделе "Документы"
"Российской газеты" ? 126(1736) под рубрикой
"Президент отклонил законы. Почему?"
печатается заключение на проект принятого
в первом чтении федерального закона "Об
основах муниципальной службы в Российской
Федерации" за подписью Президента
Российской Федерации, в то время как именно
в этот день Совет Федерации должен на
своем заседании рассматривать данный
Федеральный закон, принятый Государственной
Думой в целом уже в измененной редакции
при поддержке Полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Государственной
Думе. Стоит ли удивляться, что указанный
закон, вносившийся в Государственную
Думу двумя профильными Комитетами Государственной
Думы и Совета Федерации совместно (!),
был в результате отклонен Советом Федерации.
Эта и подобные ситуации стали
возможны из-за недостаточной
координации деятельности подразделений
Администрации Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, отвечающих за взаимодействие
со средствами массовой информации и соответствующих
подразделений, отвечающих за разработку
и формирование политики Президента Российской
Федерации в области государственного
строительства.
Кроме того, прекращение в соответствии
с Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 июня 1997 г. ? 799-р издания
журнала "Российская Федерация",
вызванное рядом причин объективного
и субъективного характера, привело к
утрате единственного в федеральных средствах
информации канала постоянного обмена
опытом и информацией по проблемам становления
местного самоуправления, осуществлявшегося
через регулярную рубрику данного журнала
"Местное самоуправление", журналистский
коллектив которой отличался профессионализмом
и глубоким знанием проблематики местного
самоуправления и неоднократно выходил
с предложением подготовить на базе указанной
рубрики отдельное самостоятельное издание.
Потребность в таком издании
назрела давно. На муниципальном
уровне ощущается острейший дефицит
в правовой, статистической и методической
информации по вопросам местного самоуправления,
в аналитических материалах сугубо прикладного
характера, освещении практики местного
самоуправления. Издание (под условным
названием "Муниципальный блокнот"),
ориентированное прежде всего на должностных
лиц и служащих государственных и муниципальных
органов власти, депутатов представительных
органов местного самоуправления, могло
бы значительно восполнить пробел в информационной
и методической работе по совершенствованию
правовых и организационных основ местного
самоуправления, а также по разъяснению
государственной политики в области местного
самоуправления. Для обеспечения подобного
издания материалами и координации деятельности
по его выпуску целесообразно создание
редакционного совета из числа ответственных
должностных лиц заинтересованных структур
(Совета по местному самоуправлению в
Российской Федерации, Миннаца России,
Комитета Государственной Думы по вопросам
местного самоуправления и др.).
Во многом решить указанные задачи
могли бы созданные в последнее время
периодические методические журналы "Городское
управление", "Муниципалитет",
"Муниципальная власть". Однако они
вряд ли смогут заполнить весь информационный
рынок, так как рассчитаны на самоокупаемость,
а значит, не могут быть дешевыми и массовыми
изданиями, доступными любому заинтересованному
муниципальному депутату или служащему.
После завершения в 1996-1997 гг. выборов
органов местного самоуправления,
они должны показать избирателям свою
дееспособность и эффективность в решении
вопросов местного значения. Непременным
условием успеха этого этапа является
постоянная связь муниципальной власти
с жителями, их понимание проблем и принципов
деятельности органов местного самоуправления.
Поэтому сейчас становится актуальной
работа с массовым сознанием с целью укрепления
авторитета института местного самоуправления,
активизации прямого участия населения
в решении местных проблем.
Особую роль в работе с массовым
сознанием играют электронные
средства массовой информации - телевидение
и радио. С этой целью необходимо
способствовать созданию на основных
телевизионных и радиоканалах вещания
специализированных программ и наладить
регулярный выпуск теле- и радиопередач
по проблемам местного самоуправления.
Среди существующих систем обеспечения
населения информацией без должного
внимания до настоящего времени остается
развитая сеть государственных и муниципальных
библиотек, расположенных во всех городах,
поселках и селах. Она является в определенной
мере естественным монополистом в области
информационного обеспечения, так как
средства массовой информации сообщают
прежде всего текущие сведения, но не могут
обеспечить необходимую полноту официальной
информации.
Кроме того, Федеральный закон
"Об информации, информатизации
и защите информации", Указ
Президента Российской Федерации
? 228 от 28.02.95 г. "О Федеральной целевой
программе повышения правовой культуры
избирателей и организаторов выборов
в Российской Федерации" и ряд других
документов дают основание рассматривать
библиотечную сеть как канал правового
просвещения и населения, и представителей
муниципальной власти.
Деятельность библиотек обеспечивается
работой специалистов, имеющих дополнительное
образование по отдельным блокам ведомственной
и научной информации. Информация правового
и методического характера обслуживается
по установленным правилам и актуализируется,
отмененные акты изымаются из обращения
и переводятся в другой разряд хранения.
Библиотеки и их должностные лица несут
ответственность за полноту и правильность
поддержания и хранения информации.
Кроме методической работы с
населением по разъяснению принципов
местного самоуправления и целей муниципальной
реформы в рамках хорошо освоенных технологий
внешкольной подготовки населения, на
базе муниципальных библиотек возможна
и целесообразна организация подготовки
и переподготовки муниципальных служащих
и депутатов представительных органов
местного самоуправления.
Для решения этой задачи необходимо
на уровне соответствующих федеральных
структур обеспечить создание в рабочих
каталогах хранения библиотечной сети
раздела по вопросам местного самоуправления
с определением перечня изданий, относящихся
к категории обязательных экземпляров;
разработку правил хранения и актуализации
законодательства Российской Федерации,
соответствующего субъекта Российской
Федерации, нормативных актов и решений
органов местного самоуправления; обеспечить
централизованное пополнение фондов соответствующей
литературой.
Важное значение как для информационного
обеспечения деятельности органов
местного самоуправления, так и для работы
со средствами массовой информации и частными
пользователями, имеет и использование
современных информационных технологий
(компьютерных сетей различных типов).
Наиболее подходящей технологией решения
этой проблемы является использование
сети "Интернет" с созданием "муниципальных"
страниц в Web-серверах соответствующих
организаций.
Решение всех вышеперечисленных
проблем будет способствовать реализации
одной из основных задач работы с населением
в области местного самоуправления - добиться
четкого понимания гражданами, какие органы
власти и должностные лица в системе управления
государством обладают теми или иными
полномочиями ("за что отвечают"),
как может рядовой гражданин влиять на
местную власть и контролировать ее деятельность.
Кроме того, в целях разъяснения
населению конституционных основ
местного самоуправления и государственной
политики в области местного самоуправления,
необходимо проводить соответствующую
работу с редакциями и существующими объединениями
журналистов (Союз журналистов России,
Союз главных редакторов, региональные
ассоциации и др.) по введению периодических
рубрик по вопросам местного самоуправления
в основных центральных и региональных
газетах, и в обязательном порядке – в
официальных печатных изданиях.
В то же время, было бы
целесообразным создать межведомственную
рабочую группу, включающую представителей
соответствующих подразделений
Администрации Президента РФ, министерств
и ведомств Правительства РФ, для детальной
разработки и согласования всего комплекса
мер, направленных на реализацию программы
популяризации среди населения принципов
осуществления местного самоуправления
и вовлечения граждан в практическую деятельность
его органов. Ключом к такому вовлечению
является именно реальная возможность
граждан влиять на работу избираемых ими
для этого муниципальных органов.