Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 16:23, курсовая работа
Описание работы
XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации и ничем иным.
Содержание
ВСТУПЛЕНИЕ 3 ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5 §1. ДО XIX ВЕКА 5 §2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8 §3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15 §4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20 §5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22 ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25 §1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25 §2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28 §3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33 §4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38 §5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42 §6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.)
Виды нормативных актов, которые
имеют право принимать органы
местного самоуправления, перечисляются
в уставе муниципального образования
и в законах субъектов РФ. Обычно
к ним относят: решения и постановления
выборного органа или главы муниципального
образования - по вопросам осуществления
местного самоуправления; распоряжения
и приказы - по вопросам внутренней организации
деятельности органов местного самоуправления.
Действующее федеральное законодательство
не обусловливает обязательное
создание в муниципальных образованиях
исполнительных органов местного
самоуправления, предусматривая возможность
избрания главы муниципального образования
и других выборных должностных лиц, наделяемых
при этом собственной компетенцией по
решению вопросов местного значения в
соответствии с уставом муниципального
образования. Кроме этого, в названном
уставе помимо представительных органов
и выборных должностных лиц местного самоуправления
могут быть предусмотрены и иные органы
и должностные лица местного самоуправления.
Под этим, как правило, и подразумевается
создание органов, наделяемых компетенцией
для исполнения решений, принимаемых населением
муниципального образования или его представительным
органом.
Говоря об общих принципах
организации таких органов, Л.
А. Велихов справедливо отмечал
следующее:
"К аппарату местного самоуправления,
отвечающему своей цели, надлежит
применять следующие общие требования.
Во-первых, он должен правильно и с достаточной
гибкостью отображать подлинные интересы
и нужды местного сообщества; во-вторых,
он должен соответствовать принципу экономии
средств и сил, т.е. при наименьших затратах
на его содержание, работать быстро, гладко
и без излишних формальностей, и, в-третьих,
он должен выдвигать на исполнительные
должности людей опытных и ответственных,
создавая для них наиболее благоприятную
обстановку работы."
Полномочия представительного органа,
а также компетенция исполнительных
органов местного самоуправления должны
быть определены и закреплены в муниципальном(местном)
уставе.
Виды органов местного самоуправления:
представительные: Собрание представителей,
Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика
Тыва), муниципальный совет, муниципальное
собрание, муниципалитет, окружной сельский
(поселковый) Комитет (Саратовская область);
Конкретные названия органов
местного самоуправления, а также
глав муниципального образования (глава
администрации, председатель Совета, председатель
исполкома, мэр, городской голова, посадник
и т. п.) и иных выборных должностных лиц
местного самоуправления и сроки их полномочий
определяются, как правило, соответствующим
законодательством субъектов РФ. Однако
в целом ряде субъектов РФ (Вологодская
обл., Воронежская обл., Новгородская обл.
и др.) вопрос наименования представительных
и исполнительных органов местного самоуправления
отнесен к компетенции местного самоуправления
и в каждом конкретном случае определяется
в уставе муниципального образования.
Классификация по количеству
делегированных полномочий
Еще одной возможной классификацией
может быть разделение как
выборных, так и создаваемых иным способом
органов по объему, количеству делегируемых
полномочий на общие и специальные (отраслевые)
органы.
И представительные, и исполнительные
органы местного самоуправления
могут создавать постоянные или
временные специальные органы
для реализации отдельных полномочий,
как правило, выделяемых по
отраслевому принципу (комитеты и комиссии
для решения отдельных вопросов, самостоятельные
подразделения местных администраций,
муниципальные организации и предприятия).
Таким образом, делегирование
полномочий населения приводит
к созданию в муниципальных
образованиях целой системы взаимосвязанных
органов местного самоуправления с различной
компетенцией, различающихся по механизму
их создания, качеству и количеству делегируемых
им полномочий.
Однако можно выявить и систематизировать
основные, наиболее распространенные
схемы построения таких структур.
II. Организационные модели муниципальных
структур
В основных чертах муниципальные
органы различных стран, за
немногим исключением, обладают одним
общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал:
" С тех пор как швейцарские городские
коммуны (Берн, Женева, Люцерн, Цюрих и
др.) окончательно отказались от практически
невозможного в наше время решения муниципальных
дел общинным сходом, этот основной тип
муниципального уклада построен почти
повсеместно по следующей ступенчатой
схеме: 1) муниципальный избирательный
корпус, как база, 2) вышедший из его лона
распорядительный совет, 3) исполнительный
орган, и 4) на верху этой пирамиды - должностное
лицо, облеченное ролью высшего представителя
муниципальной коммуны. Начиная с 20-х гг.
этот почти повсеместно распространенный
четырехступенчатый тип муниципального
уклада был изменен в ряде стран Европы,
где отказались, ради экономии и простоты
конструкции, от особого исполнительного
органа, поручив исполнительные функции
единолично высшему должностному лицу
муниципального образования или же соединяя
как распорядительную, так и исполнительную
власть в едином представительном органе."
Рассмотрим примерные модели
организации местного самоуправления,
которые могут быть использованы в качестве
базовых при определении структуры органов
местного самоуправления в каждом конкретном
муниципальном образовании, с учетом социальной
среды, условий функционирования муниципального
хозяйства и исторических традиций.
Возможные
сочетания трех традиционно устойчивых
элементов системы местной власти – представительного
органа, исполнительного органа и высшего
должностного лица местного самоуправления
основываются на следующих основных вариантах
распределения полномочий населения муниципального
образования на решение вопросов местного
значения:
Вариант 1: непосредственно делегируемые
населением полномочия реализуются
в различных пропорциях в компетенции
представительного органа и выборного
высшего должностного лица.
Вариант 2: все непосредственно
делегируемые населением полномочия реализуются
в компетенции представительного органа.
Вариант 3: все непосредственно
делегируемые населением полномочия
реализуются в компетенции выборного
высшего должностного лица (при этом контрольные
полномочия население оставляет за собой
и реализует их посредством сходов либо
созданием специального выборного контрольного
органа).
Применение того или иного
варианта делегирования полномочий
зависит от численности населения
муниципального образования и
размеров его территории, от объема
и сложности решаемых населением вопросов
местного значения.
Практический опыт позволяет
выделить при этих вариантах
следующие основные модели организации
местного самоуправления:
Вариант 1
Понятно, что осуществление местного
самоуправления в крупном городе или территориальном
муниципальном образовании (районе) с
развитой социальной и технологической
инфраструктурой, сложным комплексом
муниципального хозяйства потребует наличия
не только представительного органа, устанавливающего
общие правила жизнедеятельности муниципального
образования, но и достаточно самостоятельного
оперативного управления и согласования
всего комплекса муниципальных проблем,
для осуществления которого и требуется
непосредственное делегирование части
полномочий населения соответствующему
должностному лицу. Наделенный в результате
прямых выборов населением соответствующей
компетенцией глава муниципального образования
получает право не только с большой степенью
самостоятельности осуществлять муниципальное
управление, но и оказывать значительное
влияние на процесс согласования неизбежных
общественных противоречий в рамках представительного
органа.
Данному варианту соответствует
модель организации местного
самоуправления, при которой население
избирает как представительный орган,
так и главу муниципального образования,
непосредственно и единоначально возглавляющего
исполнительные органы и имеющего действенные
механизмы влияния на решения представительного
органа (право "вето"). Такая модель
иногда условно обозначается как: "
совет - "сильный" мэр".
Приведем примерное разграничение
компетенции при данной модели:
представительный орган (избирается
населением непосредственно):
принимает решения, имеющие обязательную
силу, в том числе по управлению
муниципальными
финансами;
регламентирует процесс управления
муниципальным хозяйством;
обладает механизмом разрешения
противоречий с главой муниципального
образования ( преодоление
"вето" главы 2/3 голосов).
Глава муниципального образования
(избирается населением непосредственно):
осуществляет непосредственное
управление муниципальным хозяйством;
самостоятельно формирует исполнительные
органы и назначает соответствующих
должностных лиц;
имеет право "вето" на решения
представительного органа.
Разновидности
этой модели определяются, как правило,
объемом полномочий главы муниципального
образования - прежде всего в его отношениях
с представительным органом.
Наиболее типичным способом формирования
коллегиального представительного
органа является избрание его членов через
одномандатные округа, охватывающие всю
территорию муниципального образования.
Вариант 2
Для небольших муниципальных
образований (средних и малых
городских, крупных сельских поселений)
наиболее характерна следующая
модель организации местного
самоуправления. Все делегируемые населением
полномочия реализуются в компетенции
коллегиального представительного органа,
состоящего из депутатов, непосредственно
избираемых населением.
Для реализации своих решений
представительный орган формирует
соответствующие исполнительные органы
и избирает или назначает соответствующих
должностных лиц, наделяя их необходимой
компетенцией.
Многочисленность средних и малых
муниципальных образований обусловила
большое разнообразие конкретных моделей
организации местного самоуправления
по варианту 2, различающихся прежде всего
по механизму реализации исполнительных
полномочий.
В наиболее типичных случаях
исполнительные полномочия реализуются:
а) высшим должностным лицом,
избираемым для этой цели из
состава коллегиального представительного
органа (модель "совет - "слабый"
мэр").
При этой модели высшее должностное
лицо, как правило, является членом
коллегиального представительного
органа и председательствует
на его заседаниях, руководит
деятельностью исполнительных органов,
согласуя вопросы назначения или освобождения
муниципальных должностных лиц с представительным
органом. Представительный орган, избирая
высшее должностное лицо, сохраняет право
решения кадровых назначений в исполнительных
органах, утверждая и отклоняя все назначения
и увольнения, а также осуществляя непосредственный
контроль за деятельностью исполнительных
органов;
б) членами коллегиального представительного
органа (модель "городская комиссия/муниципалитет").
При такой модели население
избирает членов коллегиального органа
(муниципалитета), который является одновременно
и представительным, и исполнительным
органом власти. При этом представительные
полномочия реализуются непосредственно
коллегиальным органом. Одновременно
каждый из членов коллегиального органа
реализует те или иные исполнительные
полномочия, располагая для этого необходимым
административным аппаратом.
В этом случае возможно также
наличие высшего должностного
лица, избираемого из числа членов коллегиального
органа и наделяемого, как правило, только
представительскими функциями и не имеющего
никаких дополнительных полномочий;
в) муниципальным должностным
лицом, назначаемым представительным
органом с учетом профессиональной подготовленности
(модель "совет - управляющий").