Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
География рынков малого предприятия в значительной мере определяет его выживание и развитие. Выбор рынков сбыта зависит от многих факторов - вида деятельности, уровня конкурентоспособности, стратегии менеджеров, а также от специфики региона, где находится предприятие. Региональные особенности прежде всего проявляются в емкости внутреннего рынка. В случае, если внутренний рынок для определенного товара является недостаточным (узкая "ниша", малонаселенный район или низкая покупательная способность населения), расширение географических рынков может стать насущной необходимостью. Более того, в странах с ограниченным внутренним рынком (например, Эстония, Словакия, Молдова) вопрос об экспортной ориентации предприятия может возникнуть уже на этапе его становления. Так, исследование, проведенное в странах Балтии, показало, что эстонские малые предприятия относительно более активно (по сравнению , например, с Польшей) занимаются экспортом, что обусловлено высокой покупательной способностью малочисленного населения страны.
Для малых предприятий рынок классифицируют не только на внутренний и внешний. В рамках первого выделяют региональный рынок (ограниченный определенным городом, районом или областью) и национальный (страна в целом). Внешние продажи предприятий, осуществляемые за пределами своего региона, позволяют увеличить доход не только самих предприятий, но и регионов. Однако, хотя малые фирмы и имеют потенциальные возможности для осуществления внешних продаж, они, как правило, ограничиваются рынком своего региона. Об этом свидетельствует опыт западных стран. Указанный вывод нашел подтверждение и в результатах исследований.
По данным результатов, большинство малых предприятий в основном работает на региональном рынке. Так, 64% украинских фирм более половины продаж осуществляют в своем регионе, в России таких фирм - 58%, в Молдове - 69%. Зависимость малых фирм от местного рынка в значительной степени определяется видом деятельности. Например, предприятия торговли и сферы услуг больше ориентированы на местный рынок, чем на производственные фирмы. Таким образом, государственная поддержка экспортной деятельности в первую очередь должна быть направлена на промышленные предприятия, что позволит быстрее и эффективнее увеличить внешние продажи малого бизнеса. Если сопоставить географию рынков малых фирм, расположенных в столицах и в периферийных регионах, можно отметить, что в Могилеве и Виннице продажи более ориентированы на местные рынки.
Во всех трех странах
фирм-экспортеров оказалось
Таблица 1. Малые предприятия, имевшие в 2004 г. зарубежные рынки
(по странам)
Страна |
СНГ / Центральная и Восточная Европа |
Другие страны |
Украина Беларусь Молдова |
15% 39% 24% |
5% 7% 7% |
Сравнительно меньший
процент фирм-экспортеров в
Таблица 2. Малые предприятия, имевшие в 2004 г. зарубежные рынки (по регионам)
Регион |
СНГ / Центральная и восточная Европа |
Другие страны |
Киев Винница Минск Могилев |
17% 8% 46% 15% |
7% 1% 15% 2% |
Частично эти региональные
различия можно объяснить особенностями
выборки: в Могилеве в опросе участвовали
более мелкие предприятия, которым
труднее развивать внешние
Значительно процент малых фирм зарегистрировали увеличение объемов продаж в 1997-1998 г.г. (в Украине -43%, в России - 55%, в Молдове -35%). Однако в основном это достигалось посредством расширения уже освоенных рынков, а не за счет продвижения на новые географические рынки.
Малое предпринимательство, как уже говорилось, представляют три типа субъектов хозяйствования: малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. По первым двум существуют официальные данные. Хотя, к сожалению, они недостаточно верны, так как не все малые предприятия и фермерские хозяйства представляют статистическую отчетность. В имеющейся же информации наиболее достоверный показатель, отражающий уровень их развития, - количество зарегистрированных субъектов хозяйствования на 1000 жителей конкретной территории. Сведения о результатах работы индивидуальных предпринимателей вообще отсутствуют. Оценить ее можно только косвенно - по данным налоговых инспекций о величине поступивших от них налогов и платежей. Поэтому, рассматривая развитие малого предпринимательства на территории ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, необходимо ориентироваться на количество субъектов хозяйствования на 1000 жителей (рис. 1).
Учитывая, что для областей ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в основном характерны общие территориальные тенденции и проблемы в развитии малого предпринимательства, эффективным направлением региональной политики по его поддержке было бы акцентирование внимания на районном уровне, имеющем более ярко выраженные диспропорции.
Таким образом, вышеизложенные факты говорят о том, что региональная политика по поддержке малого предпринимательства ведется в основном интуитивно – без опоры на четко разработанные правила. Поэтому, на мой взгляд, следует:
2. 5 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Прогнозирование – сложный, многоступенчатый процесс, для которого характерны многоаспектность, наличие большого числа обратных связей, что обуславливает необходимость использования разнообразных подходов и методов.
На начальном этапе прогнозирования целесообразно использовать методы экстраполяции, среди которых наиболее приемлемыми в современных условиях в данной сфере являются методы подбора функций и экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом. Первый метод позволяет осуществить выбор оптимальной функции, описывающей динамический ряд по инвестициям, с помощью которой определяется зависимость показателя (инвестиций) от фактора времени. Второй метод позволяет учитывать старение данных, используемых для прогнозирования инвестиций, и с помощью параметра сглаживания обеспечивает получение параметров тренда, характеризующих тенденцию, сложившуюся к моменту последних наблюдений.
Таблица . Динамика развития предпринимательства
1993* |
1994* |
1995* |
1996* |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Количество малых предприятий на конец года, тыс. единиц** |
7,8 |
11,1 |
11,4 |
14,2 |
14,8 |
23,8 |
24,3 |
28,1 |
29,6 |
28,3 |
27,8 |
29,4 |
Количество индивидуальных предпринимателей на конец периода, тыс. чел. |
27,5 |
47,8 |
100,7 |
145,7 |
165,4 |
148,6 |
118,8 |
126,0 |
130,7 |
158,4 |
142,8 |
147,5 |
Численность работников на малых предприятиях на конец периода, тыс. чел. ** |
234,8 |
257,7 |
205,8 |
232,8 |
176,9 |
319,1 |
335,8 |
388,7 |
425,2 |
385,8 |
380,6 |
385,1 |
На основе этих данных, используя пакет программ «ПЭР» , спрогнозируем на 2 года (2005 и 2006) основные показатели развития предпринимательства, приведенные в данной таблице. На больший срок прогнозирование нецелесообразно, так как существует множество влияющих факторов, которые невозможно учесть.
Используя метод экспоненциального
сглаживания с регулируемым трендом
мы получили данные, исходя из которых
можно вывести следующую
1993* |
1994* |
1995* |
1996* |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Количество малых предприятий на конец года, тыс единиц** |
7,8 |
11,1 |
11,4 |
14,2 |
14,8 |
23,8 |
24,3 |
28,1 |
29,6 |
28,3 |
27,8 |
29,4 |
30,5
|
31,6
|
Количество индивидуальных предпринимателей на конец периода, тыс. чел. |
27,5 |
47,8 |
100,7 |
145,7 |
165,4 |
148,6 |
118,8 |
126,0 |
130,7 |
158,4 |
142,8 |
147,5 |
149,3
|
152,6
|
Численность работников на малых предприятиях на конец периода, тыс. чел. ** |
234,8 |
257,7 |
205,8 |
232,8 |
176,9 |
319,1 |
335,8 |
388,7 |
425,2 |
385,8 |
380,6 |
385,1 |
394,1
|
402,2
|
Безусловно, роль и значение малого бизнеса возрастают с каждым годом. Как свидетельствует мировой опыт, одним из потенциальных источников экономического роста страны являются малые предприятия. Они обладают гибкостью, инновационным характером, способностью к быстрому перестраиванию производства, создают конкурентную среду, а в итоге - повышают конкурентоспособность экономики государства. С другой стороны, при достаточном уровне развития малый бизнес благоприятно воздействует на социальную обстановку: снижает безработицу, создает возможности для реализации творческого потенциала, насыщает рынок товаров и услуг, повышает уровень жизни населения.
В силу своей специфики малые предприятия находятся в значительной зависимости от местных условий. Будучи вынужденными, искать незанятые ниши на местном рынке, они производят товары и используют ресурсы, нерентабельные для крупных предприятий, привлекают избыточную рабочую силу, ориентируются главным образом на местный спрос, иногда выпускают импортозамещающую, а подчас и экспортную продукцию. Тем самым малые предприятия оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие не только тех населенных пунктов, где они расположены, но и целых регионов.
Поиск механизмов использования потенциала малого бизнеса чрезвычайно актуален для России вследствие низкой эффективности экономики и необходимости ее структурной перестройки. Сегодня страна столкнулась со значительным ростом безработицы, недостаточной насыщенностью рынка товаров и услуг, низким жизненным уровнем населения и другими социально-экономическими проблемами. Острее всего их ощущают жители малых городов и сельской местности, где наиболее медленно создаются предпринимательские структуры. Таким образом, в республике необходимо разработать региональную политику по поддержке малого бизнеса, направленную на более полную реализацию преимуществ субъектов хозяйствования данного типа с целью выравнивания региональных диспропорций, что требует знания и учета факторов их развития.
Анализ деятельности
малых предприятий в
Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.
Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе