Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
• более эффективное использование творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
• формирование социального слоя собственников, владельцев организаций;
• активизация научно-технического прогресса;
• освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
• содействие деятельности
крупных предприятий путем
• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных факторов роста экономики, делают неотъемлемой частью реформирования экономики Республики Беларусь.
2.1 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Массовое возникновение малых предприятий началось в регионе в начале 90х годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, "челноки" и рынки на стадионах, коммерческие киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались предпринимательские союзы. Общественное мнение также стал проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.
Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие негосударственных, в том числе малых предприятий, явились: законы о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990 - 1991 г.г. и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.1991 о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий.
Около половины всех негосударственных предприятий работало в торговле и общественном питании, т.е. в сферах, где наиболее быстро окупаются инвестиции.
Однако с 1994 года отношение к негосударственному сектору начало существенно меняться. Постепенно ужесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства от поддержки посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить согласие санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателей содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны уплачивать в местный бюджет 5 минимальных зарплат на уборку территории и 2-5 минимальных зарплат в качестве фиксированного налога.
Но уже в 1996 - 1997 г.г. наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это появилось в следующем:
Малое предпринимательство, самый многочисленный отряд мелких собственников, призвано работать на массового потребителя товаров и услуг. Малый бизнес чутко реагирует на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Основной стратегией данного сектора экономики является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление к потребителю, мобильность, быстрая реакция на изменяющиеся условия.
В настоящее время малый бизнес в ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ испытывает очень большие трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился на черте - выпуск 9-10% годового валового продукта страны. При этом цифра 9-10%, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство еще не приступило к решению своих стратегических задач - удовлетворять запросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес дает не менее половины ВВП.
Анализ деятельности
малых предприятий в
Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.
Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое "челночное" предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за все возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.
В целом в ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса.
Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.
К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков.
К политическим факторам можно отнести недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата. Социологические опросы показывают, что большинство предпринимателей считает, что реформы во многом сдерживаются республиканскими министерствами и местными органами власти.
Факторами правового характера являются, в первую очередь, несовершенная система налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочную перспективу.
Факторы организационного
порядка включают два аспекта
проблемы: во, первых, необходимость
в новых кадрах и , во-вторых, необходимость
в упрощении процедуры
В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна "рынка", когда можно было заработать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.
Затронутые выше вопрос
об упрощении процедуры регистраци
О сложностях перерегистрации в этом случае говорить не приходится, достаточно сказать, что в настоящее время только небольшая часть работавших малых предприятий преодолела барьер, установленный государством.
Немаловажную роль в трудностях развития малого бизнеса в стране играют и психологические факторы. Так, например, за прошедшие семь-восемь лет можно отметить достаточно серьезные сдвиги в положительную сторону в отношении населения к предпринимательству. Нет уже того резкого неприятия предпринимателей и бизнесменов. Однако все еще отсутствует новый подход к оценке деятельности предпринимателей, непонимание того, что именно благодаря их колоссальной работе создаются рабочие места, товары и услуги, необходимые обществу, не хватает широкой общественной поддержки предпринимательских структур. К сожалению, многие государственные структуры, декларируя свою приверженность рыночным отношениям, на деле выявляют свое откровенное неприятие или неумение способствовать развитию малого бизнеса в регионе. В странах с развитой экономикой, как известно, большинство людей, в том числе государственных чиновников всех уровней, отдают себе отчет в том, что именно благодаря энергии и целеустремленности предпринимателей создаются материальные блага и услуги. Более того, в США, например, считается, что именно десятки тысяч предпринимателей составляют "золотой" фонд нации.
На первый взгляд, малый бизнес значительно уступает большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и невозможен для малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными фирмами. На самом деле малый бизнес может успешно конкурировать с большим. Так, например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется примерно 6 лет, а для внедрения новой стратегии - 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше - от 6 месяцев до 1 года.
Традиционно считалось также, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.
Малый и средний бизнес
обеспечивают новые рабочие места,
так необходимые экономике Росс
2.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
За двенадцать последних лет в секторе российского малого предпринимательства произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов хозяйствования, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Становление малого предпринимательства можно условно разделить на два этапа. Для первого (до 1996 г.) характерен быстрый рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативной правовой базы инфраструктуры поддержки предпринимательства. Второй этап (после 1996 г.) отмечен обновлением и созданием правового поля, установлением государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью и как следствие - низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.
В течение 1998-2000 гг. в развитии малого бизнеса наблюдалась общая тенденция роста. Количество малых предприятий увеличилось более чем на 20 %, численность работающих - на 27%. Приток рабочей силы был обусловлен более высокой, чем в коммерческих организациях государственной формы собственности, оплатой труда, а также гибко изменяющимся спросом на рабочую силу и постоянно создаваемыми рабочими местами.
Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе