Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз  осуществление новых комбинаций, и которые выступают как его  активный элемент.

 По-новому взглянул  на эту проблему английский  экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899 - 1984). По его мнению, сущность предпринимательства - поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Таким образом:

Задача предпринимателей - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности…

Сутью этого определения  является признание новаторства  и новизны вообще как неотъемлемой части предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке. В качестве новой идеи может выступать все что угодно - от нового промышленного продукта до новой организационной структуры.

В энциклопедическом  словаре предпринимателя это  понятие трактуется следующим образом:

Предпринимательство (фр. Enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. Enterpreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Представляет интерес  характеристика предпринимательства, приведенная в книге "Рыночное предпринимательство":

Предпринимательство…  является деятельностью, которая связана  с вложением средств в целях  получения прибыли на основе сочетания  личной выгоды с общественной пользой.

Подводя итоги, можно  сказать, что в сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой - управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало стали собственниками управляемых ими средств производства.

 

 

 

 

 

1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

 

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская  деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Предприниматель  принимает на себя имущественный  риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес - побудительный мотив предпринимательской деятельности. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, и, наконец, успехом и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник  предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской деятельности.

Стремясь к повышению  доходности ресурсов, предприниматель  прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется аИркутской Областиитражированием. АИркутской Областиитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности.

Выделяют следующие  виды предпринимательской деятельности:

  • производственную
  • коммерческую
  • финансовую

Производственное предпринимательство  распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое - на их обмен, а финансовое - на обращение, обмен стоимостей.

Коммерческое предпринимательство  включает:

  • найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг
  • приобретение, закупку товара для последующей продажи
  • найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров
  • привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий возврат кредита с процентами
  • получение или приобретение необходимой информации для успешного планирования, оформления, регулирования сделки
  • реализацию товаров и получение прибыли
  • реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным финансовым органам

Финансовое предпринимательство  относится к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги.

Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным видом  финансового предпринимательства  является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает в качестве финансового товара, в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма предпринимательства пригодна в основном  для предприятий, а не для отдельных граждан, хотя в будущем она может получить широкое распространение в стране.

 

Организационные формы  предпринимательства:

  • предприятие
  • корпорация

Слово "предприятие" в русском языке имеет прямое отношение к понятию "предпринимательство". Смысл этого слова означает задуманное или предпринятое кем-нибудь дело. Оно означал также производственное учреждение - завод или фабрику. Предприятие рассматривали как основную хозяйственную ячейку общества и как объект статистического учета. Хозяйственная практика, в основном практика управления и статистического учета характеризовала предприятия как мелкие или малые, средние и крупные. Такое деление предприятий существует во многих странах мира. В 70е - 80е г.г. отличительным признаком отнесения предприятия к разряду стала численность работающих. Верховный государственный орган принимает нормативный документ, в котором устанавливает эту численность. Так, в ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Постановлением Совета Министров БССР от 20.05.1991 "О малых предприятиях в Белорусской ССР" определено, что к данной группе предприятий относятся вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью работающих:

  • в промышленности - до 2000 человек
  • в науке и научном обслуживании - до 200 человек
  • в строительства и других отраслях производственной сферы - до 50 человек
  • в общественном питании и бытовом обслуживании - до 50 человек
  • в розничной торговле - до 25 человек
  • в других отраслях производственной сферы - до 25 человек

Малые предприятия в  Российской Федерации и ряде других стран СНГ по численности  близки к малым предприятиям ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Малое предприятие или  фирма в США имеет 100 работающих. Статистика США установила следующую  градацию малого бизнеса или малой  фирмы: наименьшая фирма - от 1 до 24 служащих, малая фирма - от 25 до 99 служащих, средняя (промежуточная) фирма - от100 до 999, крупнейшая фирма - от 1000 и более служащих. В статистической же практике ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и других стран СНГ средние, крупные и крупнейшие предприятия не выделяют.

Корпорация - происходит от позднелатинского corporatio - объединение. Это одно из самых распространенных в экономической и юридической литературе наименований союзов и организаций, созданных в целях защиты каких-либо привилегий их участников.

 

 

 

 

1.3  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Развитие малого и  среднего бизнеса в каждой стране осуществлялось по-разному. Но результат  везде был получен одинаковый: ускорение формирования рыночных отношений, стабилизация экономики и социальной сферы. В экономически развитых странах давно поняли, что наемный работник не может быть хорошим тружеником в широком смысле. Он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам государственных приватизируемых предприятий  предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. Но самое главное - малый бизнес начало поддерживать государство, которому такая политика выгодна по ряду причин.

Во-первых, превращая  граждан в предпринимателей, государство  снимает с себя ответственность  за решение многих социальных проблем  в обществе; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

Примечательна позиция  немецкого политика Й. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и развлеченная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в различных общественных системах, но и в любое время заменить.

При современных масштабах  развития малый бизнес во многих странах  обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает  богатство страны. Занимая определенную нишу в экономической структуре  общества, он имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкая капиталоемкость и потому широкая доступность населению
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство и сбыт разнообразных товаров и услуг
  • ориентация на потребителя, так как выживаемость зависит от окупаемости
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускорению развития НТП
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует быстрому развитию последних
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении
  • значительно меньшее воздействие на окружающую среду и другие

Предпринимательская деятельность малых предприятий наряду с преимуществами имеет и ряд недостатков, что делает их более уязвимыми на рынке по сравнению с крупными предприятиями. По данным американских источников, уязвимость малого бизнеса и потому его невысокую выживаемость определяют следующие факторы:

  • значительная зависимость от других лиц, фирм и государства
  • оперативные и управленческие недостатки
  • слабость экспортного потенциала
  • единоличная ответственность
  • финансовые трудности
  • повышенная чувствительность к экономическим и правовым изменениям
  • трудности привлечения квалифицированных работников
  • большой риск при усвоении новых сфер деятельности
  • неуверенность партнеров при заключении контрактов и другие

Поэтому, по данным Администрации  малого бизнеса США, 23,3% вновь созданных  предприятий терпят              неудачу в течении первых двух лет своей деятельности, 51,7% - четырех и 62,7% - шести лет. Именно по этой причине правительства многих стран проводят политику поддержки малых предприятий. Наиболее убедительным является пример США. Здесь еще в 1953 году была создана Администрация малого бизнеса - государственное ведомство, призванное решать три основные задачи: обеспечить финансовую поддержку малым и средним предприятиям, содействовать получению госзаказов, предоставлять технические и консультационные услуги по вопросам управления.

Кроме того, проблемами малого бизнеса занимаются специальные комитеты конгресса, а также постоянные подразделения в министерствах и ведомствах. В функции последних входит осуществление узкоспециальных (в зависимости от профиля) программ помощи отдельным группам бизнесменов.

Изучение опыта развитых стран приводит к выводу, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

•   формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, работах, услугах;

•   расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества готовой продукции и культуры обслуживания;

•   приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе