Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
С 2001 г. наметилась тенденция уменьшения количества малых предприятий при росте индивидуальных предпринимателей. Основные причины этого таковы:
Тенденция сокращения числа малых предприятий сохранилась вплоть до середины 2003 г.; в этот период их насчитывалось 26,8 тыс. Однако со второго полугодия ситуация не только стабилизировалась, но и наметился рост. В результате в конце 2003 г. было зафиксировано 29,4 тыс. малых предприятий. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2003 г. в сравнении с 2002 г. составил 104,6%.
Распределение малых предприятий по отраслям экономики характеризуется неравномерностью. В основном малые предпринимательские структуры ориентируются на сферу торговли и общественного питания, где их доля на 1 января 2004 г. составила 44,4% к общему количеству малых предприятий; в промышленности их 20,8%, в строительстве- 11,7%, на транспорте - 5,5%.
Остальные отрасли в
составе малых предприятий
Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт в малом бизнесе занимают около 80 %. Отраслевая структура на протяжении последних лет значительным изменениям не подвергалась.
По формам собственности наибольший удельный вес к 1 января 2004 г занимали малые предприятия частной формы собственности - 94,2%, и 5,8% - государственной. В целом по формам собственности наблюдается тенденция постепенного роста удельного веса частных малых предприятий, а также сокращения доли малых предприятий государственной формы собственности.
Численность занятых на малых предприятиях в 2003 г., включая совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, составила около 385 тыс. чел, причем удельный вес работников списочного состава - 86-87%.
Более чем '/3 общего числа работников малых предприятий на конец 2003 г. были заняты в промышленности, в сфере торговли и общественного питания работало 26% общего числа занятых; строительстве - 15, на транспорте -около 8%, в сельском хозяйстве - 1,5%. Таким образом, в реальном секторе малого предпринимательства было задействовано 86-87% общего числа занятых на данных предприятиях.
Уровень регионального развития малого бизнеса зависит от следующих факторов: выгодность географического положения, наличие сырьевых, трудовых ресурсов, а также развитой инфраструктуры, уровень доходов населения, отношение и степень поддержки со стороны государственной власти.
Большая часть малых предприятий (55%) и индивидуальных предпринимателей (около 25%) сконцентрирована в Москве.
Однако в 2002 г. число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в г. Москве, снизилось на 4,5%. Одной из весомых причин этого процесса послужил плановый перевод мелкорозничных объектов — киосков и палаток - с центральных улиц Москвы в стационарные помещения.
Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.
Крайне слабо развито малое предпринимательство в малых городах и сельской местности, хотя именно для них характерны наибольший дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства и т.п.
Сравнительный анализ по уровню и темпам развития в разрезе малых предприятий и экономики республики в целом показывает, что эти показатели в малом бизнесе в сопоставимых ценах, начиная с 2000 г., имеют более высокие значения.
Так, производство промышленной
продукции на малых предприятиях
в 2003 г. достигло 1 трлн. 640 млрд. руб., в
том числе объем продукции
малых предприятий
Что касается инвестиций, то малыми предприятиями в 2003 г. были введены основные фонды на сумму 255 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 310 млрд. руб.
В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц, включая кредиты, в 2003 г. составили 76,8%, иностранных инвесторов и кредитов - 15,7, республиканского и местных бюджетов-4,1%. Следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и соответственно снижение объемов таких источников, как средства республиканского и местных бюджетов.
Объем розничного товарооборота малых предприятий в 2003 г. составил 690 млрд. руб.
Финансовую деятельность
малых предприятий
Вместе с тем в 2003 г. возросло количество убыточных малых организаций. Их удельный вес от общего количества составил 27,4%, тогда как в 2002 г. - 25,7%, в 2001 г. - 17,6%. Наибольшее количество убыточных малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании-31%, сельском хозяйстве-30, на транспорте - 28, и в промышленности - 27%.
Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в 2003 г. составил 9,8%. При этом в промышленности он достиг 9,1%, в строительстве- 12,1, торговле и общественном питании - 14,1%. На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 11,3%, в том числе с иностранной собственностью - 8,8, со смешанной собственностью с иностранным участием - 13,9, а на малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность была равна 3,3%.
В 2003 г. удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в объеме ВВП составил 6%, доля налоговых поступлений от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в обшей их сумме по республике составила соответственно 10 и 2%.
В связи с постепенным ростом числа предпринимательских структур актуальной в настоящее время является проблема их обеспечения высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими опытом и знаниями в этой сфере.
Следует отметить, что в целях развития малого предпринимательства в Российской Федерации с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2005 гг.
В соответствии с Концепцией целью государственной политики является формирование условий устойчивого развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Данные условия должны обеспечить:
В соответствии с данной концепцией планируется:
• довести долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки в 2005 г. до 25%;
• увеличить общее
число занятых в данном секторе,
включая численность
Для достижения поставленной цели в области поддержки и развития малого предпринимательства предусматривается:
• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
• оживление деловой активности, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг;
• целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
• совершенствование
финансово-кредитных и
• организация и выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров поддержки малого предпринимательства, инкубаторов малого бизнеса, технопарков и других субъектов инфраструктуры;
• создание информационно-консультационной базы для субъектов малого предпринимательства.
Следует учесть, что перечень мер по поддержке и развитию малого бизнеса становится традиционно-постоянным и включает:
На сегодняшний день приходится констатировать, что на поддержку малого предпринимательства в республике выделяются мизерные суммы от общей величины расходной части республиканского бюджета. Кроме того, наблюдаются негативные тенденции уменьшения расходов по статье «малый бизнес и предпринимательство», а также резкого сокращения внебюджетных источников финансирования.
Имеет место лишь частичное фактическое исполнение финансирования планируемых сумм в рамках ежегодных программ поддержки малого предпринимательства. Так в 2003 г. было предусмотрено выделение из республиканского бюджета почти 512 млн. руб. Фактически же поступило лишь 188 млн. руб., или 37% запланированного объема. Обусловлено это неоплатой платежных поручений Министерством финансов, затянувшимися сроками принятия Программы, длительным периодом реорганизации территориальных органов предпринимательства сроком подбора инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.
Следует также отметить, что в Законе «О бюджете ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на 2003 год отсутствовала статья «малый бизнес и предпринимательство», которая была в предыдущих законах. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости изменения подходов к проводимой государством политике в отношении малого предпринимательства, совершенствования его государственной поддержки.
Основными принципами государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства представляются:
Безусловно, активная государственная политика поддержки предпринимательства стимулирует появление новых предприятий. Причем эта многогранная поддержка должна носить дифференцированный характер в зависимости от стадии и состояния развития предприятий.
Политика государства в отношении вновь создаваемых предприятий наиболее трудоемкая, требует больших организационных усилий со стороны государственных служб и может быть сгруппирована по следующим шести направлениям:
Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе