Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

С 2001 г. наметилась тенденция уменьшения количества малых предприятий при росте индивидуальных предпринимателей. Основные причины этого таковы:

  • усложненность, нестабильность и высокая стоимость процедуры государственной регистрации малых предприятий по сравнению с индивидуальными предпринимателями;
  • меньшие затраты для входа на рынок и соответственно меньший риск для индивидуальных предпринимателей в условиях недостаточной гарантии зашиты права собственности;
  • меньший налоговый пресс и более простые системы налогообложения и бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.

Тенденция сокращения числа  малых предприятий сохранилась  вплоть до середины 2003 г.; в этот период их насчитывалось 26,8 тыс. Однако со второго  полугодия ситуация не только стабилизировалась, но и наметился рост. В результате в конце 2003 г. было зафиксировано 29,4 тыс. малых предприятий. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2003 г. в сравнении с 2002 г. составил 104,6%.

Распределение малых предприятий  по отраслям экономики характеризуется неравномерностью. В основном малые предпринимательские структуры ориентируются на сферу торговли и общественного питания, где их доля на 1 января 2004 г. составила 44,4% к общему количеству малых предприятий; в промышленности их 20,8%, в строительстве- 11,7%, на транспорте - 5,5%.

Остальные отрасли в  составе малых предприятий представлены незначительно. Например, на сельское хозяйство приходится 1,0%. сферу здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения - 2,1%.

Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт  в малом бизнесе занимают около 80 %. Отраслевая структура на протяжении последних лет значительным изменениям не подвергалась.

По формам собственности  наибольший удельный вес к 1 января 2004 г занимали малые предприятия  частной формы собственности - 94,2%, и 5,8% -  государственной. В целом по формам собственности наблюдается тенденция постепенного роста удельного веса частных малых предприятий, а также сокращения доли малых предприятий государственной формы собственности.

Численность занятых  на малых предприятиях в 2003 г., включая совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера, составила около 385 тыс. чел, причем удельный вес работников списочного состава - 86-87%.

Более чем '/3 общего числа  работников малых предприятий на конец 2003 г. были заняты в промышленности, в сфере торговли и общественного питания работало 26% общего числа занятых; строительстве - 15, на транспорте -около 8%, в сельском хозяйстве - 1,5%. Таким образом, в реальном секторе малого предпринимательства было задействовано 86-87% общего числа занятых на данных предприятиях.

Уровень регионального  развития малого бизнеса зависит  от следующих факторов: выгодность географического положения, наличие  сырьевых, трудовых ресурсов, а также  развитой инфраструктуры, уровень доходов  населения, отношение и степень поддержки со стороны государственной власти.

Большая часть малых  предприятий (55%) и индивидуальных предпринимателей (около 25%) сконцентрирована в Москве.

Однако в 2002 г. число  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в г. Москве, снизилось на 4,5%. Одной из весомых причин этого процесса послужил плановый перевод мелкорозничных объектов — киосков и палаток - с центральных улиц Москвы в стационарные помещения.

Основной проблемой  областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.

Крайне слабо развито  малое предпринимательство в  малых городах и сельской местности, хотя именно для них характерны наибольший дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства и т.п.

Сравнительный анализ по уровню и темпам развития в разрезе  малых предприятий и экономики  республики в целом показывает, что  эти показатели в малом бизнесе в сопоставимых ценах, начиная с 2000 г., имеют более высокие значения.

Так, производство промышленной продукции на малых предприятиях в 2003 г. достигло 1 трлн. 640 млрд. руб., в  том числе объем продукции  малых предприятий промышленности - около 95%. По 26% общего объема промышленной продукции, произведенной малыми предприятиями промышленности, приходится на машиностроение и металлообработку, а также пищевую промышленность. Около 15 % занимает продукция химической и нефтехимической промышленности, 11 - лесной и деревообрабатывающей, 7% - продукция легкой промышленности.

Что касается инвестиций, то малыми предприятиями в 2003 г. были введены основные фонды на сумму 255 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 310 млрд. руб.

В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц, включая кредиты, в 2003 г. составили 76,8%, иностранных инвесторов и кредитов - 15,7, республиканского и местных бюджетов-4,1%. Следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и соответственно снижение объемов таких источников, как средства республиканского и местных бюджетов.

Объем розничного товарооборота малых предприятий в 2003 г. составил 690 млрд. руб.

Финансовую деятельность малых предприятий характеризуют  следующие показатели. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2003 г. составила 12 трлн. 600 млрд. руб., прибыль от реализации - 404 млрд. руб., размер балансовой прибыли - 302 млрд. руб.

Вместе с тем в 2003 г. возросло количество убыточных малых организаций. Их удельный вес от общего количества составил 27,4%, тогда как в 2002 г. - 25,7%, в 2001 г. - 17,6%. Наибольшее количество убыточных малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании-31%, сельском хозяйстве-30, на транспорте - 28, и в промышленности - 27%.

Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг  в 2003 г. составил 9,8%. При этом в промышленности он достиг 9,1%, в строительстве- 12,1, торговле и общественном питании - 14,1%. На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 11,3%, в том числе с иностранной собственностью - 8,8, со смешанной собственностью с иностранным участием - 13,9, а на малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность была равна 3,3%.

В 2003 г. удельный вес добавленной  стоимости малых предприятий  в объеме ВВП составил 6%, доля налоговых поступлений от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в обшей их сумме по республике составила соответственно 10 и 2%.

  • Таким образом, анализ развития малого предпринимательства позволил выявить следующие его тенденции и особенности: постоянный рост числа индивидуальных предпринимателей;
  • ориентированность малых предприятий на осуществление торгово-посреднической деятельности;
  • неравномерность развития предпринимательского сектора, сосредоточенного в основном в Москве и областных центрах;
  • увеличение числа убыточных малых предприятий;
  • сохранение незначительной доли малого предпринимательства в ВВП (6-7% с 1998 по 2003 г.);
  • преобладание основных показателей деятельности сектора малых предприятий в сравнении с экономикой государства в целом;
  • постепенное увеличение вклада малого бизнеса в экономику страны.

В связи с постепенным  ростом числа предпринимательских  структур актуальной в настоящее  время является проблема их обеспечения  высококвалифицированными управленческими  кадрами, обладающими опытом и знаниями в этой сфере.

Следует отметить, что  в целях развития малого предпринимательства  в Российской Федерации с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2005 гг.

В соответствии с Концепцией целью государственной политики является формирование условий устойчивого  развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Данные условия должны обеспечить:

  • во-первых, повышение темпов развития малого предпринимательства, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса и, как следствие, рост эффективности национальной экономики;
  • во-вторых, повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства - вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных слоев общества, а также увеличение доходов населения, в том числе путем вовлечения в бизнес безработных.

В соответствии с данной концепцией планируется:

•   довести долю малого и среднего предпринимательства  в общем объеме выручки в 2005 г. до 25%;

•  увеличить общее  число занятых в данном секторе, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 700 тыс. чел.

Для достижения поставленной цели в области поддержки и  развития малого предпринимательства  предусматривается:

•  совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства;

•   оживление деловой  активности, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг;

•  целенаправленное формирование системы государственной  и общественной поддержки малого предпринимательства;

•   совершенствование  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также формирование новых источников финансирования субъектов  малого предпринимательства;

•   организация  и выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров поддержки малого предпринимательства, инкубаторов малого бизнеса, технопарков и других субъектов инфраструктуры;

•  создание информационно-консультационной базы для субъектов малого предпринимательства.

Следует учесть, что перечень мер по поддержке и развитию малого бизнеса становится традиционно-постоянным и включает:

  • совершенствование нормативной правовой базы;
  • ресурсное и финансовое обеспечение;
  • инновационно-производственную поддержку малых предприятий;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение.

На сегодняшний день приходится констатировать, что на поддержку малого предпринимательства  в республике выделяются мизерные суммы  от общей величины расходной части республиканского бюджета. Кроме того, наблюдаются негативные тенденции уменьшения расходов по статье «малый бизнес и предпринимательство», а также резкого сокращения внебюджетных источников финансирования.

Имеет место лишь частичное  фактическое исполнение финансирования планируемых сумм в рамках ежегодных программ поддержки малого предпринимательства. Так в 2003 г. было предусмотрено выделение из республиканского бюджета почти 512 млн. руб. Фактически же поступило лишь 188 млн. руб., или 37% запланированного объема. Обусловлено это неоплатой платежных поручений Министерством финансов, затянувшимися сроками принятия Программы, длительным периодом реорганизации территориальных органов предпринимательства сроком подбора инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.

Следует также отметить, что в Законе «О бюджете ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на 2003 год отсутствовала статья «малый бизнес и предпринимательство», которая была в предыдущих законах. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости изменения подходов к проводимой государством политике в отношении малого предпринимательства, совершенствования его государственной поддержки.

Основными принципами государственной  политики в области поддержки  и развития предпринимательства  представляются:

  • обеспечение строгого соблюдения требований Конституции ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, актов законодательства, регламентирующих вопросы социально-экономического развития государства
  • совершенствование и поиск новых форм работы в вопросах поддержки малого предпринимательства
  • обеспечение субъектам данной сферы прав и возможностей при получении государственной поддержки
  • делегирование части функций по поддержке и развитию малого предпринимательства с республиканского на местный уровень
  • открытость, гласность. Систематическое информирование юридических лиц и граждан о реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства.

Безусловно, активная государственная  политика поддержки предпринимательства  стимулирует появление новых  предприятий. Причем эта многогранная поддержка должна носить дифференцированный характер в зависимости от стадии и состояния развития предприятий.

Политика государства  в отношении вновь создаваемых  предприятий наиболее трудоемкая, требует  больших организационных усилий со стороны государственных служб и может быть сгруппирована по следующим шести направлениям:

Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе