Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа
Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
- оказание всеобъемлющей помощи малым и средним предприятиям;
- финансовая поддержка предпринимательства;
- оказание помощи в создании эффективной системы управления предприятием (менеджмента);
- информационная поддержка бизнеса;
- стимулирование
- создание климата
для предпринимательства в
Первое направление - оказание всеобъемлющей помощи малым и средним предприятиям. Эта помощь должна носить стратегический характер, так как, поддерживая малый и средний бизнес, государство создает мощный потенциал и для развития крупных фирм, ибо почти всякое крупное предприятие проходит ту же стадию, что и малое.
В США с целью поддержания малого бизнеса и защиты его интересов в 1953 году Конгрессом был создан специальный орган управления малым предпринимательством - Администрация по делам малого бизнеса (АМД) - как независимое федеральное агентство.
В России назрела необходимость создания специального органа по поддержке малого предпринимательства при правительстве Российской Федерации. Деятельность такого органа управления будет включать координацию взаимодействия центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства; участие в выработке и реализации программ развития предпринимательства прежде всего в сфере материального производства; взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству; содействие в создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в сектор малого бизнеса.
Второе направление в деятельности государства для поддержки малого предпринимательства – это помощь в обеспечении финансовыми ресурсами, которая может поступать по двум линиям: непосредственное финансирование бизнеса и косвенное - путем предоставления помещений, оборудования, снижения стоимости коммунальных услуг, арендной платы и т.д.
Государственная поддержка финансирования новых фирм и предприятий может осуществляться следующим образом.
1. Учреждение инвестиционного фонда по поддержке малого и среднего бизнеса. Главной задачей такого фонда должно стать инвестирование малого бизнеса путем размещения средств на конкурсной основе.
2. Обеспечение государственных гарантий под заем и кредиты, к которым относятся: обычные ссуды в размере 250—500 тыс. долл. сроком до 25 лет. Средний размер ссуды можно определить в 100-120 тыс, долл. сроком на 7-8 лет.
3. Ссуды для экономического
развития регионов с помощью
создания рабочих мест и
4. Кредитная линия для финансирования малых фирм, выходящих на внешний рынок.
5. Финансовая помощь на случай стихийных бедствий.
6. Финансирование малого
бизнеса, нуждающегося в
7. Осуществление посреднической деятельности между инвесторами и фирмами.
Помимо непосредственной финансовой поддержки бизнеса государство может осуществлять помощь в виде предоставления помещений и оборудования. Наиболее эффективным инструментом для этого служат бизнес-инкубаторы. Государство делает скидки по таким статьям расходов, как коммунальные услуги и накладные расходы. Таким образом, у учредителей фирмы появится возможность использовать больше денежных средств на развитие предприятия.
Третье направление в деятельности государства – это помощь в создании эффективной системы управления предприятием. Одна из главных причин прекращения деятельности предприятия заключается в неэффективном менеджменте. Малые предприятия терпят неудачу при возникновении трудностей в следующих сферах: производство (технология, ноу-хау), маркетинг (планирование и реализация планов производства и продаж), финансовый маркетинг и контроль, организационная структура и управленческое мастерство.
Кроме того, государство
может также оказывать бухгалте
Четвертое направление - обширная информационная поддержка бизнеса, что включает в себя информацию об имеющихся рынках, о потребительских предпочтениях, технологических нововведениях, производствах или продуктах, нуждающихся в улучшении. Такая информация позволит будущим предпринимателям найти открывающиеся ниши рынка, возможности совершенствования продуктов или производств, а также новые подходы в сфере организации бизнеса. Создание научных и технологических центров, сотрудничество университетов и институтов с бизнесом, распространение патентной информации, коммерциализация государственных исследований - это все виды возможной информационной поддержки малого бизнеса со стороны государства.
Пятое направление - стимулирование предпринимательской активности от торгово-посреднической деятельности к производственной. Сокращениё всевозможных инструкций и ограничений, контроля со стороны различных органов управления, ликвидация бюрократических проволочек при решении предпринимательских проблем станут важными факторами на пути оживления предпринимательской активности.
Как уже упоминалось, важным условием жизнедеятельности малого предприятия является соответствующее позитивное отношение к нему со стороны местных властей. Таким образом, на мой взгляд необходимо всем местным органам управления разработать определенные программы поддержки малого бизнеса в своих областях (городах) и районах. Такие программы должны включать широкий спектр вопросов, по которым, соответственно, местные органы власти способны предложить определенные меры помощи.
Таким образом, рассмотренная нами система мер государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой многоуровневое управление, включающее:
- государственный уровень
управления предпринимательство
- региональный уровень
управления
- локальный уровень управления в виде областных (городских) центров развития малого бизнеса;
- уровень отдельной фирмы в лице предпринимателя и его команды.
В условиях России региональный уровень управления предпринимательством может включать два-три региона, связанных между собой общностью отраслей производства и наличием соответствующей, например, квалифицированной рабочей силы. Региональные центры развития малого бизнеса исходят, в первую очередь, из программ экономического роста соответствующих территорий и соответственно оказывают поддержку в расширении малого бизнеса и его диверсификации.
Задачей областных центров развития малого предпринимательства (областных, городских, районных) должна стать как можно более широкая и разносторонняя конкретная помощь вновь создаваемым малым предприятиям. К ней следует подключить работу консалтинговых, информационных центров и, возможно, бизнес-инкубаторов. Проведение обучения менеджеров малых предприятий - также важная задача областных и местных органов управления.
Четвертый уровень управления представлен функциями самого предпринимателя (и его команды) на трех этапах деятельности малого предприятия - подготовительном этапе и на этапах создания, а затем и самой деятельности этого предприятия (правая колонка). На схеме отражены только основные действия предпринимателя на этих этапах, естественно, что они разбиваются на значительно большее число задач, которые ему (или нескольким предпринимателям) приходится решать в своей предпринимательской деятельности.
Схема 1. Многоуровневая система управления предпринимательством в Российской Федерации
Агентство по поддержке малого предпринимательства (государственный уровень) 1 Финансовая поддержка предпринимательства. 2. Оказание помощи
в создании эффективной 3. Оказание информационной поддержки бизнеса. 4. Стимулирование |
Региональные центры развития малого бизнеса (региональный уровень) 1. Программа экономического
роста региона и создание 2. Оказание технологической помощи малому бизнесу. 3. Расширение существующего бизнеса, его диверсификация и дальнейший рост. 4. Объединение государственных,
региональных ресурсов с 5. Оказание помощи
во внешнеэкономической 6. Привлечение |
Областные (городские) центры развития малого бизнеса (локальный уровень) 1. Консалтинговые центры. 2. Обучающие программы для предпринимателей. 3. Помощь по заключению контрактов малых предприятий с государством. 4. Программы по обеспечению микрозаймов. 5. Информационная поддержка бизнеса. 6. Создание бизнес-инкубаторов. 7. Проведение конференций, посвященных проблемам малого и среднего бизнеса. |
Предприниматель и его команда (уровень управления предприятием)
Управление созданием малого предприятия 1. Оценка бизнес-идеи
на соответствие критериям 2. Выбор организационной формы. 3. Разработка бизнес-плана. 4. Регистрация предприятия. |
Управление функционированием малого предприятия 1. Стадия создания и становления. 2. Стадия достижения проектируемых показателей. 3. Стадия дальнейшего роста. 4. Стадия зрелости. |
Описанная структура (система)
государственной поддержки
2.4 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Опыт деятельности малых
предприятий в странах с
Региональные различия по рождаемости новых фирм и темпам роста действующих фирм в столичных и периферийных регионах свидетельствуют о необходимости учета их особенностей при формировании национальной политики поддержки малого бизнеса. Особенно остро этот вопрос стоит в менее развитых регионах, где темпы экономической трансформации и реструктуризации были невысоки.
Значительное число опрошенных предпринимателей заявили, что у них есть инновативные продукты, однако уровень инновативности в общем случае невысок. Опыт развитых экономик свидетельствует, что малые фирмы могут реализовать свой инновативный потенциал (и, таким образом, внести вклад в инновационную активность региона) только при наличии внешних условий, содействующих инновационной деятельности. Одним из приоритетов является разработка и внедрение такой инновационной политики, которая наряду с крупными предприятиями и проектами признавала бы и активизировала потенциал малых фирм.
Увеличение доходов в стране обычно с развитием рынков за рубежом. Малым же фирмам из-за их размера сложно осваивать такие рынки, поэтому правительства на Западе разрабатывают специальные программы содействия экспорту. Результаты проекта показали, что в трех изучаемых странах процент экспортеров среди малых фирм в страны СНГ или Центральной и Восточной Европы очень невелик, но еще меньше фирм имели рынки в западных государствах. Формирование программ поддержки малых фирм - потенциальных экспортеров должно стать приоритетом политики в этих странах, также как и снятие барьеров внутреннего характера, таких, как отсутствие финансовых средств на развитие из-за непосильных налогов.
Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе