Развитие нервной системы и основные выводы этологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:56, реферат

Описание работы

Раздражимость (возбудимость) — способность реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое. Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем. Таким образом, раздражимость - это способность организмов реагировать на биологически значимые внешние воздействия некими изменениями.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 143.03 Кб (Скачать)

В третьем советском периоде  Бехтерев создает общие основы рефлексологии. Согласно его концепции рефлекторное поведение подчиняется двойной  детерминации: механической и биологической. Принцип механической причинности  опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли, все формы поведения  есть преобразование энергии. Согласно биологической детерминации, рефлекс  есть способ установления равновесия между организмом и средой. Исследуя биологически механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль  о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Наследницей Бехтерева явилась Ленинградская психологическая школа. В.Н.Мясищев, А.В.Ярмоленко, Б.Г.Ананьев, составившие ее ядро, были прямыми учениками Бехтерева.

 

Центральная нервная  система.

 

Центральная нервная система (ЦНС) — основная часть нервной  системы животных и человека, состоящая  из нейронов и их отростков; представлена у беспозвоночных системой тесно  связанных между собой нервных  узлов (ганглиев), у позвоночных животных и человека — спинным и головным мозгом.

 

Главная и специфическая  функция ЦНС — осуществление  простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. У высших животных и человека низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый  мозг, средний мозг, промежуточный  мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем высокоразвитого  организма, осуществляют связь и  взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность  его деятельности. Высший отдел ЦНС  — кора больших полушарий головного  мозга и ближайшие подкорковые  образования — в основном регулирует связь и взаимоотношения организма  как единого целого с окружающей средой.

ЦНС связана со всеми органами и тканями через периферическую нервную систему, которая у позвоночных  включает черепно-мозговые нервы, отходящие  от головного мозга, и спинномозговые нервы — от спинного мозга, межпозвонковые нервные узлы, а также периферический отдел вегетативной нервной системы  — нервные узлы, с подходящими  к ним (преганглионарными, от латинского ганглион) и отходящими от них (постганглионарными) нервными волокнами. Чувствительные, или афферентные, нервные приводящие волокна несут возбуждение в ЦНС от периферических рецепторов; по отводящим эфферентным (двигательным и вегетативным) нервным волокнам возбуждение из ЦНС направляется к клеткам исполнительных рабочих аппаратов (мышцы, железы, сосуды и т. д.). Во всех отделах ЦНС имеются афферентные нейроны, воспринимающие приходящие с периферии раздражения, и эфферентные нейроны, посылающие нервные импульсы на периферию к различным исполнительным эффекторным органам. Афферентные и эфферентные клетки своими отростками могут контактировать между собой и составлять двухнейронную рефлекторную дугу, осуществляющую элементарные рефлексы (например, сухожильные рефлексы спинного мозга). Но, как правило, в рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами расположены вставочные нервные клетки, или интернейроны. Связь между различными отделами ЦНС осуществляется также с помощью множества отростков афферентных, эфферентных и вставочных нейронов этих отделов, образующих внутрицентральные короткие и длинные проводящие пути. В состав ЦНС входят также клетки нейроглии, которые выполняют в ней опорную функцию, а также участвуют в метаболизме нервных клеток. Головной и спинной мозг одет тремя мозговыми оболочками: твёрдой, паутинной и сосудистой и заключён в защитную капсулу, состоящую из черепа и позвоночника.

 

Твёрдая — наружная, соединительноглотательная, выстилает внутреннюю полость черепа и позвоночного канала. Паутинная расположена под твёрдой — это тонкая оболочка с небольшим количеством нервов и сосудов. Сосудистая оболочка сращена с мозгом, заходит в борозды и содержит много кровеносных сосудов.

 

Спинной мозг находится в  позвоночном канале и имеет вид  белого тяжа. По передней и задней поверхности  спинного мозга расположены продольные борозды. В центре проходит спинно-мозговой канал, вокруг него сосредоточено серое вещество — скопление огромного количества нервных клеток, образующих контур бабочки.

 

Белое вещество спинного мозга  образует проводящие пути, которые  тянутся вдоль спинного мозга, соединяя как отдельные его сегменты друг с другом, так и спинной мозг с головным. Одни проводящие пути называются восходящими или чувствительными, передающими возбуждение в головной мозг, другие — нисходящими или двигательными, которые проводят импульсы от головного мозга к определённым сегментам спинного мозга. Они выполняют две функции — рефлекторную и проводниковую. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга, который регулирует спинномозговые рефлексы.

 

Головной мозг человека расположен в мозговом отделе черепа. Средняя  его масса 1300—1400 г. Рост мозга продолжается до 20 лет. Состоит он из 5-ти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Внутри головного мозга находятся 4 сообщающиеся между собой полости  — мозговые желудочки. Они заполнены  спинномозговой жидкостью. Филогенетически  более древняя часть — ствол  головного мозга. Ствол включает продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг. 12 пар черепных нервов лежат в стволе мозга. Стволовая часть мозга прикрыта полушариями головного мозга.

 

Продолговатый мозг — продолжение  спинного мозга и повторяет его  строение; на передней и задней поверхности  залегают борозды. Он состоит из белого вещества, где рассеяны скопления  серого вещества — ядра, от которых  берут начало черепные нервы —  с 9 по 12-ю пару.

 

Задний мозг включает варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост снизу ограничен продолговатым мозгом, сверху переходит в ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка. Мозжечок расположен сзади моста и продолговатого мозга. Поверхность его состоит из серого вещества (кора). Под корой — ядра.

 

Средний мозг расположен впереди  варолиева моста, он представлен четверохолмием и ножками мозга. Промежуточный мозг занимает самое высокое положение и лежит спереди ножек мозга. Состоит из зрительных бугров, надбугорной, подбугорной области и коленчатых тел. По периферии промежуточного мозга находится белое вещество. Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий и соединяющей их срединной части. Борозды делят поверхность полушарий на доли; в каждом полушарии различают 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

 

Деятельность анализаторов отражает в нашем сознании внешний  материальный мир. Деятельность коры головного  мозга человека и высших животных определена И. П. Павловым как высшая нервная деятельность, представляющая собой условнорефлекторную функцию коры головного мозга.

Этология

 

Этология человека: предмет и задачи исследования

 

Методологической базой  этологии человека являются эволюционная биология, общая этология, когнитивная  и социальная психология, психолингвистика, семиотика, культурная антропология. Однако этология человека не дублирует эти дисциплины и имеет свою собственную сферу компетенции и собственный предмет исследования [Eibl-Eibesfe[dt, 1979]. Несмотря на исходное скептическое отношение к этой области знания, к настоящему времени многие специалисты признают за нею полное право на существование [Панов, 1989]. То обстоятельство, что в этологии человека применяется сравнительно-эволюционный подход, делает ее просто незаменимой в обшей системе наук о человеке и определяет ее место в этой системе.

 

Что такое этология человека? И. Айбл-Айбесфельдт [Eibl-Eibesfeldt, 1989] исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы , приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.

 

Важным аспектом исследований в этой области является также  изучение человеческих взаимодействий в повседневной жизни и сравнительный  кросс-культурный анализ поведенческих  универсалий, их непосредственных механизмов и первичных причин возникновения [Бутовская, 1988] . Этология человека исследует также и культурно-специфические формы поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в реальное противоречие с предсказаниями эволюционной биологии [Schiefenhovel, 1997]. 3ти обстоятельства заставляют пересмотреть первичное определение данной науки. По нашему мнению, этология человека являет собой поведенческую антропологию - науку, изучающую взаимодействие биологического и социального в поведении человека [Бутовская, 1998]. Этологи изучают, каким образом общие эволюционные тенденции реализуются в условиях различных культур. В перспективе этология человека может способствовать взаимопониманию между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами. 3та наука, как область знаний о поведении человека, заполняет, в сущности, лакуны, которые оставались пустыми до последнего времени и были вне поля зрения психологии, культурной антропологии или социологии. Она изучает поведение человека в ином, эволюционном ракурсе.

 

Приведем в качестве примера  данные об одном из направлений этологии человека - этологической психиатрии. Исходной базой для него послужила  собственно этологии (наука о биологических  основах поведения) и кинесика (наука о языке тела) [Самохвалов, 1993]. Причина, по которой этологические методы приобрели большую популярность среди психиатров, заключается в том, что этот подход обеспечивал хорошее знание нормы (например, этограмма - набор элементов невербальной коммуникации), наблюдения за внешними поведенческими отклонениями от которой значительно облегчили диагностику патологии, связанной с конкретными психическими заболеваниями [Корнетов и др., 1990]. Это особенно актуально, когда речь идет о пациентах, страдающих отсутствием речи и во многом неадекватно реагирующих на опросы и тестирование. В.П. Самохвалов [Самохвалов, 1993, с. 123] указывает, что благодаря этологии предоставляется реальная возможность провести типологический анализ и уяснить структуру невербального поведения для диагностики и прогноза; выявить причины конкретного поведения (генетические, биохимические).

 

Этология и  бихевиоризм: разные парадигмы в  исследовании поведения

 

Этология как наука  возникла и развивалась в постоянной дискуссии с бихевиоризмом. К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд постоянно подчеркивали, что поведение животных и человека имеет под собой биологические корни и основано на врожденных предрасположенностях. Сами предрасположенности и пути их реализации в онтогенезё заложены в генетической программе вида, но их реализация происходит на базе взаимодействия индивида со средой и под воздействием внешних факторов. Этологи противопоставили концепцию врожденного и видоспецифичного парадигме бихевиористов, в которой формирование поведения объяснялось исключительно с позиций выработки условных рефлексов. Бихевиористы полагали, что любые навыки формируются на основе фиксации конкретной цепи физиологических действий.

 

Бихевиоризм как научное  направление восходит к теории условных рефлексов И.П. Павлова, представленной им европейским коллегам на конгрессе 1906 г. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон и его последователи применили  рефлекторные подходы к объяснению процессов научения у животных и  человека [Watson, 1914; 1930]. Крайним выражением бихевиоризма является идея Б. Скиннера о том, что поведением животного можно полностью управлять, создав необходимый порядок подкреплений [Skinner, 1938]. Отрицание врожденной поведенческой программы наиболее ярко воплотилось в исследованиях по научению детей. В 70-е годы Б.Скиннер и его коллеги прямо заявили, что путем умелого манипулирования поощрениями и наказаниями абсолютно любое поведение человека может стать условным, закрепленным [Skinner, 1974].

 

Насколько популярной стала  идея рефлекторного формирования поведения  и как глубоко она утвердилась  в науках о человеке, можно судить по высказываниям З. Кьюо, одного из американских психологов - сторонников концепции рефлекторного поведения, сделанных всего около тридцати лет назад [Кио, 1967]. Он заявлял, что даже при условии замены человеческого мозга на мозг шимпанзе, не произойдет никаких внешних изменений поведения, поскольку само тело на основе опыта и под влиянием уже сформированных условных рефлексов диктует мозгу, что нужно делать.

 

С точки зрения бихевиористов, при умелом воздействии на поведение можно вызывать его появление в нужном контексте и в нужное время.

 

Этологи придерживались иных представлений, отмечая, что внутренние побуждения могут находить выход  и спонтанно, без внешнего стимула. Вторым принципиальным отличием бихевиоризма от этологии является полное пренебрежение  идеей об адаптивности поведенческих  стратегий (этологи настаивали на том, что многие аспекты поведения  имеют реальную ценность для выживания  вида). Возражая против бихевиористского подхода в изучении поведения, этологи показали, что далеко не все виды активности можно модифицировать путем подкрепления. Ряд поведенческих характеристик остаются устойчивыми, несмотря на все попытки экспериментаторов сформировать у подопытных животных новую модель поведения [Мак-Фарленд, 1988].

 

Научение обеспечивает виду приспособленность к реальным условиям среды, в этом аспекте последствия  научения адаптивны и повышают приспособленность  особи в конкретных условиях среды. Если действия среды постоянны и  неизменны (например, действие сил гравитации, суточные колебания света и темноты  или сезонные колебания среды), научение не является необходимым. Реакция животных на такие колебания является жестко запрограммированной. Научение может происходить в определенные, четко фиксированные периоды онтогенеза, и такие чувствительные периоды являются видоспецифической врожденной характеристикой, относительно независимой от индивидуальной изменчивости. Способность детей к освоению языка прослеживается в возрасте от двух до семи лет и не зависит от того, какой, собственно, язык дети вокруг себя слышат.

 

Наконец бихевиористы и этологи различались принципиально самой схемой и целями исследований. Для этологов было очевидным, что наблюдение и описание должно предшествовать анализу поведения, что понять функции поведения можно только путем наблюдения за естественным поведением вида в естественных для него условиях обитания. Для бихевиористов основная задачаза заключалась в исследовании путей и метопов, с помощью которых поведение можно формировать и моделировать по намеченному заранее плану.

Информация о работе Развитие нервной системы и основные выводы этологии