Принципиальные особенности современной картины мира

Автор: v*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.

Содержание

Введение 3
Принципиальные особенности современной научной картины мира 5
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы построения научной картины мира 10
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 12
Заключение 14
Список используемых источников 15

Работа содержит 1 файл

Принципиальные особенности картины мира.docx

— 24.01 Кб (Скачать)

2. Основные  принципы построения научной  картины мира

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно  сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить  в тупик человека, привыкшего к  согласующимся со здравым смыслом  классическим научным представлениям. Идеи начала времени; корпускулярно-волнового  дуализма квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать  виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине  мира немножко "безумный" вид.

Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

- системность;

- глобальный  эволюционизм;

- самоорганизация;

- историчность.

Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным  закономерностям существования  и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как  наиболее крупная из известных нам  систем, состоящая из огромного множества  элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество  взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении  у целостной системы новых  свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации  является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более  высоких уровней [5].

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря  иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент  любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм — это признание невозможности  существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует  о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного  процесса начатого Большим взрывом.

Самоорганизация — наблюдаемая способность материи  к самоусложнению и созданию все  более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное  состояние, по-видимому, сходен для  систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное [5].

3. Общие  контуры современной естественно-научной картины мира

Словосочетание  «научная картина мира» подразумевает  некую аналогию между совокупностью  описывающих реальный мир научных  абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно  разместил все предметы мира. Как  и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.

Удачные же аналогии обладают удивительным свойством —  их можно развернуть дальше, сделать  подробнее, и при этом сходство с  объектом аналогии сохранится! Попробуем  проделать эту операцию с нашими «картинами мира».

Настоящие живописные полотна имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.

Античный ученый мир рисовал свою «картину» с  большой долей фантазии и выдумки, сходство же с реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала  суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).

Нынешняя научная  картина мира «оживила» неподвижную  доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие! Описание истории Вселенной потребовало  уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному  этапу ее развития. Это главная  принципиальная особенность современной  естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма [3].

Однако есть еще одна особенность современной  научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается  в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности  настоящей, да и любой другой научной  картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые  составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру [5].

Заключение

В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции  развития научного знания, которые  привели к воссозданию общенаучной  картины мира как целостной системы  научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система  представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской  программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты.

Как базисные основания  современной общенаучной картины  мира принципы универсального эволюционизма  демонстрируют свою ценность именно сейчас, когда наука перешла к  изучению нового типа объектов - саморазвивающихся (в отличие от простых и саморегулирующихся систем, исследуемых на предшествующих этапах функционирования науки). Саморазвивающиеся  объекты характеризуются иерархией  уровней и появлением по мере развития все новых уровней, которые воздействуют на ранее сложившиеся и видоизменяют их. Включив в орбиту исследования новый тип объектов, наука вынуждена искать и новые основания их анализа. С этих позиций общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах универсального эволюционизма, выступает глобальной исследовательской программой, которая определяет стратегию исследования такого рода объектов. Причем эта стратегия исследования реализуется как на дисциплинарном, так и на междисциплинарном уровнях.

Список  используемых источников

Солопов Е.Ф. КСЕ: Учебное пособие для вузов. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.

А.А. Горелов. КСЕ: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.

Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания//М: изд-во «Юнити», 2003 г.

Силк Дж. Большой  взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982 г.

Концепция современного естествознания: учебник студентов  для вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н., В.П. Ратникова – 4-е издан. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008г.

Информация о работе Принципиальные особенности современной картины мира