Автор: v*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:50, реферат
Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.
Введение 3
Принципиальные особенности современной научной картины мира 5
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы построения научной картины мира 10
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 12
Заключение 14
Список используемых источников 15
2. Основные принципы построения научной картины мира
Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени; корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.
Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:
- системность;
- глобальный эволюционизм;
- самоорганизация;
- историчность.
Данные принципы
построения научной картины мира
в целом соответствуют
Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.
Под системой обычно
понимают некое упорядоченное множество
взаимосвязанных элементов. Эффект
системности обнаруживается в появлении
у целостной системы новых
свойств, возникающих в результате
взаимодействия элементов. Другой важной
характеристикой системной
Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.
Глобальный эволюционизм
— это признание невозможности
существования Вселенной и всех
порождаемых ею менее масштабных
систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий
характер Вселенной, кроме того, свидетельствует
о принципиальном единстве мира, каждая
составная часть которого есть историческое
следствие глобального
Самоорганизация
— наблюдаемая способность
Эти принципиальные
особенности современной
3. Общие
контуры современной
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.
Удачные же аналогии обладают удивительным свойством — их можно развернуть дальше, сделать подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать эту операцию с нашими «картинами мира».
Настоящие живописные полотна имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.
Античный ученый мир рисовал свою «картину» с большой долей фантазии и выдумки, сходство же с реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).
Нынешняя научная картина мира «оживила» неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие! Описание истории Вселенной потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. Это главная принципиальная особенность современной естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма [3].
Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру [5].
Заключение
В конце XX столетия
возникли принципиально новые тенденции
развития научного знания, которые
привели к воссозданию
Как базисные основания
современной общенаучной
Список используемых источников
Солопов Е.Ф. КСЕ: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
А.А. Горелов. КСЕ: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.
Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания//М: изд-во «Юнити», 2003 г.
Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982 г.
Концепция современного естествознания: учебник студентов для вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н., В.П. Ратникова – 4-е издан. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008г.
Информация о работе Принципиальные особенности современной картины мира