Принципиальные особенности современной научной картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
Особенности научной картины мира……………………………………………………..4
1.1 Понятие научной картины мира……………………………………………………….4
1.2 Функции научной картины мира………………………………………………………6
Основные принципы построения научной картины мира…………………….7
2.1 Исторические этапы формирования научной картины мира………….7
2.2 Структура научной картины мира……………………………………………………..9
Общие контуры современной научной картины мира…………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………..…………………………….17

Работа содержит 1 файл

контрольная КСЕ.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

Филиал Государственного общеобразовательного учреждения

Высшего профессионального  образования РФ – ВЗФЭИ в г. Омске

Кафедра философии, истории и права. 
 
 
 

Контрольная работа

по учебной  дисциплине: Концепции современного естествознания

на тему: Принципиальные особенности современной  научной

 картины  мира. 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса (вечер)

Факультет: финансово-кредитный

Литвинова Ю.Я.

Проверил:

Профессор Баранов Г.В. 
 
 
 
 

Омск 2009.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3

  1. Особенности научной картины мира……………………………………………………..4

    1.1 Понятие научной картины мира……………………………………………………….4

    1.2 Функции научной картины мира………………………………………………………6

  1. Основные принципы построения научной картины мира…………………….7

    2.1 Исторические этапы формирования научной картины мира………….7

    2.2 Структура научной картины мира……………………………………………………..9

  1. Общие контуры современной научной картины мира…………………………12

    Заключение…………………………………………………………………………………………….15

    Список  литературы…………………………………………………..…………………………….17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать  этот мир и осознать свое место  в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях  природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием  ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль  научного мышления на данном этапе  развития науки и культуры человечества.

В каждый период развития человечества формируется научная  картина мира, которая отражает объективный  мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки  и практики. Кроме того, картина  мира содержит и нечто такое, что  на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места  в картине мира придется дополнять.

     Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует  действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся  на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений  и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального  мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе  ее исторического развития.

       При описании картины мира  эти связи фиксируются в виде  системы научных принципов, на  которые опирается исследование  и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание.

     Необходимо  учитывать, что благодаря человеческой деятельности реализуются возможные  и не противоречащие законам природы, но в то же время маловероятные  для нее, линии развития. Подавляющее  большинство объектов и процессов, порожденных человеческой деятельностью, принадлежит к области искусственного, не возникающего в самой природе  без человека и его активности. А поскольку наука создает  предпосылки для появления в  технико-технологических приложениях  широкого спектра такого рода "искусственных" объектов и процессов, постольку  можно полагать научную картину  мира в качестве предельно абстрактной "матрицы" их порождения. И в  этом смысле можно сказать, что научная  картина мира, будучи упрощением, схематизацией  действительности, вместе с тем включает и более богатое содержание по сравнению с актуально существующим миром природных процессов, поскольку  она открывает возможности для  актуализации маловероятных для  самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.

1.Особенности  научной картины  мира.

     1.1 Понятие научной  картины мира.

     Логико-гносеологический анализ показывает, что понятие "научная  картина мира" и его составляющие носят конкретно-исторический характер и меняются на протяжении развития человеческой цивилизации и самой  науки. Все три термина – "научная", "картина", "мир" являются весьма многозначными, неся значительную философски-мировоззренческую нагрузку.

     В настоящее время термином "мир" обозначают различные фрагменты объективной реальности: масштабные земные процессы; метагалактику и космические образования (космические миры); саму Вселенную; совокупность разнокачественных вселенных; весь Универсум (Мультимир) как единую систему, включающую в себя и многообразие вселенных (мегамир), и микроэволюционные процессы и явления (например, вакуумноподобное состояние), и макромир с его подсистемами, куда входит земная материя. Применительно к общенаучной научной картине мира целесообразно использовать именно последнюю интерпретацию.

     Что касается понятия "картина", то высказывается  мнение о его метафоричности. На самом деле можно констатировать обратное: происходит наполнение данного  термина действительным, полностью  ему соответствующим содержанием. Этому во многом способствует компьютерная виртуальная реальность. Фрагменты, системы, явления объективной реальности – космоса, микромира, генетической структуры, человека и отдельных  его подсистем, не только получают визуальное отображение, но данные образы превращаются в многоцветные, объемные, подвижные, изменяющиеся в пространстве и во времени.

     Термин "научная", во-первых, указывает  источник происхождения знаний о  мире, а именно – науку, а во-вторых, подчеркивает истинность (научность) этих знаний. Но в научной картине мира всегда будут присутствовать гипотезы, догадки, интуитивные предположения. В них концентрируется все  то, что еще не объяснено и не имеет определенной теоретической  формы. Новые умозрительные построения и гипотезы, постепенно обретая четкую форму и содержание, приводят не только к расширению и углублению картины мира, но на конкретном историческом этапе – к структурной перестройке, являясь залогом ее совершенствования.

     1.2 Функции научной  картины мира.

     К числу функций научной картины  мира относятся систематизирующая, объяснительная, информативная и  эвристическая.

     Систематизирующая функция научной картины мира определяется, в конечном счете, синтетическим  характером научного знания. Научная  картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть  теоретических положений и выводов  была получена из небольшого числа  фундаментальных законов и принципов.

     В рамках научной картины мира устанавливаются  связи между различными теориями, законами, принципами, понятиями, выявляется общее в этих элементах научного знания, устанавливается субординация между ними и определяются границы  их применения. Кроме того, уточняются ранее сформулированные законы, понятия  и теории, которые вошли в новую  картину мира в качестве ее элементов. Систематизация способствует также  получению новых знаний, а тем  самым расширению и развитию самой  научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальность. Появление новых фундаментальных  результатов обычно ведет к смене  картины мира.

     Таким образом, научная картина мира связана, с одной стороны, с теоретическими схемами как ядром фундаментальных  и частных теорий, а с другой - с ситуациями опыта.

     Объяснительная  функция научной картины мира определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или  процесса, но и на выяснение его  причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению  мира.

     Информативная функция картины мира сводится к  тому, что последняя описывает  предполагаемую структуру материального  мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина  мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная  информация, создаваемая в ходе творческого  развития картины мира. Такая потенциальная  информация проявляется в новых  предсказаниях.

     Эвристическая функция научной картины мира определяется тем, что “знание объективных  законов природы, содержащееся в  ней, дает возможность предвидеть существование  еще не открытых естествознанием  объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности. Более того, массив знания, составляющий научную  картину природы, позволяет предсказывать  принципиальную возможность существования  объектов, не синтезируемых природой”.

     Все эти функции связаны между  собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации.

2.Основные  принципы построения  научной картины  мира.

     2.1.Исторические этапы формирования научной картины мира.

     Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение  науки от других форм познания и  освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция  отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и  систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

Ньютоновская  научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами  Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям  и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в  общем виде.

Основные  изменения:

-Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

-Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

-Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

-В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира