Автор: v*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:50, реферат
Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.
Введение 3
Принципиальные особенности современной научной картины мира 5
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы построения научной картины мира 10
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 12
Заключение 14
Список используемых источников 15
Введение 3
Принципиальные
особенности современной
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы
построения научной картины
3. Общие контуры
современной естественно-
Заключение 14
Список используемых источников 15
Введение
Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.
Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.
Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.
Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.
Целью данной работы является рассмотрение основных принципиальных особенстей современной научной картины мира.
Принципиальные
особенности современной
1. Особенности научной картины мира
Картина мира, как
и любой познавательный образ, упрощает
и схематизирует
При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание [4].
Понятие «научная
картина мира» активно
Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук — физическая, биологическая, астрономическая, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления — вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.
Научная картина
мира включает в себя важнейшие достижения
науки, создающие определенное понимание
мира и места человека в нем. В
нее не входят более частные сведения
о свойствах различных
Научная картина
мира в отличие от строгих теорий
обладает необходимой наглядностью,
характеризуется сочетанием абстрактно-теорети-ческих
знаний и образов, создаваемых с
помощью моделей. Наиболее показательные
особенности различных картин мира
выражаются в присущих им парадигмах
(определенных стереотипах в понимании
объективных процессов и
Научная картина мира служит промежуточным звеном между философией и теорией конкретной науки (например физики, если речь идет о физической картине мира). Научная картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны — опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы ]1[и категории конкретной науки.
В современной
философской и специально-
Четкого разграничения понятий "картина мира" и "научная картина мира" пока не проведено. В философско-методологической литературе термин "картина мира" применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле - тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.
В этом значении
научная картина мира выступает
как специфическая форма
Научная картина
мира может быть рассмотрена и
как форма теоретического знания,
показывающая предмет исследования
соответственно определенному историческому
этапу развития науки, форма, посредством
которой интегрируются и
Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, различают три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых применяется понятие "научная картина мира" при характеристике процессов структуры и динамики науки.
Во-первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей научной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе.
Во-вторых, термин
"научная картина мира" применяется
для обозначения системы
Каждый из типов научной картины мира на разных этапах функционирования науки испытывал воздействие мировоззренческих структур и, вместе с тем, вносил свой вклад в их формирование и развитие.
Наиболее обще понятие «научная картина мира» можно определить как систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества [4].
От других отраслей культуры сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков.
Так, от искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. В отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос "почему?", а на вопрос "как?", "каким образом?"
Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера. В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
Отличие науки
от мистики заключается в
Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели Бога, то стало быть его нет.
Водораздел между
наукой и религией проходит в соответствии
с соотношением в этих отраслях культуры
разума и веры. В науке преобладает
разум, но и в ней имеет место
вера, без которой познание невозможно
— вера в чувственную реальность,
которая дается человеку в ощущениях,
вера в познавательные возможности
разума и в способность научного
знания отражать действительность. Без
такой веры ученому трудно было бы
приступить к научному исследованию.
Наука не исключительно рациональна,
в ней есть место и интуиции,
особенно на стадии формулирования гипотез.
С другой стороны, и разум, особенно
в теологических исследованиях,
привлекался для обоснования
веры и далеко не все церковные
деятели соглашались с
Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.
Существует еще
и область суеверий, которая не
имеет отношения ни к религиозной
вере, ни к науке, а связана с
остатками мистических и
Информация о работе Принципиальные особенности современной картины мира