Принципиальные особенности современной картины мира

Автор: v*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.

Содержание

Введение 3
Принципиальные особенности современной научной картины мира 5
1. Особенности научной картины мира 5
2. Основные принципы построения научной картины мира 10
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 12
Заключение 14
Список используемых источников 15

Работа содержит 1 файл

Принципиальные особенности картины мира.docx

— 24.01 Кб (Скачать)

Введение 3

Принципиальные  особенности современной научной  картины мира 5

1. Особенности  научной картины мира 5

2. Основные принципы  построения научной картины мира 10

3. Общие контуры  современной естественно-научной картины мира 12

Заключение 14

Список используемых источников 15

Введение 

Переход науки  к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности  объединения представлений о  трех основных сферах бытия - неживой  природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину  на основе базисных принципов, имеющих  общенаучный статус.

Формирование  таких принципов было связано  с переосмыслением оснований  многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции  синтеза научных знаний, то они  выражаются в стремлении построить  общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть  в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю  в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической  эволюции, закономерного и естественного  этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной  науке. Это та стержневая идея, которая  пронизывает все существующие специальные  научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной  картины мира, центральное место  в которой начинает занимать человек.

Целью данной работы является рассмотрение основных принципиальных особенстей современной научной картины мира.

Принципиальные  особенности современной научной  картины мира

1. Особенности  научной картины мира

Картина мира, как  и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся  действительность всегда значительно  богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе  общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых  и составляет основную цель науки  на том или ином этапе ее исторического  развития.

При описании картины  мира эти связи фиксируются в  виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание [4].

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии  с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться  более или менее систематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания.

Существуют общенаучные  картины мира и картины мира с  точки зрения отдельных наук —  физическая, биологическая, астрономическая, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления — вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно  кибернетическая, синергетическая  и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Научная картина  мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание  мира и места человека в нем. В  нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных  систем, о деталях самого познавательного  процесса. При этом научная картина  мира не является совокупностью общих  знаний, она представляет целостную  систему представлений об общих  свойствах, сферах, уровнях и закономерностях  природы.

Научная картина  мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теорети-ческих знаний и образов, создаваемых с  помощью моделей. Наиболее показательные  особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании  объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина  мира — это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Научная картина  мира служит промежуточным звеном между  философией и теорией конкретной науки (например физики, если речь идет о физической картине мира). Научная картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны — опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы ]1[и категории конкретной науки.

В современной  философской и специально-научной  литературе термин "научная картина  мира" применяется, например, для  обозначения мировоззренческих  структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В  этом значении используются также термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие  целостность мировоззрения.

Четкого разграничения  понятий "картина мира" и "научная  картина мира" пока не проведено. В философско-методологической литературе термин "картина мира" применяется  не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле - тогда, когда речь заходит о научных  онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.

В этом значении научная картина мира выступает  как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение  предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития [4].

Научная картина  мира может быть рассмотрена и  как форма теоретического знания, показывающая предмет исследования соответственно определенному историческому  этапу развития науки, форма, посредством  которой интегрируются и систематизируются  конкретные знания, полученные в различных  областях научного поиска.

Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, различают  три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых применяется  понятие "научная картина мира" при характеристике процессов структуры  и динамики науки.

Во-первых, оно  обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей  научной картине мира, которая  выступает как целостный образ  мира, включающий представления и  о природе, и об обществе.

Во-вторых, термин "научная картина мира" применяется  для обозначения системы представлений  о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом  это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в  гуманитарных и общественных науках; в-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при  переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям  понятие "научная картина мира" расщепляется на ряд взаимосвязанных  понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний - "общенаучную", "естественнонаучную" и "социально-научную", "специальную научную" картины  мира.

Каждый из типов  научной картины мира на разных этапах функционирования науки испытывал  воздействие мировоззренческих  структур и, вместе с тем, вносил свой вклад в их формирование и развитие.

Наиболее обще понятие «научная картина мира»  можно определить как систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества [4].

От других отраслей культуры сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков.

Так, от искусства  наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. В  отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. По сравнению  с идеологией научные истины общезначимы  и не зависят от интересов определенных слоев общества.

От философии  науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и  отвечают не на вопрос "почему?", а  на вопрос "как?", "каким образом?"

Наука отличается от религии тем, что разум и  опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера. В отличие от мифологии наука  стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Отличие науки  от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию  и воспроизведению. Теоретическим  освоением действительности наука  отличается от обыденного сознания.

Остановимся более  подробно на соотношении науки и  религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели Бога, то стало быть его нет.

Водораздел между  наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает  разум, но и в ней имеет место  вера, без которой познание невозможно — вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности  разума и в способность научного знания отражать действительность. Без  такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней есть место и интуиции, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования  веры и далеко не все церковные  деятели соглашались с афоризмом  Тертуллиана: "Верую, потому что абсурдно".

Итак, области  разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно  на внечувственное. Научная картина  мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к  религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и  верующим. Другое дело, что в истории  культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.

Существует еще  и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной  вере, ни к науке, а связана с  остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной  религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального  знания [2].

Информация о работе Принципиальные особенности современной картины мира