Принципиальные особенности современной научной картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Понятие "научная картина мира" и его составляющие носят конкретно-исторический характер и меняются на протяжении развития человеческой цивилизации и самой науки. Все три термина - "научная", "картина", "мир" являются весьма многозначными, неся значительную философски-мировоззренческую нагрузку.

В настоящее время термином "мир" обозначают различные фрагменты объективной реальности:

1) масштабные земные процессы;

2) метагалактику и космические образования (космические миры);

3) саму Вселенную;

4) совокупность разнокачественных вселенных;

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

1.                Особенности научной картины мира 

       Понятие "научная картина мира" и  его составляющие носят конкретно-исторический характер и меняются на протяжении развития человеческой цивилизации  и самой науки. Все три термина - "научная", "картина", "мир" являются весьма многозначными, неся значительную философски-мировоззренческую нагрузку.

       В настоящее время термином "мир" обозначают различные фрагменты  объективной реальности:

       1) масштабные земные процессы;

       2) метагалактику и космические  образования (космические миры);

       3) саму Вселенную;

       4) совокупность разнокачественных  вселенных;

       5) весь Универсум (Мультимир) как единую систему, включающую в себя и многообразие вселенных (мегамир), и микроэволюционные процессы и явления (например, вакуумноподобное состояние), и макромир с его подсистемами, куда входит земная материя. Применительно к общенаучной  картине мира целесообразно использовать именно последнюю интерпретацию.

       Что касается понятия "картина", то высказывается  мнение о его метафоричности. Но констатируют обратное: происходит наполнение данного термина действительным, полностью ему соответствующим  содержанием. Этому во многом способствует компьютерная виртуальная реальность. Фрагменты, системы, явления объективной  реальности - космоса, микромира, генетической структуры, человека и отдельных  его подсистем, не только получают визуальное отображение, но данные образы превращаются в многоцветные, объемные, подвижные, изменяющиеся в пространстве и во времени .

       Термин "научная", во-первых, указывает  источник происхождения знаний о  мире, а именно - науку, а во-вторых, подчеркивает истинность (научность) этих знаний. Но в научной картине мира всегда будут присутствовать гипотезы, догадки, интуитивные предположения. В них концентрируется все то, что еще не объяснено и не имеет определенной теоретической формы. Новые умозрительные построения и гипотезы, постепенно обретая четкую форму и содержание, приводят не только к расширению и углублению (детализации) картины мира, но на конкретном историческом этапе - к структурной перестройке, являясь залогом ее совершенствования .

       Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует  действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития.

       При описании картины мира эти связи  фиксируются в виде системы научных  принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание .

       Необходимо  учитывать, что благодаря человеческой деятельности реализуются возможные  и не противоречащие законам природы, но в то же время маловероятные для нее, линии развития. Подавляющее большинство объектов и процессов, порожденных человеческой деятельностью, принадлежит к области искусственного, не возникающего в самой природе без человека и его активности. Наука создает предпосылки для появления в технико-технологических приложениях широкого спектра такого рода "искусственных" объектов и процессов, постольку можно полагать научную картину мира в качестве предельно абстрактной "матрицы" их порождения.  Научная картина мира, будучи упрощением, схематизацией действительности, вместе с тем включает и более богатое содержание по сравнению с актуально существующим миром природных процессов, поскольку она открывает возможности для актуализации маловероятных для самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.

       В современной философской и специально-научной  литературе термин "научная картина  мира" применяется, например, для  обозначения мировоззренческих  структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В  этом значении используются также термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие  целостность мировоззрения.

       Структура картины мира при таком подходе  задается через систему так называемых категорий культуры (универсалий  культуры). Расширительное толкование термина "картина мира" дало основание  ряду исследователей отождествить понятие  мировоззрения и картины мира. Так, например, А.Н.Чанышев отмечал, что "под мировоззрением мы понимаем общую картину мира, т.е. более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве и (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части как человечество".

       Четкого разграничения понятий "картина  мира" и "научная картина мира" пока не проведено. В философско-методологической литературе термин "картина мира" применяется не только для обозначения  мировоззрения, но и в более узком  смысле - тогда, когда речь заходит  о научных онтологиях, т.е. тех  представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.

       В этом значении научная картина мира выступает как специфическая  форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному  этапу ее функционирования и развития .

       Научная картина мира может быть рассмотрена  и как форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования соответственно определенному историческому  этапу развития науки, форма, посредством  которой интегрируются и систематизируются  конкретные знания, полученные в различных  областях научного поиска.

       Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, различают три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых  применяется понятие "научная  картина мира" при характеристике процессов структуры и динамики науки.

       Во-первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей  научной картине мира, которая  выступает как целостный образ  мира, включающий представления и  о природе, и об обществе.

       Во-вторых, термин "научная картина мира" применяется для обозначения  системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза  достижений естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие  может обозначать совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках; в-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной  науке, фиксируя целостное видение  предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории  и меняется при переходе от одного этапа к другому.  Понятие "научная картина мира" расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний - "общенаучную", "естественнонаучную" и "социально-научную", "специальную научную" картины мира.

       В последнем случае термин "мир" применяется в особом, узком смысле как мир отдельной науки ("мир  физики", "биологический мир" и т.д.). Каждый из типов научной  картины мира на разных этапах функционирования науки испытывал воздействие мировоззренческих структур и, вместе с тем, вносил свой вклад в их формирование и развитие.

       Наиболее  общее понятие «научная картина  мира» - систематизированные, исторически  полные образы и модели природы и  общества.

       К числу функций научной картины  мира относятся систематизирующая, объяснительная, информативная и эвристическая.

       Систематизирующая функция научной картины мира определяется, в конечном счете, синтетическим  характером научного знания. Научная  картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть  теоретических положений и выводов  была получена из небольшого числа  фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Оба варианта механической картины  мира упорядочивали систему знаний эпохи классической физики на основе законов движения в их механически-динамической интерпретации (ньютоновский вариант) или на основе принципа наименьшего действия (аналитико-механический вариант).

       В рамках научной картины мира устанавливаются  связи между различными теориями, законами, принципами, понятиями, выявляется общее в этих элементах научного знания, устанавливается субординация между ними и определяются границы  их применения. Уточняются ранее сформулированные законы, понятия и теории, которые  вошли в новую картину мира в качестве ее элементов. Систематизация способствует также получению новых  знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины  мира. Но входящие в нее новые  знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальности. Появление  новых фундаментальных результатов  обычно ведет к смене картины  мира .

Научная картина мира связана, с одной стороны, с теоретическими схемами как ядром фундаментальных  и частных теорий, а с другой - с ситуациями опыта. Она получает как непосредственную, так и опосредованную (через обоснованные опытом теоретические  схемы) связь с эмпирическими  фактами. В результате этих связей все  эмпирические и теоретические знания научной дисциплины предстают как  сложная системная организованность. В каждой науке можно обнаружить дисциплинарную онтологию, определяющую видение предмета данной науки и  описываемую в системе онтологических принципов. Эта форма знания была обозначена как специальная научная  картина мира. Можно с этих позиций  говорить о физической картине мира, картине биологического мира, картине  социальной реальности.

       Объяснительная  функция научной картины мира определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или  процесса, но и на выяснение его  причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению  мира. Данной функции картины мира не признают позитивисты, убежденные в  том, что научное познание предназначено  только для предсказания и описания, систематизации, но с его помощью  нельзя вскрыть причины явлений. Подобный разрыв между объяснением  и предсказанием, характерный не только для позитивизма, но и для  прагматизма, не соответствует исторической практике. Считается установленным, что чем полнее и глубже объяснение, тем точнее будет предсказание.

       Информативная функция картины мира сводится к  тому, что последняя описывает  предполагаемую структуру материального  мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина  мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная  информация, создаваемая в ходе творческого  развития картины мира. Такая потенциальная  информация проявляется в новых  предсказаниях.

       Эвристическая функция научной картины мира определяется тем, что “знание объективных  законов природы, содержащееся в  ней, дает возможность предвидеть существование  еще не открытых естествознанием  объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности. Более того, массив знания, составляющий научную  картину природы, позволяет предсказывать  принципиальную возможность существования  объектов, не синтезируемых природой”. 

       2.          Основные принципы построения научной картины мира 

       Научная картина мира – это одна из возможных  картин мира, поэтому ей присуще  как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и  нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как  и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в  мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это конечно же “научность” этой картины мира. Чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности.  Существует в философии особое направление, которое называется “философия и методология науки”. Это направление пытается понять, что такое наука, и  знание о науке.  Многое о науке можно сказать уже и сегодня. Вначале философы думали, что наука принципиально отличается от ненаучных видов знания, и научному знанию принадлежит какой-то такой удивительный признак, который и делает этот вид знания особенно правильным. Такой признак философы назвали “критерий демаркации”, т.е. это как бы такой пограничный столб, который стоит на границе науки и ненауки и на нем большими буквами написано “НАУКА”. Он показывает, что за ним начинается наука, а все, что по другую сторону, - это нечто ненаучное. Разные философы предлагали разные признаки в качестве “критерия демаркации”. Например, одни говорили, что главное в науке – это использование особого метода мышления, который называется “индукция”, или обобщение, т.е. переход от частных фактов к их обобщениям в общих суждениях. Другие говорили, что главное в науке – это использование математики, третьи утверждали, что только наука использует такие суждения, из которых можно вывести следствия и проверить или опровергнуть эти следствия в опыте. Но какой бы из подобных признаков не предлагался, рано или поздно обнаруживалось, что он не может сыграть роль пограничного столба на границе между наукой и ненаукой. Все предлагаемые признаки в той или иной мере оказались принадлежащими и ненаучным видам знания.  Философы решили, что наука не резко отличается от ненауки, а постепенно вырастает из ненаучных видов знания, усиливая одни признаки и ослабляя другие. Основным признаком науки является не что-то одно, а целая система свойств, которая в некотором специальном сочетании и пропорциях присуща именно научному знанию, хотя каждый отдельный элемент этой системы можно встретить и далеко за пределами науки. Все те признаки, которые раньше предлагались в качестве “критерия демаркации”, не нужно отбрасывать, все они понемногу верны, но  их следует рассмотреть вместе – как отдельные стороны того, что называется словом “НАУКА”.

Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира