Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 12:17, контрольная работа
Для достижения поставленной цели представляется целесообразным решение следующих задач:
Выявление особенностей научной картины мира.
Характеристика основных принципов построения научной картины мира.
Описание общих контуров современной естественнонаучной картины мира.
Введение……………………………………………………………
Выявить особенности научной картины мира……………….3-5 стр.
Охарактеризуйте основные принципы построения научной картины мира……………………………………………………………..6-8 стр.
Опишите общие контуры современной естественнонаучной картины мира…………………………………………………………….9-10 стр.
Заключение………………………………………………………….
Используемая литература…………………………………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра _____________________
Факультет__________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №___
по
дисциплине ______________________________
______________________________
Студент_______________________
(Ф.И.О.)
Курс________ № группы _________
Личное дело № ___________________
Преподаватель ___________________
(Ф.И.О.)
Москва
– 2010
Вариант № 8.
Принципиальные особенности современной
научной картины мира.
План работы:
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература…………………………………………
Введение.
Мир, в котором мы живём, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественнонаучная традиция. Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами раскрывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда ей присущ разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие.
В свете вышеизложенного целью контрольной работы является выявление принципиальных особенностей современной научной картины мира.
Для достижения поставленной цели представляется целесообразным решение следующих задач:
Главное
отличие научной картины мира
от ненаучных картин мира (например,
религиозной) состоит в том, что
научная картина мира строится на
основе определенной доказанной и обоснованной
фундаментальной научной
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и огромным живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Античный ученый мир рисовал свою «картину» с большой долей фантазии и выдумки, но сходство с изображаемым было минимальным. Ньютоновская картина мира стала строже и во много раз точнее. Нынешняя научная картина мира "оживила" неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом её фрагменте эволюцию. В этом и заключается главная принципиальная особенность современной естественнонаучной картины мира - принцип глобального эволюционизма. Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.
Появление принципа глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития.
Таким образом, современное естествознание вправе выбросить лозунг: «Все существующее есть результат эволюции!». Укорененность в нынешней научной картине мира представления о всеобщем характере эволюции является ее главной отличительной чертой.
В биологии концепция эволюции имеет давние устойчивые традиции. А вот физика и химия к таким идеям только привыкают. Облегчить этот процесс, видимо, призвано новое междисциплинарное научное направление (70-х годов рождения) — синергетика. Она претендует на то, что способна описать движущие силы эволюции любых объектов нашего мира.
Появление синергетики в современном естествознании инициировано, скорее всего, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественнонаучных дисциплин.
Главный мировоззренческий сдвиг, произведенный синергетикой, можно выразить следующим образом:
Синергетика
родом из физических дисциплин —
термодинамики, радиофизики, но ее идеи
носят междисциплинарный
научной картины мира.
Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени; корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.
Но
в то же время эта картина
* системность;
* глобальный эволюционизм;
* самоорганизация;
* историчность.
Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.
Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса начатого Большим взрывом.
Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.
Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация - последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней .
Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.
Самоорганизация - наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.
Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.
Однако
есть еще одна особенность современной
научной картины мира, отличающая
ее от прежних вариантов. Она заключается
в признании историчности, а, следовательно,
и принципиальной незавершенности
настоящей, да и любой другой научной
картины мира. Та, которая есть сейчас,
порождена как предшествующей историей,
так и специфическими социокультурными
особенностями нашего времени. Развитие
общества, изменение его ценностных ориентации,
осознание важности исследования уникальных
природных систем, в которые составной
часть» включен и человек, меняют стратегию
научного поиска, само отношение человека
к миру.
Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, которая в общих чертах известна современной науке. Вот как выглядит хронология наиболее важных событий этой истории:
15 млрд. лет назад - Большой взрыв
3 мин спустя - образование вещественной основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов)
Через несколько сотен тысяч лет - появление атомов (легких элементов)
19-17 млрд. лет назад - образование разномасштабных структур (галактик)
14—11 млрд. лет назад - образование разномасштабных структур (галактик), появление звезд первого поколения, образование атомов тяжелых элементов
5 млрд. лет назад - рождение Солнца
4,6 млрд. лет назад - образование Земли
3,8 млрд. лет назад - зарождение жизни
450 млн. лет назад - появление растений
150 млн. лет назад - появление млекопитающих
2 млн. лет назад - начало антропогенеза
Современной
науке известны не только «даты», но во
многом и сами механизмы эволюции Вселенной
от Большого взрыва до наших дней. Это
фантастический результат. Причем наиболее
крупные прорывы к тайнам истории Вселенной
осуществлены во второй половине нашего
века: предложена и обоснована концепция
Большого взрыва, построена кварковая
модель атома, установлены типы фундаментальных
взаимодействий, сформулированы первые
теории их объединения и т.д. Стоит обратить
внимание в первую очередь на успехи физики
и космологии потому, что именно эти фундаментальные
науки формируют общие контуры научной
картины мира.
Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира