Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций
Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ
В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля — свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.
Н. Бор сформулировал свой знаменитый принцип дополнительности, согласно которому некоторые эффекты и процессы можно объяснить волновой теорией, другие — квантовой. Поэтому следует использовать разные формулы и из волновой, и из квантовой теорий для более полного описания процессов. Именно в это время возникает новая волновая, или квантовая, механика для описания процессов, происходящих в мире мельчайших частиц — микромире.
По словам великого немецкого физика В. Гейзенберга (1901-1976), в квантовой механике неимоверно возросло значение эксперимента: «Наблюдение играет решающую роль в атомном событии, и реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет»1. Из данного обстоятельства, заключающегося в том, что сам измерительный прибор влияет на результаты измерения и участвует в формировании изучаемого явления, следовало, во-первых, представление об особой «физической реальности», которой присущ данный феномен, а во-вторых, представление о субъектно-объектном единстве как единстве измерительного прибора и изучаемой реальности «Квантовая теория уже не допускает вполне объективного описания природы»2.
Итак, принципиально новыми моментами в исследовании микромира с позиций квантовой механики стали следующие:
1) каждая элементарная частица обладает как корпускулярными, так и волновыми свойствами;
2)
вещество может переходить в
излучение (аннигиляция
3) можно предсказать место и импульс элементарной частицы только с определенной вероятностью;
4) прибор, исследующий реальность, влияет на нее;
5)
точное измерение возможно
Другая фундаментальная теория современной физики — теория относительности, в корне изменившая научные представления о пространстве и времени. В специальной теории относительности получил дальнейшее применение установленный еще Г. Галилеем принцип относительности в механическом движении. Также эта теория впервые ясно показала, что все движения, происходящие в природе, имеют относительный характер. Это означает, что в природе не существует никакой абсолютной системы отсчета и, следовательно, абсолютного движения, которые допускала ньютоновская механика.
Еще более радикальные изменения в учении о пространстве и времени произошли в связи с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой теорией тяготения. Эта теория впервые ясно и четко установила связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временной метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые основные свойства пространства и времени исходя из своей теории:
1)
их объективность и
2)
их абсолютность — они
3) неразрывную связь друг с другом и с движущейся материей;
4)
единство прерывности и
5)
количественную и качественную
бесконечность, неотделимую от
структурной бесконечности
1)
найти объективную истину
2) знать одновременно и положение, и скорость частиц;
3) установить, имеем мы в микромире дело с частицами или с волнами. Это и есть торжество относительности в физике XX в. Учитывая столь огромный вклад в современную науку и большое влияние на нее А. Эйнштейна, третью фундаментальную парадигму в истории науки и естествознания назвали эйнштейновской.
Другие
основные достижения современной научно-
В
1970-х гг. появилось такое
Произошел
огромный прорыв в науках, изучающих
живую природу. Переход от клеточного
уровня исследования к молекулярному
ознаменовался крупнейшими
Говоря о революциях в естествознании (а их всегда как минимум выделяют три: аристотелевскую, ньютоновскую и эйнштейновскую) следует отказаться от наивных и предвзятых представлений о них как процессах, связанных с ликвидацией прежнего знания, с отказом от преемственности в развитии науки и прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала, а признать и принять весьма актуальный в связи с существующей проблемой «радикальных прорывов» в науке принцип соответствия Н. Бора, который гласит, что ни одна новая теория не отрицает начисто предыдущую, а вбирает ее в себя на правах частного случая.
Одним из трудноразрешимых, но в то же время таинственных и интересных в современной науке является вопрос о происхождении жизни. Он труден потому, что наука как форма культуры в рамках доказательности и проверки утверждений подходит к жизни как развитию нового на пределе своих возможностей. До сих пор ученые не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни.
Даже наиболее тщательно поставленный опыт будет лишь модельным экспериментом, лишенным ряда фактов, втиснутым в границы искусственного. Вопрос о происхождении жизни интересен не только сам по себе, но и тесной связью с проблемой сущности живого, его отличиями от неживого, эволюцией жизни.
В различные исторические периоды в научном знании существовали разнообразные трактовки, выделяющие те или иные особенности живого и жизни вообще — от механистического и виталистического до кибернетическо-информационного подходов. В современное понимание живого наряду с традиционными атрибутами:
1)
способностью к
2)
клеточным строением (
3) вещественным строением (белки и нуклеиновые кислоты);
4) способностью к росту и развитию;
5) раздражимостью, наследственностью;
6)
изменчивостью и
Но обозначить четкие границы между живым и неживым до сих пор весьма проблематично. Кроме того, в определении жизни нужно учитывать всю ее многогранность и различную качественную проявленность: от клеточного, органического, животного, разумного до биосферного и ноосферного уровней.
К важным свойствам живых систем относятся:
1) компактность (в семени, яйцеклетке содержится вся информация о будущем живом организме);
2)
способность создавать порядок
из хаотического теплового
3) обмен с окружающей средой веществом, энергией, информацией;
4) жизнь качественно превосходит другие виды материи;
5)
живые системы обладают
6) жизнь организма зависит от двух факторов: наследственности (генетического аппарата) и изменчивости (окружающей среды);
7) способность к избыточному воспроизводству, что ведет к наличию естественного отбора.
Дать определение живому — значит ограничить его понимание в пределах той или иной парадигмальной установки. С точки зрения системного подхода (И. Пригожин) живое — это открытая, целеустремленная система, обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Изучение особенностей самоорганизации живой природы показывает, что вместе с усложнением организации живых систем происходит нарастание противоречий между их стремлением к сохранению гомеостазиса (стабильности, равновесия) и тенденций максимизировать эффективность поглощения и использования внешних энергий и вещества.
По мнению Н.Н. Моисеева, особую роль в мировом эволюционном процессе играет принцип диссипации (рассеивания) энергии: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему, то реализуется то ее состояние, которое отвечает минимальному рассеиванию энергии, или, что то же самое, минимальному росту энтропии. С механистической точки зрения жизнь — это особая форма движения, представляющая способ существования высокоорганизованной надмолекулярной системы организмов (Е.Ф. Солопов).
С точки зрения кибернетического подхода (Н. Винер) живое — это саморегулируемая, самоуправляемая система, несущая в себе скрытые мотивы, тенденции, цели, которыми и определяется ее поведение, форма, тип. Н. Винер в 40-е гг. XX в. утверждал, что существование обратных связей у живых существ является одной из основных (может быть, главной) особенностью, отличающей живую природу от неживой. «Мы действительно приблизимся к пониманию жизни, когда все структуры и функции на всех уровнях, от электронного до супра-молекулярного, сольются в одно целое. До этого проводимые нами различия между структурой и функцией, между классическими химическими реакциями и квантовой механикой, между суб- и супра-молекулярным только подчеркивает ограниченность наших подходов и нашего понимания»3. Тем не менее возможность объединения всех точек зрения в науке на понимание и трактовку живого вряд ли разрешит его проблему.
Специфика и сущность жизни уходит своими корнями в вечный философский спор о материи и сознании (духе) и даже превосходит его, т.к. жизнь есть всеединство и рождается лишь во всеединстве первого и второго. В античной философской мысли данные идеи наиболее полно выразил Аристотель. «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом... Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью»4. Замыкаясь на субстанциальном, материальном, вещественном, объяснить сущность живого невозможно. Не случайно доминирование духовного в аспекте определения жизни до XVIII в. в философской мысли и естествознании оставалось незыблемым. Учение Г. Лейбница в этом смысле вообще стирает границу между живым и неживым, в той или иной степени обнаруживая духовную сущность во всем. Монада (неделимое) — это духовная субстанция, центр деятельной силы, «кирпичик Вселенной» — есть основа любого органического и неорганического вещества Истоки научного знания о жизни — направление витализма (XVIII в., Т. Борде) — так же исходят из нескольких констант в определении живого, ведущей из которых выступает присутствие в живых телах нематериальной души. Кроме того, отмечается наличие жизненных сил, отличных от механических, отсутствие причинных связей между физико-химическими процессами и жизнью. Тем не менее сегодня уже определенно ясно, что как в философии, так и в науке дуалистичность, равнозначность двух принципов: — материального и идеального — отражает наиболее ясный и полный подход в вопросе о живом. Насколько сложно осуществить такое глобальное, универсальное отношение к жизни, разумно установить широчайший диапазон ее возможностей, ее различных качественных форм, продемонстрировало направление русских космистов (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский).
Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"