Лекции по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания_br.doc

— 762.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 

              Байкальский

              Гуманитарный

              Институт 
               
               

        Концепции

        Cовременного

        Естествознания

  
Печатается по решению учебно-методического совета Байкальского гуманитарного института  
Содержание
 

 

 

Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ

1. Предмет и актуальность  курса

  Предметом курса «Концепции современного естествознания»  являются наиболее общие, фундаментальные  представления о мире, складывающиеся в рамках основных направлений естествознания и выражающие специфические особенности концепции картины мира, присущие данным конкретным наукам.

  Каждая  наука видит мир по-своему, исходя из своих оснований, установок, объектов исследования и используемого категориального аппарата, с помощью которого описывается, артикулируется реальность. Один и тот же объект, феномен реальности, может быть исследован различными науками, описан различными системами категорий. В курсе «Концепции современного естествознания» анализируются концепции, выражающие суть и основные позиции различных наук в отношении фундаментальных проблем развития реальности.

  Со  времен античности наиболее общие представления  о мире, о его строении вырабатывались в рамках натурфилософии. В настоящее время такие представления естествознания часто называются «естественной философией» или «философствующим естествознанием». Это не является случайным. Для того чтобы выйти на описание наиболее общих проблем реальности, заняться анализом основ и смыслов современного естествознания, необходим выход за границы частных наук в области метанауки и философии. Необходимо использование всеобщих категорий и понятий, отражающих всеобщее.

  Таким образом, естественно-научный анализ реальности должен дополняться метанаучной и философской рефлексией. Это тем более необходимо для критического осмысления результатов научных исследований и критического анализа предпосылок самих наук.

  Чтобы понять объект, необходимо уточнить его  границы, дойти до его предельных оснований, выявить их истинность и определить их потенциал. В отношении такого объекта, как наука, это возможно лишь с позиции философии.

  Знание  современной картины мира, представленной в концепциях естествознания, представляет собой один из основных аспектов актуальности курса. Существующая односторонняя специализация профессионалов, специалистов либо в физике, либо в биологии, либо в области гуманитарного знания, определяет одностороннее видение мира. Курс «Концепции современного естествознания» дает в концентрированном виде более многостороннее и многообразное знание.

  Актуальность  курса также связана с исследованием  проблемы человека. В рамках курса философии анализируются сущностные параметры человека, выявляется его роль как субъекта общественного процесса. Однако для понимания человека необходимы также знание конкретных процессов развития Вселенной, интерпретация химических и физических процессов, законов генетического развития, к примеру таких, как закономерности дрейфа генов, осмысление взаимоотношений различных процессов — физических, химических, генетических. Интересна в этой связи мысль астронома Д. Джинса: «Наши тела состоят из пепла давно угасших звезд». Оказывается, первоначально Вселенная состояла только из двух элементов: водорода и гелия. Все остальные элементы возникли в недрах звезд в результате различных реакций и чудовищного давления и затем после катаклизмов, гибели звезд разлетелись по бескрайним просторам Космоса, в своих соединениях дали начало жизни.

  Главной задачей изучения курса «Концепции современного естествознания» является отчетливое определение смысла и границ, возможностей науки, ее значения как феномена культуры. Кроме этого, важнейшей задачей выступает рассмотрение в единстве и взаимосвязи наиболее фундаментальных проблем современной науки, определяющих основы и вектор развития современного мировоззрения человека.

  Существуют  различные, иногда противоречивые позиции  в отношении к науке: от веры в  ее могущество до полного сомнения либо представления, что наука ничем  не отличается от мифа. Такие крайние позиции называются сциентизмом и скептицизмом.

  Сциентизм — вера в науку как единственную спасительную силу, способную привести человека к познанию мира. Сциентизм исходит из рациональной идеи полной прозрачности реальности для разума и отождествления научного разума со светом, способным осветить все темные закоулки познания. Скептицизм — направление, в котором возможности объективного анализа действительности подвергаются сомнению.

  Сциентизм и скептицизм являются крайними и  односторонними позициями, интерпретирующими науку и научную формы познания. С одной стороны, поступательное развитие общества, на практике использующее результаты развития науки, доказывает односторонность позиции скептицизма. С другой стороны, нельзя забывать, что наука представляет собой лишь один из исторически сформированных способов видения мира, способов его познания и отображения. Нельзя включать в науку произвольно любые формы изыскания, исследования мира. Например, Джуна Давиташвили утверждает, что она занимается наукой, наградив на этом основании певца Майкла Джексона учеными степенями. Такая установка ведет, с одной стороны, к хаосу в понимании научного знания, а с другой — к расширительному пониманию науки. Однако истину можно познавать и иными, ненаучными средствами, например в рамках художественного творчества. Нельзя сказать, что искусство как способ познания мира более ущербно, чем наука. Просто это другой способ исследования. В нем для познания, обнаружения сути предмета может, как в сюрреализме Сальвадора Дали, искажаться его форма. Чтобы не путаться с понятием науки, необходимо дать определение науки, выяснить критерии науки и сравнить ее с другими способами освоения окружающего мира, выявить специфику научной формы мышления, научной формы познания.

2. Специфика научной  формы познания

  Если  обратиться к этимологии самого слова  «наука», то в переводе с латинского оно означает «знание». Однако не всякое знание является наукой; научное знание построено на принципах непротиворечивости, доказательности, проверяемости, оно составляет систему, которая рассматривает мир с позиции истинности. Современная наука — это такая сфера деятельности людей, специальной задачей которой является выработка знаний, проверка и доказательство их истинности, сопровождение практической деятельности человека с целью ее оптимизации.

  Наука — это целенаправленный, осознанный способ познания мира, исходящий из возможности его понимания. Понимание — это такое овладение знанием, в результате которого оно может быть выражено через понятие. Создание понятий и их прояснение — одна из основных задач науки. Каждое понятие в науке должно быть определено, т.е. выражено в кратком определении. Умение составить понятие и дать его определение, в котором выражены основные качества и характеристики исследуемого объекта, отличает ученого от художника или просто обывателя.

  Предметом изучения науки являются явления  окружающего мира. Наука выявляет законы развития реальности, формулирует их. Закон — это необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения реальности, т.е. закон не есть нечто мистическое и существующее помимо реальности. Законы — это связи и отношения, существующие между предметами реальности, но связи не всякие, не случайные, не поверхностные и более глубинные, обладающие четырьмя обязательными атрибутами: необходимостью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью. Любой объект проявляется лишь через отношение к другому, противоположному объекту и не существует вне своих связей. Стало быть, любой объект так или иначе включается в систему связей и отношений, в которой проявляются законы. Чем более разнообразны связи объекта, тем больше он проявляет свой потенциал, развивается через отношения к другим объектам. В особенности это касается человека, чей потенциал никогда не существует в статике, — он может либо возрастать, развиваться, либо ограничиваться, сокращаться.

  Главной особенностью науки является установка  на познание, достижение истины. Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Прикладные науки больше направлены на решение практических задач. Без фундаментальных исследований, ставящих целью выявление основополагающих законов и принципов развития реальности, прикладные науки заходят в тупик.

  Другими особенностями научного знания являются: его рациональность, системность, интерсубъективность, понимаемая как общезначимость, общеобязательность, наличие специальных методов познания и специального языка понятий, категорий для максимально точного и непротиворечивого выражения полученных знаний. В современной науке существуют организации ученых, координирующие исследования, наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации.

  Как уже было отмечено, познавать мир  можно различным образом и  нельзя приписывать задачи и возможности познания мира только науке. Можно отметить религиозное познание, использующее мистическую интуицию и уточняющее те или иные религиозные догмы; эстетическое познание, отражающее мир в духовных образах и выявляющее соответствие предметов эстетическим ценностям, идеалам гармонии и красоты; этическое познание как отражение мира в соответствии с нормами и законами морали и пр. Наука, в отличие от данных форм, — это познание мира в понятиях, ставящее целью поиск истины. В искусстве, эстетике отсутствует в качестве обязательного императив необходимого осознания, общезначимости, понимания. Например, сюрреалист Сальвадор Дали подчеркивал, что он не знает, что именно он изображает, создает, — картина создается помимо сознания и осмысления. Осмысливает ученый, а художник только рисует; чтобы создавать гармонию, необязательно знать понятие гармонии, но для создания научной теории необходимо знать и осознавать понятия. Наука отличается от искусства и других явлений культуры тем, что ее содержанием является объективная истина. Художественное творчество отличается от научного направленностью на выражение субъективного начала; в художественном произведении обязательно присутствует субъективное видение художника.

  В общественной жизни наука играет существенную роль, которая возрастает с течением времени. Возможно выделить следующие функции науки в современном обществе:

  1) гносеологическую (познавательную);

  2) мировоззренческую;

  3) методологическую;

  4) систематизирующую;

  5) производственно-практическую;

  6) прогностическую.

  Можно выделить и другие, менее значительные функции, например объяснительную, описательную и т.д. В развитии науки могут появляться и новые функции, которые сейчас проявляются в неявном виде.

3. Возникновение науки

  Существуют  различные представления о возникновении науки. Например, возникновение науки в целом может связываться с появлением какой-либо отдельной науки либо возникновением какой-либо формы научной деятельности — эксперимента, логического доказательства и прочего.

  На  самом деле наука возникла как особая форма мышления и познания мира. Предпосылки науки лежат в особенностях универсальной культуры. До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности. Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени. «Изобретатели мифов» овладели огнем, нашли способ его применения и сохранения. Они открыли севооборот, возможности приручения животных, выведения новых пород животных и сортов растений. Они «изобрели» колесо, хотя в данном случае слово «изобретение» не подходит. В рамках донаучного знания не выдвигалось научных гипотез, не ставилось и не осмысливалось целей и задач исследования, но тем не менее совершались великие открытия. На Востоке были открыты компас, порох, книгопечатание. Не случайно позже представители «науки» (например, Н. Коперник) признавали, что они взяли свои идеи у древних. Наука всегда обогащалась за счет ненаучных методов и результатов. Однако ненаучное познание — это своего рода поиск вслепую, без целенаправленной установки, а часто и без результатов.

  Донаучное знание существовало в первобытных  синкретических и традиционалистских цивилизациях. Ростовский философ М.К. Петров выделяет присущие этим культурам способы социального кодирования: лично-именной и профессионально-именной. По закономерностям лично-именного способа социального кодирования человек приобщается к социальной действительности через вечное имя — носитель определенной социальной функции. Знания накапливаются, хранятся и передаются вместе с именем. Получающий имя отождествляет себя с предшествующими носителями этого имени, целиком растворяется в их правах и обязанностях. Вместимость социальной памяти ограничивается возможностями интеллекта одного человека, который передает вместе с именем свое знание и свой опыт. Знание не подвергается сомнению, поскольку обладает свойством всеобщности, общезначимости, оно не оценивается с позиции истинности.

  По  закономерностям профессионально-именного способа социального кодирования личность включается в общественную жизнедеятельность по профессиональной составляющей, которую она осваивает в институте семьи. Традиционалистское общество — целостность профессионально-кастового типа. Знания накапливаются, хранятся и передаются в рамках одной касты. Собственником знания является бог — покровитель данной профессии. Знания не предназначены для представителей другой касты. Каждая каста обладает отдельным, узким профессиональным знанием, служащим в практической жизни и помогающим выжить. Это знание дается богом, и поскольку бог не может иметь ошибочное знание, оно не подвергается сомнению, а значит, и не ставится проблема истинности знания. Использование знания сопровождается определенными ритуалами поклонения богу — собственнику данного знания. Такие ритуалы, традиции до сих пор сохранились в некоторых видах деятельности, например в сельском хозяйстве. Все знания имели сугубо прикладной характер, например астрология существовала не из чисто теоретического интереса к строению мира и небесных тел, а потому, что нужно было определять время разлива рек для сельскохозяйственных работ, составлять гороскопы.

Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"