Лекции по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания_br.doc

— 762.00 Кб (Скачать)

  В качестве общего инструмента, систематизирующего знания по мере возможности, выступает мифология. Мифология в синкретической и традиционалистской культуре выступает в роли всеобщей формы отражения реальности, формирующего мировоззрение человека, его общие представления о роли и месте человека в системе мироздания, его возможностях, его взаимоотношениях с богами и природой. Мифология — это недифференцированное синкретическое знание, не делящее мир на части; в мифе все возможно — любые превращения и любые высказывания о мире безотносительно к истине, потому что основное содержание знания передается не понятиями, а символами и образами. Высшим уровнем мифологического сознания является мудрость. Мудрость — мифологическая рефлексия культуры, констатирующая расстановку предельных противоречивых оснований жизни человека в синкретическом единстве с миром. Мудрость не анализирует и не исключает противоречия, она их только обозначает как данность. Задачей мудрых высказываний является не выяснение истинности, а фиксация того, что есть, как бывает в жизни, обучение человека умению выбора поступков, необходимых для индивидуального выживания. Выявление же истины необходимо для решения более перспективных задач, ставящихся уже в рефлексии понятийного масштаба, а именно: оно может быть сопряжено с гибелью отдельного человека, но выживанием всего общества.

  Возникновение науки связано с разрушением  каст и кастового знания. Согласно гипотезе М.К. Петрова в античной Греции во «времена Одиссея» начинается закономерное разрушение общественных каст, возникает универсальный человек и единое знание. Объединение кастовых знаний позволило заметить противоречия между ними. Для обработки знаний стала использоваться логика, а для накопления, хранения и передачи универсального знания стали использоваться новые формы мышления — универсальные понятия. Таким образом, возникает универсально-понятийный способ социального кодирования, универсальная культура. Философия, а затем и наука возникают как формы выражения универсально-понятийного способа социального кодирования, хранения и передачи знания, включающего его анализ и логическую обработку. Такой процесс начала науки обычно называется переходом от мифа к логосу. В античности появляется рациональность как мышление понятиями, оперирование идеальными объектами как новый метод познания реальности.

  Обнаружение противоречий знания позволило дать место сомнению в них. Впервые  отчетливо, осознанно ставится вопрос об истинности знания и реальность делится на две части: мир по мнению и мир по истине. Место мудрости начинает занимать философия — форма сознания, использующая мудрость с целью поиска истины и рассматривающая наиболее общие фундаментальные основы, законы и принципы бытия. Существующие в рамках философии натурфилософские составляющие, знания, содержание, анализ частных и конкретно-эмпирических структур и фрагментов реальности постепенно становятся относительно автономными направлениями исследования мира. Таким образом, от философии начинают отделяться, «отпочковываться» более частные науки. Однако они не теряют связь со «всеобщей» наукой, более того, в их рамках возникают собственные метанаучные рефлексии. 
 
 
 

4. Проблема единства  научного знания

  Не  все науки возникли путем «отделения»  от философии, некоторые из них, такие как математика, медицина, астрономия, формировались из мифологического сознания параллельно философии и во взаимодействии с ней. Указанные формы знания превратились в науки также через общий механизм выработки универсальных понятий; роль становящейся философии в возникновении данных наук состоит в методологической рефлексии их основ и предпосылок, определении общего «объема» универсума, подлежащего исследованию.

  С возникновением наук запускаются процессы их дифференциации и интеграции. Онтологическое основание тенденции к дифференциации научного знания составляют неисчерпаемость реальности, бесконечное разнообразие явлений действительности, несхожесть и специфика различных сфер и их неизбежная отграниченность друг от друга. Объективную основу интеграции знания составляют единство мира, принципиальная общность свойств всех его уровней и законов. Единство — это характеристика взаимоотношений элементов системы, отражающая их взаимопроникновение и взаимодополнение, бытие одного через другое и одного в другом. Единство научного знания доказывалось длительным развитием наук, когда для решения новых проблем и исследования новых объектов из одной или нескольких дисциплин возникали новые науки, сохраняя связь между собой и своими «прародителями».

  В настоящее время можно выделить следующие основные направления  научного знания: естествознание, обществознание, техническое знание Естествознание — это знание о природе, натуральных законах развития. Одним из необходимых условий существования и получения такого знания является возможность его эмпирической опытной проверки. Обществознание — знание о различных видах и формах жизни общества и человека как мыслящего существа. Этот вид знания иногда называют гуманитарным. Техническое знание — знание о системе и законах развития искусственной среды, «второй природы», созданной человеком. Можно различать также науки фундаментальные и прикладные. Дифференциацию научного знания можно определять по следующим параметрам:

  1) по предмету исследования Предметом  естествознания является объективный  мир без субъективного воздействия  человека; предметом обществознания выступает общество и человек в их объективно-субъективном измерении, предметом технического знания выступает искусственный мир «второй природы»;

  2) по объекту исследования. Естественные  науки изучают вещи, предметы, их  отношения и состояния, т.е. объекты материального мира; обществознание имеет дело не с материальными предметами и их свойствами, а с людьми и их отношениями. Объект социального исследования — тесное переплетение материального и идеального, объективного и субъективного, духовной и практической деятельности человека. Объект техникознания — предметы, созданные человеком и развивающиеся во взаимодействии с ним,

  3) по отношению к субъективному  фактору. Естествознание рассматривает  мир вне контекста морали, свободного выбора и ответственности за действия, этический момент может присутствовать лишь в деятельности ученого. Обществознание исследует роль свободного выбора в становлении человека, занимается анализом ценностных систем и нравственных принципов. В нем происходит оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого. Техникознание также учитывает роль субъективного фактора,

  4) по рефлексивности. Природа монологична,  она являет себя через человека  молча, без речевой артикуляции.  В обществе возникает диалог личностей, текстов, культур. Техника выступает как вариант диалога человека с природой и самим собой;

  5) по методам исследования. В естествознании  и техникознании используются  преимущественно количественные  методы. В обществознании объект  исследования анализируется преимущественно со стороны качества.

  Таким образом, можно отметить, что техникознание  в значительной степени интегрировано в естествознание и общественные науки.

  Структура естествознания является отражением логики природы. Выделяются физические, химические, биологические, геологические, космологические и иные научные знания. Каждая из наук формирует свою картину мира; для создания общей картины мира необходим анализ оснований каждой науки со стороны философии.

  В качестве общеметодологических могут выступать также такие направления знания, как математика, синергетика, кибернетика. Возможность существования всеобщего и общеметодологического знания является одной из характеристик единства научного знания.

  Единство  научного знания также проявляется в наличии общей универсально-понятийной формы его существования, общих принципов строения знания, использовании в различных науках общих (всеобщих) методов познания и общих философских и метанаучных категорий, тенденциях интеграции наук и возникновении в поле их границ новых научных дисциплин, а также в возникновении комплексных отраслей научно-технической деятельности.

  Примерами интеграции научного знания могут послужить  математизация экономики, психологии, возникновение социобиологии, социальной экологии и других «современных» наук.

  Можно выделить следующие основные направления  интеграции научного знания на современном этапе:

  1) перенос идей и представлений  из одной области знания в  другую;

  2) эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими;

  3) формирование комплексных, междисциплинарных  проблем и направлений исследований. Особую разновидность комплексных проблем представляют собой глобальные проблемы;

  4) формирование новых научных дисциплин «пограничного» типа на стыках известных ранее областей знания;

  5) сближение наук, различающихся своими  предметными областями, усиление  взаимосвязи и взаимодействия  естественных, общественных и технических  наук;

  6) сближение научных дисциплин различных типов — фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и др.;

  7) универсализация средств языка  науки;

  8) выработка региональных и общенаучных  форм и средств познания;

  9) усиление взаимодействия между философией и нефилософским (частнонаучным) знанием, увеличение разнообразия каналов и форм связи между ними;

  10) усиление интегративной роли  философии.

  Таким образом, развитие и дифференциация современной науки сопровождаются интеграцией ее различных направлений и отраслей, воспроизводством единого научного знания. Наука развивается как особая специфическая форма познания мира.

Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

1. Фундаментальные  философские проблемы. Проблема развития

  Новая научная парадигма, свидетелями  становления которой мы являемся, ставит вопрос о месте и роли философии в новых научных представлениях о действительности. Выдающийся физик и космолог современности С. Хокинг пишет о том, что современная физика дошла до того предела, когда чисто научными (физическими) методами невозможно решить существующие проблемы, поскольку эти методы перестают работать в предельных (сингулярных) областях. Он прямо говорит о том, что необходим «выход» в философию, считая унижением для философии с ее великими традициями от Аристотеля до Канта заниматься вопросами вроде анализа языка.

  На  таких переломных моментах, один из которых переживает современное  естествознание, методологическая роль философии становится определяющей. Здесь в полной мере актуален афоризм Гегеля: «Сова Минервы (богини мудрости) вылетает в сумерки». Философские методы хорошо работают там и тогда, где и когда не работают научные подходы, т.е. в предельных, экстремальных ситуациях.

  Можно говорить о различных аспектах философских представлений о действительности. Остановимся лишь на 3-х фундаментальных философских проблемах: соотношении материального и идеального, месте и роли отношений и проблеме развития, — которые невозможно обойти в рамках современной научной картины мира.

  В настоящее время «сквозной» для  различных наук становится идея развития. Если в прошлом развитие связывалось прежде всего с биологическими и социальными процессами, то сегодня принцип развития, идеи эволюции проникают и в науки о неживой природе. «Насквозь эволюционной» стала в XX столетии астрофизика. Созданы теории эволюции Метагалактики, галактик, звезд, планетных систем. Все они стыкуются друг с другом в единую эволюционную последовательность событий, причем в последовательности элементарные частицы ядра — атомы — молекулы, реализующейся в процессе эволюции Вселенной, монотонно возрастает сложность структур. Это дает основание некоторым исследователям рассматривать данный процесс в качестве прогрессивной эволюции, происходящей в результате естественного отбора наиболее устойчивых частиц, способных к дальнейшему объединению в изменяющихся внешних условиях.

  Вся история Вселенной может быть описана как последовательная смена  ряда эпох: эры Планка, эры великого объединения, адронной эры, лептонной эры, плазменной эры, современной эпохи. Не случайно для описания эволюции Вселенной используются биологические термины. Существует аналогия эволюционных процессов в астрофизике и биологических системах. В обоих случаях переход систем от одного устойчивого состояния к другому происходит в результате неустойчивости предшествующего состояния, причем существует несколько вариантов выхода из этой неустойчивости, т.е. имеется выбор. В этом смысле эволюция звезд напоминает эволюцию живых существ, у звезд также идет своего рода борьба за существование, конкуренция за вещество. Существует и еще один аспект взаимосвязи космической и биологической эволюции. Характерна точка зрения, согласно которой биологическая эволюция должна рассматриваться в качестве следствия эволюции Вселенной.

Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"