Лекции по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания_br.doc

— 762.00 Кб (Скачать)

  Рассмотрим  вопрос об умственных способностях человека, имеются ли здесь изменения. Ф. Гамильтон, один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения), утверждал, что интеллектуальный уровень человечества снижается, т.к. низшие классы и народы слаборазвитых стран имеют более низкий коэффициент, интеллектуальности — IQ. Но вместе с тем эти люди имеют более высокий продуктивный уровень. Отсюда Ф. Гамильтон и другие ученые стали считать, что в человечестве все больший процент будут составлять люди с низким IQ. Сейчас от этого мнения наука отказалась. Л.П. Татаринов в статье «Дарвинизм сегодня»11 писал: «Более вероятно, что рост интеллектуальных детей — следствие совершенствования системы воспитания и образования, прогресс которой... в целом несколько недооценивается». Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей подтверждает эту мысль Л.П. Татаринова. О.И. Скороходова и другие слепоглухонемые выпускники психологического факультета МГУ достигли высокого интеллектуального развития.

  Наука не располагает данными об эволюции мозга после выхода человека из мира животных. Размеры мозга человека не изменились существенно, хотя у наших предков они изменялись в течение всей эволюции: у австралопитеков — 500-600 см3, у питекантропов — до 900 см3, у синантропов — до 1000 см3. Средний размер мозга у современного человека составляет 1400 см3 у мужчин и 1270 см3 у женщин. Однако у современного человека не наблюдается прямой зависимости между размером мозга и индивидуальной одаренностью. Так, у известного французского писателя А. Франса размер мозга составляет 1000 см3, а у И.С. Тургенева — 2012 см3, однако оба были талантливыми писателями.

  Таким образом, развитие процесса антропогенеза  завершается с прекращением видообразования  человека, заканчивается и действие группового отбора как главного фактора биологического филогенеза человека. И дальнейшее развитие Homo sapiens связано с развитием культуры, интеллекта и целесообразной деятельности. Исключение составляет лишь эмбриональное развитие. У современного человека генетическая информация уступает свою главенствующую роль социальной информации, развитие которой определяется не столько естественным отбором, сколько социальными факторами.

2. Биологическое и  социальное в онтогенезе  человека

  Проблема  соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека рассматривается в науке неоднозначно. Э. Геккель абсолютизировал биологические факторы развития человека, среди которых главными он считал борьбу за существование и естественный отбор. Представитель евгеники Ф. Гамильтон в 1870 г. в книге «Наследственный гений» выступил с позиций расизма, утверждая, что северная (нордическая) раса превосходит все другие народы (негров и др.) по своим интеллектуальным и другим качествам, выступил против межрасовых браков. Эту же идею еще более радикально развивали П. Попенто и Р. Джонсон, книгу которых «Прикладная евгеника» назвали учебником по расизму.

  Однако  после разгрома германского фашизма  — главного пропагандиста расизма — мировое общественное мнение начало изменяться. В 1950-е г.г. ЮНЕСКО выступила с заявлением о том, что наука не располагает данными о различиях в умственных способностях различных рас и межрасовые браки безопасны. Научные исследования в XX в. свидетельствуют, что особенности генотипа проявляются на индивидуальном, а не на расовом уровне. В индивидуальном развитии человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Академик Н.П. Дубинин так характеризует эти периоды: «В эмбриональный период развитие организма происходит по жестко закрепленной программе и при сравнительно слабом (через организм матери) влиянии окружающей физической и социальной среды».

  Развитие  человеческого эмбриона и эмбрионов  других млекопитающих очень сходно, особенно длительно сохраняются сходства эмбриона человека и обезьяны, что показывает их филогенетическое родство. Человек генетически уникален, его свойства в значительной степени детерминированы генотипом, и передача этих свойств последующим поколениям подчиняется законам наследственности. Индивид наследует от родителей телосложение, массу, рост, цвет кожи, глаз, волос, химическую активность клеток, конституцию (морфологические и функциональные особенности организма). Однако многие ученые считают, что наследуются не сами способности, а их задатки, которые входят в развитие как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются12.

  Генетический  потенциал человека реализуется  во времени. Подтверждением этому служат факты, когда человеческие дети, младенцы, попадали в джунгли и несколько лет жили среди зверей. Необратимое отставание их в интеллектуальном, социокультурном развитии после их возвращения к людям невозможно было компенсировать, восстановить никакими самыми упорными усилиями врачей, педагогов, ученых. Это показывает, что человеческое поведение, язык, культура и различные формы социальной деятельности могут быть усвоены новым поколением только через социальное наследование, через передачу социальной программы в ходе обучения и воспитания в соответствующее, жестко обозначенное время.

  В онтогенезе человека важную роль играют генотип и фенотип. Генотип — совокупность генов, локализованных в его хромосомах, наследственная основа организма. Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, которые формируются в ходе его индивидуального развития. Фенотип зависит от генотипа и среды, фенотип есть результат взаимодействия генотипа, организма в целом со средой. Фенотип изменяется в течение всей жизни, тогда как генотип остается почти неизменным.

  Г.А. Югай отмечает, что фенотип человека включает;

  1) биологические задатки, закодированные  в генах;

  2) результаты влияния социальной  и природной среды;

  3) деятельность индивида;

  4) его сознание и мышление.

  Взаимодействие  наследственности и среды в онтогенезе человека особенно важно в периоды интенсивного формирования организма человека, его личности (эмбриональный, грудной, детский, подростковый, юношеский). Развитие, адаптация человека осуществляются под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной, генотипа и среды. Например, о существенном влиянии социальной среды на развитие умственных способностей свидетельствует IQ однояйцевых близнецов, которые воспитывались раздельно, в разных социальных условиях.

  К сожалению, биологически наследуются  не только положительные, но и негативные задатки (умственная неполноценность, шизофрения и др.). Поэтому при заключении браков целесообразна и совершенно необходима генетическая консультация. Таким образом, биологическое в человеке—это биологические законы обмена веществ и энергии, обусловленные морфофизиологическими особенностями организма. Биологическое — это морфофункциональная основа, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма к среде. Биологическое в человеке — необходимое, но недостаточное условие. Социальное — система материальных и духовных факторов общественного происхождения и совокупность межчеловеческих, интерсубъективных, коммуникативных и психоэмоциональных отношений, влияющих на жизнедеятельность человека, его здоровье.

  Биологическое и социальное относительно гармонично связаны между собой, образуя социального человека, личность. Но в литературе встречаются крайности, когда абсолютизируется либо биологическое (биологизаторство), либо социальное (социологизаторство) при недооценке другой составляющей человека как биосоциального существа. Биологическое в человеке проявляется в социальной форме. Представляется наиболее обоснованной точка зрения, в соответствии с которой человек есть совокупность общественных отношений, определяющим и в формировании личности оказываются социальная среда и воспитание, а связь социального и биологического рассматривается как противоречивое соотношение высшей и низшей форм движения материи.

3. Физиология человека (общие  принципы)

  Физиология—наука  о жизнедеятельности организмов. П.К. Анохин ввел в физиологию понятие функциональной системы, которая отличается тем, что в процессе своей жизнедеятельности она достигает полезно приспособительного результата и при этом, осуществляя опережающее отражение действительности, обеспечивает свое будущее. Все организмы предваряют будущее, но наиболее эффективно, успешно это получается у человека благодаря развитию высшей нервной деятельности, величине и сложности функционально-структурной характеристики человеческого мозга. Кроме того, человек, в отличие от обезьяны, имеет (S-образную форму позвоночника и отчетливый поясничный изгиб, благодаря чему он может передвигаться на двух ногах и заниматься с помощью рук деятельностью стоя. Человек имеет голосовой мускул, обеспечивающий богатство звуков его речи. Организм человека — открытая система, обменивающаяся со средой веществом, энергией и информацией. Упорядоченность организма выше, чем у окружающей среды. За счет своей познавательной деятельности человек вырабатывает высокоинформативное знание, представляемое и закрепляемое в словесной форме и овеществляемое в предметно-практической деятельности. Физиологические процессы в организме человека управляются центральной нервной системой, вегетативной нервной системой, эндокринной системой, кровью и лимфой. Головной мозг человека имеет сложную иерархическую структуру. Кора головного мозга включает в себя сенсорную, двигательную и ассоциативную части. Имеет место асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие «отвечает» за речь, письмо и выработку стратегий двигательных актов; при его поражении возникают маниакальные идеи. Правое полушарие распознает зрительные и слуховые образы, выражает эмоции; при его патологии развивается сенсорный и эмоциональный негативизм. Оба полушария обладают взаимодополняющей специализацией. Спинной мозг управляет условными и безусловными рефлексами. Вегетативная нервная система осуществляет нервную регуляцию внутренней среды организма. Сенсорная физиология контролирует функционирование отдельных сенсорных систем и его субъективное восприятие человеком. Двигательные центры расположены по всей центральной нервной системе. Главная функция крови и лимфы—обмен веществ между организмом и средой. Сердце обеспечивает кровоток. С помощью дыхания осуществляются доставка кислорода в кровь и выведение углекислого газа. Функция желудочно-кишечного тракта состоит в механической обработке, переваривании пищи, всасывании полезных продуктов переваривания и включении их в кровоток, а также выведении из организма отходов. Физиология мышц исследует энергетизм и механизм сокращения мышц. Физиология гормональной регуляции исследует функции эндокринной системы.

  Физиологические функции человеческого организма  отличаются согласованностью, гармоничностью.

4. Социобиология о природе человека

  Возникновение социобиологии связывают с выходом  в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». Автор пытается по-новому рассматривать проблемы морали, свободы, альтруизма, эгоизма и других свойств человека, широко используя выводы, полученные при изучении животных, экстраполируя их на поведение человека. Здесь имеет место биологический и молекулярно-генетический редукционизм, т.е. сложное сводится к более простому: антропология — к биологии, а сама биология — к молекулярной генетике.

  Представители социобиологии считают, что существенные изменения в понимание природы человека вносит теория генно-культурной коэволюции, в соответствии с которой процессы органической (генной) эволюции и культурной эволюции человека осуществляются совместно. Культура и гены в этой эволюции связаны между собой неразрывно. Но социобиологи считают, что главная роль принадлежит генам: именно гены являются конечными причинами поступков и действий человека Задачу социобиологии Э.О. Уилсон понимает как изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая человека. Э.О. Уилсон утверждает, что у человека не может быть никаких высших целей, возникающих вне его биологической природы. С точки зрения теории генно-культурной коэволюции моральные чувства и представления человек получает в порядке биологического наследования, все моральные запреты (табу) имеют биологические основания. Агрессивность рассматривается как неотъемлемая черта человека, унаследованная по биологическим каналам. Подобные мысли высказывает и австрийский зоолог К. Лоренц в книге «Агрессия»: «С человеческим обществом дело обстоит почти так же, как с обществом крыс, которые так же социальны и миролюбивы внутри замкнутого клана, но сущие дьяволы по отношению к сородичам, не принадлежащим к их собственной партии». С этих позиций война есть проявление внутривидовой агрессии. Человеческая любовь рассматривается социобиологами как поведенческий механизм, обеспечивающий оптимальную связь между удовлетворяющими друг друга партнерами

  О человеческом сознании Э.О. Уилсон пишет  «Человеческое сознание является устройством  для выживания и воспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства». Давая оценку концепциям социобиологов, следует отметить, что идеи генно-культурной коэволюции обладают известной эвристической ценностью. Действительно, в развитии человека и общества важную роль играло взаимодействие биологического и социального. Об этом еще в 20-30-е г. XX столетия писал В.И. Вернадский, отмечая тесную взаимообусловленность человека и биосферы. Существуют и эволюционные связи человека с животными, аналогии между их поведением, т.е. имеются биологические основы социальности человека. Но объяснять поведение человека преимущественно биологическими причинами нельзя. Одна природа вне социальных условий не делает человека человеком. Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме, природно-биологическая сторона жизнедеятельности человека опосредуется, «очеловечивается» социокультурными факторами. Таким образом, отмечая некоторые эвристически ценные идеи социобиологии (идеи коэволюции), следует решительно отметать спекуляции на ней представителей современного социал-дарвинизма, расизма и евгеники.

Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"