Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:22, контрольная работа
В истории естествознания нередки примеры, когда именно предшественники первооткрывателей не только формулировали ту или иную проблему, но и предлагали пути её решения, хотя сами были лишены такой возможности из-за несовершенства современных им конкретных методик исследования. Если брать естественные науки в их классическом понимании, то есть астрономию, физику, биологию, географию, геологию и химию, то раскрыть историю естествознания Древней Греции до сегодняшнего дня нереально даже в большой энциклопедии. Изданы тысячи книг, как по отдельным наукам, так и по истории естествознания в целом, не считая персоналий, т.е. работ, посвященных отдельным учёным и различным школам. Здесь имеются в виду такие фундаментальные науки как Даннеман Ф.
Введение………………………………………………………………..3
1.Основные этапы развития естествознания………………………....7
2. Зарождение научного мышления в Древней Греции……………..8
3. Классическая эпоха в естествознании………………………….....14
4. Особенности неклассического и постнеклассического
естествознания………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………....26
Библиографический список……………………………………….....27
Санкт-Петербургский Государственный Университет
экономики
и финансов
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра систем технологий
и товароведения
Контрольная работа
По
дисциплине: «Концепции современного
естествознания»
Дата
регистрации работы: ___________________
Оглавление.
Введение……………………………………………
1.Основные этапы развития естествознания………………………....7
2. Зарождение научного мышления в Древней Греции……………..8
3.
Классическая эпоха в естествознании………………………….....
4. Особенности неклассического и постнеклассического
естествознания……………………………
Заключение………………………………………
Библиографический
список……………………………………….....27
Введение
По поводу самого понятия науки (в том числе естественных наук) среди ученых наблюдаются весьма большие расхождения. Можно указать две крайние точки зрения, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом. Согласно одной из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в 16-17 вв, в период, обычно именуемый «великой научной революцией». Её возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон и др. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук. Античные мыслители, строго говоря, ещё не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания.)
Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жёстких ограничений. По мнению сторонников этой точки зрения, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. Если это так, то ни греческая, ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки. Вторая точка зрения превращает науку в некий внеисторический феномен. В некоторых исследованиях наука понимается как общественное явление, важнейшей характеристикой которого служит развитие собственного познания исследуемых областей. Однако между наукой и остальными областями человеческого познания существуют различным образом обусловленные переходы, между которыми нельзя провести точных границ. Дать определение современной науке крайне трудно. Но ещё труднее дать определение науки, если пытаться вложить в это определение и процесс её развития. Следует сказать о том, что естественные науки на первый взгляд представляются как науки, основная цель которых – собрание сведений об окружающей природе, описание и констатация определённых явлений, формулирование закономерностей их существования и развития, создания многочисленных теорий и гипотез. Отсюда – распространенное, но ошибочное мнение, что всегда можно точно установить, кто и когда открыл те или иные явления и факты, как они изучались, кто выдвинул, а кто опроверг те или иные теории и т.д. При более подробном изучении естественных наук формируется совсем иное представление о них. Оказывается, познание природы осуществляется в результате сложного процесса постепенного и всё более глубокого проникновения в суть явлений природы и их закономерностей; оно теснейшим образом связано со всеми сторонами деятельности человека и находится в непосредственной зависимости от практики. В истории естествознания нередки примеры, когда именно предшественники первооткрывателей не только формулировали ту или иную проблему, но и предлагали пути её решения, хотя сами были лишены такой возможности из-за несовершенства современных им конкретных методик исследования. Если брать естественные науки в их классическом понимании, то есть астрономию, физику, биологию, географию, геологию и химию, то раскрыть историю естествознания Древней Греции до сегодняшнего дня нереально даже в большой энциклопедии. Изданы тысячи книг, как по отдельным наукам, так и по истории естествознания в целом, не считая персоналий, т.е. работ, посвященных отдельным учёным и различным школам. Здесь имеются в виду такие фундаментальные науки как Даннеман Ф. История естествознания в 3х томах, М., 1932-1938г., где естественные науки рассматриваются в их развитие и взаимной связи от зачатков науки до установления принципа сохранения энергии; Таннери П. «Исторический очерк развития естествознания в Европе с 1300 по 1900г.» М-Л.,
1934г.
К сожалению, с этими
В
указанной книге словацких
1.Основные
этапы развития
естествознания.
Первоначально на низших ступенях развития человечества производственная деятельность людей основывалась на эмпирических навыках и практических знаниях. Умственный и физический труд в процессе производства выполнялся непосредственно производителем. Его знания были достаточны для ведения именно того вида производства эпохи. Постепенно накапливались эмпирические навыки, опыт, практические знания превращались в задатки, элементы научных знаний сначала в области биологии, геологии, астрономии, физики, затем механики, географии и других наук. В самом начале научных знаний господствовала философия. Сейчас же, после открытия Норбертом основ управления в обществе и живой природе, которые он назвал наукой кибернетикой. Именно потом ее стали называть наукой наук. Со второй половины 90-х г.г. претендентом науки наук стали считать информатику.
В
древнем мире и в средневековье
элементы научных знаний не являлись
необходимым условием развития производительных
сил. Покорение и преобразование природы
осуществлялось главным образом на основе
эмпирических навыков и религиозных знаний.
Хотя в течение этого периода имели место
отдельные научные открытия. Развитие
техники и технологии на научной основе
проходило пока медленно.
2.Зарождение
научного мышления
в Древней Греции.
Развитие науки происходило всегда в конкретных экономик - исторических условиях, которые являются достигнутым этапом экономического развития, определяется производительными силами общества. Греческая цивилизация, пришедшая в начале железного века на смену Египту и Вавилону, являлась яркой страницей в экономико-историческом развитии человечества. Приблизительно с 10в. до новой эры на земле Древней Греции была создана и существовала классическая культура, оказывавшая огромное воздействие на дальнейшее развитие человечества. Деятельность и результаты древнегреческих ученых впервые в истории человечества стали отвечать тем критериям, которые определяют науку. Наука не есть просто совокупность знаний; она представляет систему знаний. Достижения греческих ученых в математике, геометрии, механике и других областях науки имеют огромное значение и до настоящего времени.
Периоды развития научных знаний:
1) ионийский:
2) афинский (5- 4 вв. до нашей эры).
В этот период произошло возникновение Афин, завершение войны с персами, экономический и торговый подъем. Был создан мощный флот. Наивысший расцвет получила демократия.
УЧЕНЫЕ:
Архимед (287-212 г. до нашей эры).
Жил во время пунических войн, Разработал совершенные для того времени метательные снаряды. Но после длительной блокады Сиракузы был взят римлянами. Архимеда убили. Перед смертью он сказал: « Не трогай моих чертежей!». Он считал, что земля вращается вкруг Солнца.
Будучи математиком и механиком, он решил ряд задач по вычислению площади и объема, определил число Пи как интервал (3+10/71) до 3 * 10/70. Он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения для разных тел, дал математический вывод законам рычага, положил начало статике и гидростатике, выявил закон плавучести, закон о возникновении выталкивающей силы. Научные достижения Архимеда были связаны с нуждами практической деятельности. Все законы Архимеда испытывались во всей машинной технике того времени (блоки, лебедки, зубчатые передачи, военные, ирригационные машины).
Евклид (3 в. до нашей эры).
Родился в Александрии. Был одним из крупных математиков. Главный труд: «Начало», который привел в систему все математические достижения до того времени. Многое принадлежит не только Евклиду, но и другим ученым.
«Начало» состоит из 15 книг, где даны основы математики и геометрии, способы определения площади и объема различных фигур. Дано начало теории чисел. Даны различные определения и аксиомы, излагались основы геометрии и алгебры. Созданный Евклидом метод аксиом позволил построить геометрию, носящую его имя.
Платон (427-347 гг. до нашей эры).
Большую часть жизни провел в Афинах, где образовал школу-академию Физика Платона включает в себя и учения о человеке, как части природы.
Аристотель (384-322 гг. до нашей эры).
Учение о материи и форме, принадлежащее Аристотелю, означало учение о двух началах каждой вещи. Ввел понятие материи, Форма у Аристотеля не объем предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Проблеме математики и физике посвящаются его произведения: «Метафизика», «Физика». Эти сочинения охватывают практически все области знания, Аристотелевское представление о мироздании определило развитие науки в течение двух последующих тысячелетий. Его научный авторитет был настолько высок, что превратился в тормоз для развития науки. Аристотель был великим собирателем и систематизатором знаний, накопленных во времена античности, основателем индуктивного метода и первым, который осознал необходимость систематического исчисления. Основал логику. Хотя Аристотель и принимал сферическую форму Земли, но у него была геоцентричная модель мироздания. Он достиг значительных успехов в биологии, определил способность к самообеспечению, росту и распаду, разделил зоологию на анатомию, общую физику и биологию.
Демокрит (460 г. до нашей эры).
Крупный материалист, разработал атомическую теорию разделил бытие и небытие. Бытие разбито пустотой на частицы - неделимые атомы. Они отличаются между собой формой, движением, величиной и весом. Чувствительно воспринимаемые качества (цвета, запахи)- субъективны. Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение - есть природа атомов. Характер движения меняется благодаря толчку, т.е. все подчинено роковой необходимости.
Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»