Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании

Содержание

1. Наука в системе культуры…………………………………………………4
1.1. Наука как явление культуры……………………………………………4
1.2. Исторические типы научной культуры………………………………...8
1.3. Основные черты естественнонаучной культуры………………………10
1.4. Естественнонаучная и гуманитарная культура………………………10
2. Древнее естествознание…………………………………………………..13
2.1. Основные этапы развития естествознания……………………………13
2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции…………………13
3. Человек и ноосфера……………………………………………………….15
3.1. Ноосфера…………………………………………………………………16
3.1.1. Понятие ноосферы……………………………………………………16
3.1.2. Новая идеология………………………………………………………17
3.2. Человек…………………………………………………………………..18
3.2.1. Представление человека о себе………………………………………18
3.2.2. Положение человечества в природе…………………………………20
3.2.3. Человечество в целом…………………………………………………21
3.2.4. Реализация ноосферы…………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

КРКСЕ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и  науки Российской Федерации

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

     «Вятский  государственный  гуманитарный университет» 

     ФАКУЛЬТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 

     Контрольная работа

            ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

       

                                                                                                                                                                                          

     Студента:

         Шифр группы  
 
 
 
 

     Киров

     2010 г.

План  работы 

1. Наука  в системе культуры.

2. Древнее  естествознание.

3. Человек  и ноосфера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  работы. 

1. Наука  в системе культуры…………………………………………………4

1.1. Наука  как явление культуры……………………………………………4

1.2. Исторические типы научной культуры………………………………...8

1.3. Основные  черты естественнонаучной культуры………………………10

1.4. Естественнонаучная  и гуманитарная культура………………………10 

2. Древнее  естествознание…………………………………………………..13

2.1. Основные  этапы развития естествознания……………………………13

2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции…………………13 

3. Человек  и ноосфера……………………………………………………….15

3.1. Ноосфера…………………………………………………………………16

3.1.1. Понятие  ноосферы……………………………………………………16

3.1.2. Новая  идеология………………………………………………………17

3.2. Человек…………………………………………………………………..18

3.2.1. Представление  человека о себе………………………………………18

3.2.2. Положение  человечества в природе…………………………………20

3.2.3. Человечество  в целом…………………………………………………21

3.2.4. Реализация  ноосферы…………………………………………………23 

Список  литературы………………………………………………………….26

1. Наука  в системе культуры.

1.1. Наука как явление культуры.

     Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются  до границ "культуры". Наука возникла, отвечая на определенную потребность  человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.  

     Наука всегда опирается на сложившиеся  в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.   

     Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм представил науку культурно-мировоззренческим образцом. Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира. Одновременно со сциентизмом возник антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.     

       К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты приветствуют новые свидетельства технического подъема.     

       Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

     - Сциентисты приветствуют достижения  науки. Антисциентиты испытывают  предубежденность против научных  инноваций. 

     -  Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентисты не устают подчеркивать критическое отношение к науке.

     - Сциентисты, отыскивая аргументы  в свою пользу, привлекают свое  знаменитое прошлое. Они совершенно  справедливо подчеркивают, что наука  является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения.

     - Сциентисты намеренно закрывают  глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями  всеобщей технократизации. Антисциентисты  прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

     Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает  извечной проблемой социального  и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности.

      Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью  рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука это построение рациональной картины мира с этой точки зрения мы можем сказать, что наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени.

      Наука сложным образом взаимодействует  с другими феноменами культуры, которые  выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. В тоже время некоторые сведения, накопленные в форме мифов, иногда поддаются научному осмыслению. С другой стороны данные науки преломляясь в сознании людей, могут творить своеобразную научную мифологию.

      Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры, это не означает, что в науке полностью отсутствует такая форма отношения к действительности как вера (как знания имеющего прочную субъективную основу, внутреннюю убежденность человека, но имеющего прочной объективной основы то есть достоверных доказательств исходящих из эмпирической реальности). Но религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, данное различие было выявлено еще в эпоху средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить эти две области знания. Все сказанное не относится к области суеверий, которая не связанна ни с наукой, ни с религией.

      Не  менее сложными, чем с религией были взаимоотношения науки с  философией. Существует несколько трактовок соотношения науки и философии, философия рассматривалась как методологическая база научного исследования (то есть науки заимствуют из философии общие понятия и принципы), как результат предельного обобщения эмпирических (то есть опытных) данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основу для создания целостной картины мира. И то и другое и третье, несомненно, верно, но это не должно стирать границу, между философией и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика философии всегда принципиально иная, чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия о причинах и целях.

      Наука отличается от идеологии (т.е. системы  взглядов, в которых осознается и  оценивается отношение людей  к действительности и друг другу) тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения.

      Исходя  из этого, можно выделить ряд характерных  черт отличающих науку от других связанных с ней феноменов культуры:

      Наука универсальна: с одной стороны  для нее характерно стремление исследовать  мир во всем его многообразии, с  другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при  которых получены исследователем.

      Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре  самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные  дисциплины.

      Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.

      Наука безлична – индивидуальные особенности  ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.

      Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.

      Наука принципиально незавершенна – в  основе мировосприятия характерного для  нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.

      Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.

      Наука критична – сомнение один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.

      Наука достоверна – ее данные могут и  должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.

      Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально-этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.

      Наука рациональна: она оперирует эмпирическими  данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"