Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Развитие науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки — тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим — к сближению между фундаментальными и прикладными науками. Происходят существенные изменения в науке как системе знания, углубляются процессы дифференциации та интеграции научного знания.

Содержание

1.Дифференциация научного знания
2. Психологическое пространство и время
Влияние природы на человека

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.17 Кб (Скачать)
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Дифференциация  научного знания

     Развитие  науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки — тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим — к сближению между фундаментальными и прикладными науками. Происходят существенные изменения в науке как системе знания, углубляются процессы дифференциации та интеграции научного знания.

     Результатом дифференциации есть появление отдельных  теоретических систем и выделение  их в самостоятельные отрасли  науки со своим предметом, целью  и методом. Дифференциация научного знания сопровождается его интеграцией, что представляет собою не просто объединение существующих систем в что-то единое, не суму знаний, достигнутых разными науками, а стремление в процессе взаимосвязи заимствовать друг у друга и методы, и язык, чтоб применить их для изучения своего объекта. Интеграция путём перенесения методов и языка науки есть одним из показателей глубокого единства современного научного знания.

     Для современной науки характерным  есть усиление взаимосвязей между большим  количеством различных областей, интегративных тенденций в развитии каждой из них.

     Интеграция  охватывает четко отделенные одна от другой науки и обозначает процесс, связанный с подчинением отдельных  наук, которые выделяются в целостную  структуру концептуального каркаса  отправного знания. В то же время  интеграция является результатом сближения  ранее независимых наук и благоприятствует между научными взаимодействиям, формированию интегративных наук (например кибернетики, биохимии, молекулярной биологии).

     Тенденция до интеграции наук отображает универсальный  характер движения материи и ее основных атрибутов — пространства, времени, причинности, возможности и действительности и т.д. Существенную роль в усилении взаимодействия наук играет принцип развития, который характеризует как общность, так и направленность процессов изменчивости в объективном мире.

     Центральной проблемой интеграции наук и синтеза  знания является проблема соотношения  наук. Интеграция предусматривает установление и усиление ее взаимосвязей между  науками.

     Изучая  взаимодействие естественных, общественных и технических наук, необходимо учитывать  не только объективные (предметные) основы, но и деятельные факторы и характеристики, потому что указанные науки отличаются и за субъектом деятельности, и  за методами, используемыми приемами, целью исследования и др.

     Есть  так же разделение общественных, естественных и технических наук на фундаментальные  и прикладные науки (исследования), которые взаимодействуют между  собой. При взаимодействии фундаментальных  и прикладных наук необходимо учитывать  и тот факт, что некоторые фундаментальные  науки могут пользоваться аппаратом  других фундаментальных наук, которые в таком случае сами приобретают черт прикладного знания.

     Интегративные потенции в первую очередь проявляются  в использовании принципов общей  связи явлений и материальной целостности мира. Вместе с тем  и другие принципы, законы и категории  философии играют важную роль в интеграции наук о природе и обществе, поскольку  они на общем уровне отображают взаимосвязи  между атрибутами та качествами материи, між бытием и сознанием.

     Философия, с одной стороны, обобщает интегративные  тенденции в отдельных науках, а с другой, — выполняя методологические функции познания, проводит как синтез знания в отдельных научных дисциплинах, так же "внешний" синтез между  дисциплинами и их основными связующими.

     Философия, которая является ядром таких  интегративно - общенаучных форм познания, как методология, мировоззрение, научная  картина мира непосредственно через  них влияет на сближение наук о  природе и обществе, на развитие техники.

     Развитие  любой области науки имеет  четыре фазы. Первой фазой является латентная, она начинается с появления "зародышных" работ, роль которых устанавливается только при дальнейшем историческом анализе. Другая фаза — период начального оформления и развития идей. Она характеризуется "взрывным" увеличением информации при более быстром увеличении количества авторов. В третей фазе — период эксплуатации идей — отрасль становится доступной для освоения широкому кругу авторов. Количество авторов и публикаций заметно возрастает, но темпы этого возрастания понижаются. В этот период в данной отрасли могут зародиться "горячие точки", которые со временем отделяются от нее и превращаются в самостоятельную область исследования. Четвертая фаза названа периодом насыщения: отрасль исчерпывает себя, основные идеи переходят в учебники. Далее возможно разделение на несколько отраслей либо исчезновение как самостоятельной отрасли исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Психологическое  пространство и время

Под психологическим  пространством и временем мы понимаем прежде всего те формы, в которых осуществляются процессы познавательной деятельности. Этот пространственно-временной тип характеризует сферу мышления. В противоположность идеалистам, которые, начиная от Канта и кончая бергсониан-цами, абсолютизировали причастность времени и пространства к этой сфере и превращали их в самодовлею щие сущности, рассмотрение психологического времени и пространства в диалектическом материализме исходит из объективной реальности тех пространственно-временных структур, которые отражаются на уровне познавательных процессов. А это свидетельствует о том, что психологическое время и пространство является не результатом одного только мышления (будь то разумного или рассудочного), но выражает соответствие,соразмерность собственных характеристик первичным, определяющим материальным пространственно-временным образованиям.

Что же является критерием реальности психологического времени и пространства? По мнению А. М. Мосте-панёнко, критерием существования любого специфического типа пространства и времени должно считаться наличие особой геометрии, и в данном случае есть, он считает, некоторые признаки собственной геометрии у психологического времени и пространства46. Нам представляется указанный критерий весьма ограниченным. Разумеется, полностью смысла такого подхода отрицать нельзя. Однако необходимо видеть более широкие показатели автономности того или иного пространственно-временного типа, связанные с его выходом на структурные уровни материи и соответствующие формы движения. Наличие особой геометрии, наоборот, как бы «замыкает» время и пространство на самих себя и не показывает этого выхода. Учитывая сказанное, можно рассматривать в качестве критерия существования психологического времени и пространства наличие соответствующей формы движения — мышления и его материального субстрата — мозга.

Психологическое время и пространство, точнее, их отдельные элементы (прежде всего  пространственно-временная ориентация и восприятие этих форм) свойственны  не только человеку, но и иным живым  организмам. На этом последнем вопросе  следует остановиться несколько  подробнее. Известно, что восприятие времени и пространства происходит благодаря деятельности органов  чувств. Об этом писал еще И. М. Сеченов. Он даже определял доминантные для  восприятия этих форм органы (время  воспринимается прежде всего ухом, пространство— глазом и кожей). Работы Сеченова явились основой для вывода о взаимосвязи восприятия времени и восприятия пространства. Между этими восприятиями была открыта пропорциональная зависимость: «...чем выше восприимчивость к пространственным изменениям, тем значительнее восприимчивость и к длительности».

Восприятие времени  и пространства человеком, являющееся элементарной клеточкой психологического времени и пространства, его началом, его исходным пунктом, подготовлено предшествующим биологическим развитием. Необходимость удовлетворения биологических потребностей выступает естественным условием пространственно-временного восприятия, без которого невозможно сколько-нибудь фундаментальное приспособление к окружающей среде. Поэтому восприятие времени и пространства существует у высоко стоящих на биологической лестнице животных. Но подчеркнем, что у них оно является фактором биологического порядка.

Здесь вырисовывается качественная специфика человеческого  восприятия времени и пространства. Главная его особенность —  обусловленность не только биологическими, но и социальными потребностями. Развитие восприятия человеком времени  и пространства происходит в ходе общественно-исторического процесса, насыщенного   производственной  деятельностью  людей.   Внеобщественно-исторической практики, вне связи с трудовой деятельностью восприятие пространственно-временных свойств материального мира не могло осуществляться. Путь развития восприятия пространственно-временных связей и отношений отражает путь развития трудовой деятельности человека. Подтверждением этого служит история развития языка, являющаяся отражением истории производственной практики человека. Лингвистические исследования показали, что многие слова, обозначающие отдельные стадии, периоды времени и выражающие расстояния, площади, пространственные свойства, служат названием действий определенного характера , известный немецкий лингвист Я. Гримм доказывает, что вначале слово «Raum» (пространство) означало открытое поле, которое следовало возделать. В дальнейшем развитии по пути обобщения это слово стало обозначать любое место, где осуществлялась хоть какая-нибудь деятельность.

Восприятие времени  и пространства человеком социально  окрашено и потому, что ему способствуют, а сейчас являются просто настоятельной  необходимостью многочисленные орудия и инструменты для измерения  времени и пространства. Важно  отметить, что появление тех или  иных измерительных инструментов всегда было результатом удовлетворения производственных прежде всего потребностей человека. Невозможно себе представить современного человека, его восприятие времени и пространства без предварительного «вмешательства» этих инструментов. В пространственно-временной локализации событий и их отражении на уровне психологического времени и пространства эти инструменты выполняют функцию ориентиров, служащих начальной и конечной точками отсчета времени и пространства.

Еще одно важное обстоятельство позволяет нам четко  отличать восприятие времени и пространства человеком от того, которое происходит у высокоразвитых животных. Если у  них это восприятие осуществляется на основе первой сигнальной системы, то у человека на его систему пространственно-временной ориентировки оказывает самое существенное воздействие вторая сигнальная система. Это приводит к тому, что психологические время и пространство выражаются и закрепляются в речи. В ней обобщаются пространственно-временные понятия, выражающие сосуществование, протяженность, длительность, последовательность, чередование, быстроту и т. д. действий и мыслен о них.

На основе второй сигнальной системы и социального, производственного характера деятельности людей психологическое время  и пространство усложняются, приобретают  новые элементы. Если восприятие времени  и пространства роднит человека с  предшествующей биологической организацией, характеризует преемственность с ней, то последующие элементы психологического времени и пространства становятся чисто человеческими.

Такими являются представления, воображения, понятия, суждения, умозаключения, в которых  локализуются пространственно-временные  структуры. «Вспоминая какое-нибудь событие, имевшее место в прошлом,—  пишет Д. Г. Элькин,— мы не всегда можем найти для него Определенное место. Если здесь память не выполняет своей роли до конца, на помощь приходит мышление, которое путем анализа, сравнения, умозаключения решает сложный вопрос о локализации. То же самое можно сказать о локализации в будущем. Такого рода локализация всегда носит только предположительный характер. Она поэтому невозможна без живой деятельности воображения. Но удачной эта локализация бывает только в тех случаях, когда она является не только продуктом воображения, но подкрепляется убедительными доводами, соображениями и рассуждениями».

Наконец, следует  отметить, что у человека серьезное  воздействие на восприятие времени  и пространства оказывают эмоции, развивающиеся в условиях общественной жизни. Без их учета мы не могли  бы до конца понять специфического характера психологического времени  и пространства.

Особенности психологического времени и пространства обусловлены по меньшей мере тремя факторами: 1) объективными свойствами времени и пространства — метрическими и топологическими; 2) характером психической деятельности человека, ее возможностями, «диапазоном» в различных социальных средах; 3) социальной функцией тех или иных объективных свойств времени и пространства. Это значит, что психологическое время и пространство определяются как объективными, так и субъективными моментами. Восприятие времени и пространства, ориентировка в них, наличие понятий, суждений, умозаключений, воображения, представлений, в которых локализуются пространственно-временные связи и отношения, зависят как от реальных характеристик последних, так и от состояния человеческой психики в данной конкретной ситуации.

Выше уже говорилось о том, что психологическое время  и пространство отражают реальные изменения, происходящие в мире материальных образований. В основе этого отражения лежат  временные ритмы и пространственные интервалы, навязываемые нам с самого детства астрономическим ритмом чередования дней и ночей, света и тьмы, сезонов года, расположением в определенной пропорции и последовательности предметов И вещей и т. д. Известный французский психолог, занимающийся проблемой времени, П. Фресс пишет, что «постепенно эти ритмы интериоризируются, становятся внутренними и относительно независимыми от породивших их причин».

Создается впечатление, что в психологическом времени  и пространстве происходит непосредственное, прямое отражение реальных природных  процессов, которое затем становится относительно автономным и выступает  в виде собственного, внутреннего, психологического времени и пространства. Нам кажется, что здесь упущен очень важный промежуточный этап — этап биологического (тотаее, может быть, физиологического) времени и пространства. На его основе и возникает, и функционирует тип психологического времени и пространства. В самом деле, «биологические часы» человека, его вестибулярный аппарат и другие факторы, свидетельствующие

о пространственно-временном  восприятии мира, являются физиологической  основой психологической пространственно-временной  ориентации. Последняя, включая в себя даже понятие времени и пространства, не могла бы существовать без биологического механизма, направленного своим действием на восприятие этих форм.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"