Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:36, контрольная работа
Так уж сложилось, что буквально с самого маленького возраста человека, становится понятно к каким дисциплинам он больше расположен: к естественнонаучным или к гуманитарным. Это проявляется в интересах ребёнка и если ему нравится какой-нибудь предмет, например математика, то он обратит своё внимание и на физику или какой-либо другой предмет из этой области.
1.Введение
2.Специфика и взаимосвязь естественного и гуманитарного типов культур.
3.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
4.Необходимость естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
Используемая литература:
Необходимость естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
Наша культура во многом была сформирована в эпоху Возрождения и имеет свои корни в античности европейского Средневековья. Естественные науки в развитии современной цивилизации не только обеспечивали и обеспечивают научно-технический прогресс, но и формируют особый тип мышления, особый тип критически-аналитической рациональности, весьма важный для мировоззренческой ориентации современного человека. Именно он побуждает человека к поиску решений, к признанию относительности систем отсчета и наших суждений, а недостаток этого типа мышления приводит к кризисным ситуациям в обществе. Мировоззренческие функции современного естествознания не сводятся только к тому, что оно дает знания о природе, поскольку само знание - это еще не мировоззрение. Оно становится таковым, когда в общественное сознание входит тот тип рациональности, который дают естественные науки. Можно сказать, что духовность во многом определяется научными знаниями и умением разбираться в окружающем мире. Более того, гуманитарная и естественнонаучная культуры не могут не взаимодействовать.
В процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями окружающего мира человек приобретает знание. Рациональное знание относится к интеллекту, функции которого - различать, разделять, сравнивать, измерять и распределять по категориям. Оно хорошо приспособлено к формализации, компактной записи и возможности трансляции, благодаря чему возникает феномен накопления, роста рационального знания увеличивающимся темпом. Таким образом, рациональный тип мышления в значительной степени формирует стереотипы и идеологию общества.
Интуитивное восприятие мира, напротив, индивидуально. Интуитивное знание невозможно адекватно передать после того, как оно получено. Невозможно и объяснить, как оно было получено, а также точно воспроизвести процесс его получения. Интуитивный опыт должен быть пережит индивидуально. Обычно интуитивное знание направлено на внутренний мир человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако оно обладает огромной познавательной силой, так как оно ассоциативно и метафорично. Используя принцип аналогии, оно способно выходить за рамки логических конструкций и рождать новое в сфере искусства и науки. Если в русле логического мышления удается получить детерминированные следствия, не выходящие за рамки первичных посылок, то для интуиции и фантазии пределов не существует.
О необходимости привлечения интуиции и творческого начала в науке свидетельствует еще одно обстоятельство. В 1931 г. К. Гёдель доказал ряд теорем о неполноте, из которых следует, что содержательные логические системы достаточно большой мощности не могут быть проверены на непротиворечивость без привлечения аргументов, не принадлежащих к данной системе. Именно поэтому невозможно полностью аксиоматизировать природу, а чисто рациональный путь постижения реальности ограничен.
Таким образом, на современном витке развития общества становится все более очевидным, что решение многих проблем человечества связано с большей гармонизацией двух частей единой культуры. С одной стороны, необходимо привнести в сферу науки нравственные, этические и даже эстетические категории. С другой стороны, гуманитарной культуре полезно воспринять естественнонаучную традицию постоянного переосмысления накопленных ранее воззрений, вычленить законы гармонии, которые эффективнее работают при рационалистическом способе познания действительности.
Вообще
в современных условиях изменяется
характер научного исследования,
подход к изучению явлений природы. На
место прежней изоляции отдельных
дисциплин приходят их взаимодействие,
проникновение одной в другую. К
настоящему времени уже насчитывается
около 1300 самостоятельных
научных дисциплин и свыше 300 специальностей,
процесс дифференциации науки продолжается.
В то же время происходит процесс сближения
и связи отдельных наук, который называется
интеграцией.
На сегодняшний день мы можем сказать, что естественнонаучные и гуманитарные культуры в современном обществе играют важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости наук может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры