Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:20, контрольная работа
Большинство людей еще в школе замечают у себя определенную привязанность, стремление изучать предметы или естественнонаучного, или гуманитарного направления. При этом имеется в виду не какая-то отдельная дисциплина, а целый «блок» предметов. Например, если человеку интересна история, то, скорее всего, его внимание направлено также на языки, литературу, философию. И напротив, если кто-либо интересуется математикой, то, как правило, он хорошо разбирается в физике, химии и т.п.
Для конкретного человека проблема дифференциации натуралистики и гуманитаристики является, в основном, задачей выбора профессии или рода занятий. В целом для общества задачи выбора, конечно же, нет; но имеется задача сочетания, гармонии и согласованности ценностей различных типов культур -- гуманитарного и естественнонаучного. Мы с вами попытаемся разобраться с содержанием данной проблемы.
Естественнонаучная и гуманитарная культура.
1.Выявить спицифику и взаимосвязь Естественнонаучных и гуманитарных типов культуры.
2.Дайте анализ роли "наук о природе и наук о духе" в развитии культуры.
3.Объясните необходимость
единства Естественнонаучной и гуманитарной
культур в современном обществе.
1вопрос.
Гуманитарная и
естественнонаучная культуры
Введение
Большинство людей еще в школе замечают у себя определенную привязанность, стремление изучать предметы или естественнонаучного, или гуманитарного направления. При этом имеется в виду не какая-то отдельная дисциплина, а целый «блок» предметов. Например, если человеку интересна история, то, скорее всего, его внимание направлено также на языки, литературу, философию. И напротив, если кто-либо интересуется математикой, то, как правило, он хорошо разбирается в физике, химии и т.п.
Для конкретного человека проблема дифференциации натуралистики и гуманитаристики является, в основном, задачей выбора профессии или рода занятий. В целом для общества задачи выбора, конечно же, нет; но имеется задача сочетания, гармонии и согласованности ценностей различных типов культур -- гуманитарного и естественнонаучного. Мы с вами попытаемся разобраться с содержанием данной проблемы.
1. Особенности и взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного типов культур
Вначале уточним исходные понятия. Поскольку мы будем говорить о типах культур, то прежде всего нужно определить само понятие «культура». Оставив в стороне обсуждение сложности и неопределенности данного понятия, выберем самое простое его определение:
Культура -- есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять.
Это определение указывает на надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего.
Очевидной демонстрацией данного тезиса может быть знаменитое античное суждение о «природе вещей»: если, предположим, прикопать в землю черенок оливы, из него появится новая олива. А если же посадить в землю скамью из оливы, то из нее появится не скамья, а опять-таки новая олива! Таким образом, сохраняется лишь природная основа этого предмета, а собственно человеческая -- исчезнет.
Но, за исключением банальной идеи о недолговечности творений нашей культуры, из данного примера можно взять и иную мысль - мир человеческой культуры существует не близко к естественному, а внутри него. И, следовательно, нераздельно связан с ним. Таким образом, любой предмет культуры по сути можно разложить, по крайней мере, на две составляющие -- естественную основу и ее социальное оформление и содержание.
Эта дуальность мира
культуры и проявляется в двух ее направлениях,
ветвях, типах - гуманитарном и естественнонаучным.
Предметная область первого - область
явлений, в которых представлены связи,
свойства и отношения самих людей как
существ социальных, духовных, обладающих
разумом. В него входят «человековедческие»
науки, а также право, религия и т.п. Второй
тип культуры -- естественный -- охватывает
природные связи, свойства и отношения
вещей, «работающих» в мире человеческой
культуры в виде технических приспособлений
и изобретений, индустриальных технологий
и т.п.
2. Предмет и истоки спора двух типов культур
Присутствие в монолитной
человеческой культуре двух разнородных
типов явилось предметом
И это вовсе не придуманные страсти, а абсолютно реальная угроза для развития культуры, поскольку культура -- это, в первую очередь, система общественных ценностей. В целом, всеобщее признание той или иной системы ценностей объединяет, сплачивает общество, а ценностный раскол чреват большими социальными катаклизмами. Достаточно вспомнить фанатичное неприятие религиозных ценностей в 20--30-е годы и практику слома храмов. Отсутствие понимания и ненависть людей, разделяющих разные системы ценностей, всегда опасны. То же самое можно отнести и к противоречиям гуманитариев и естествоиспытателей.
Взаимного понимания можно добиться, начав с анализа условий и причин возникновения этого непонимания. Почему, например, противостояние гуманитарной и естественнонаучной культур обострилось как раз в XX столетии, и именно, во второй его половине? Ответ на данный вопрос предельно ясен. Данный период характеризуется огромными успехами естествознания и его практических воплощений. Появление компьютеров, телевидения, ядерных реакторов, выход человека в космос, расшифровка генетического кода -- все эти и многие иные блистательные достижения естественнонаучной культуры значительно изменили образ жизни и стиль человека.
Показать такие же внушительные успехи гуманитарная культура была не в состоянии, но и одобрить образцы и стандарты мышления естествоиспытателей она долго не соглашалась. Гуманитарная культура, в результате, культивируя свою специфику и изоляцию, все более становилась чем-то вроде музейной ценности, либо средства развлечения утомленных от практических забот носителей естественнонаучной культуры.
Такова была отправная точка бесчисленных споров «лириков» и «физиков» о судьбах двух культур, апогей которых в нашей стране пришелся на 60-е годы ХХ века.
Общественная значимость
и статус двух типов наук - гуманитарных
и естественных - оказались в центре
внимания. Несомненно, взгляды представителей
обоих типов культур намного
сложнее и глубже. Тем не менее,
их современную структуру и
3. Путь к единой культуре
Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.
Ч. Сноу размышлял
о двух полюсах культуры. На одном
из них - культура, созданная наукой,
естествознанием. Прежде всего - это
современная научная модель физического
мира, которая по сложности, емкости,
интеллектуальной глубине является
удивительным творением коллективных
усилий человеческого разума. Но представители
другого полюса - гуманитарной культуры
- не имеют, как правило, ни малейшего
представления об этом творении. В
гуманитарном сообществе не приемлют
упрощений, идеализаций, забывая, что
построение идеальных моделей - одно
из условий плодотворного
Однако к концу
ХХ столетия появились серьезные
предпосылки для преодоления
подобного противостояния. Само по
себе сопоставление различных
Междисциплинарный
подход становится все более значимым
для нынешнего развития науки. Идет
процесс формирования единой науки
о человеке, обществе, государстве,
природе и жизни. При этом и
социальное, и естественнонаучное понимание
имеет единые исходные цели (достичь
истинного знания).
Взаимосвязь
естественнонаучной
и гуманитарной культур
заключается в
следующем:
·
имеют общую культурную
основу;
·
являются основополагающими
элементами единой системы
знаний;
·
представляют собой
высшую форму человеческих
знаний;
·
взаимно координируют
в историко-культурном
процессе;
· стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.
Информация о работе Специфика и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных типов культуры