Специфика и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных типов культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Большинство людей еще в школе замечают у себя определенную привязанность, стремление изучать предметы или естественнонаучного, или гуманитарного направления. При этом имеется в виду не какая-то отдельная дисциплина, а целый «блок» предметов. Например, если человеку интересна история, то, скорее всего, его внимание направлено также на языки, литературу, философию. И напротив, если кто-либо интересуется математикой, то, как правило, он хорошо разбирается в физике, химии и т.п.

Для конкретного человека проблема дифференциации натуралистики и гуманитаристики является, в основном, задачей выбора профессии или рода занятий. В целом для общества задачи выбора, конечно же, нет; но имеется задача сочетания, гармонии и согласованности ценностей различных типов культур -- гуманитарного и естественнонаучного. Мы с вами попытаемся разобраться с содержанием данной проблемы.

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 19.47 Кб (Скачать)

Естественнонаучная  и гуманитарная культура.

1.Выявить спицифику и взаимосвязь Естественнонаучных и гуманитарных типов культуры.

2.Дайте анализ роли "наук о природе и наук о духе" в развитии культуры.

3.Объясните необходимость единства Естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе. 

1вопрос. 

Гуманитарная и  естественнонаучная культуры 

Введение

Большинство людей  еще в школе замечают у себя определенную привязанность, стремление изучать предметы или естественнонаучного, или гуманитарного направления. При этом имеется в виду не какая-то отдельная дисциплина, а целый  «блок» предметов. Например, если человеку интересна история, то, скорее всего, его внимание направлено также на языки, литературу, философию. И напротив, если кто-либо интересуется математикой, то, как правило, он хорошо разбирается  в физике, химии и т.п.

Для конкретного  человека проблема дифференциации натуралистики и гуманитаристики является, в основном, задачей выбора профессии или рода занятий. В целом для общества задачи выбора, конечно же, нет; но имеется задача сочетания, гармонии и согласованности ценностей различных типов культур -- гуманитарного и естественнонаучного. Мы с вами попытаемся разобраться с содержанием данной проблемы.

1. Особенности и  взаимосвязи гуманитарного  и естественнонаучного  типов культур

Вначале уточним  исходные понятия. Поскольку мы будем  говорить о типах культур, то прежде всего нужно определить само понятие «культура». Оставив в стороне обсуждение сложности и неопределенности данного понятия, выберем самое простое его определение:

Культура -- есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять.

Это определение  указывает на надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего.

Очевидной демонстрацией  данного тезиса может быть знаменитое античное суждение о «природе вещей»: если, предположим, прикопать в землю  черенок оливы, из него появится новая  олива. А если же посадить в землю  скамью из оливы, то из нее появится не скамья, а опять-таки новая олива! Таким образом, сохраняется лишь природная основа этого предмета, а собственно человеческая -- исчезнет.

Но, за исключением  банальной идеи о недолговечности  творений нашей культуры, из данного  примера можно взять и иную мысль - мир человеческой культуры существует не близко к естественному, а внутри него. И, следовательно, нераздельно связан с ним. Таким образом, любой предмет культуры по сути можно разложить, по крайней мере, на две составляющие -- естественную основу и ее социальное оформление и содержание.

Эта дуальность мира культуры и проявляется в двух ее направлениях, ветвях, типах - гуманитарном и естественнонаучным. Предметная область первого - область явлений, в которых представлены связи, свойства и отношения самих людей как существ социальных, духовных, обладающих разумом. В него входят «человековедческие» науки, а также право, религия и т.п. Второй тип культуры -- естественный -- охватывает природные связи, свойства и отношения вещей, «работающих» в мире человеческой культуры в виде технических приспособлений и изобретений, индустриальных технологий и т.п. 

2. Предмет и истоки  спора двух типов  культур

Присутствие в монолитной человеческой культуре двух разнородных  типов явилось предметом философского анализа уже в XIX столетии, когда  формировалось большинство наук о проявлениях человеческого  духа. Но в тот период интерес  к рассматриваемой проблеме имел скорее академический, теоретический  характер. Однако в ХХ веке данная проблема перешла уже в практическую плоскость: появилось острое чувство увеличивающегося разрыва гуманитарной и естественнонаучной культур. Короче говоря, «технари» и  гуманитарии просто перестали друг друга понимать. А, как известно, обоюдное непонимание уменьшает  уважение и снижает интерес друг к другу, что ведет, в свою очередь, к открытой конфронтации и вражде.

И это вовсе не придуманные страсти, а абсолютно  реальная угроза для развития культуры, поскольку культура -- это, в первую очередь, система общественных ценностей. В целом, всеобщее признание той или иной системы ценностей объединяет, сплачивает общество, а ценностный раскол чреват большими социальными катаклизмами. Достаточно вспомнить фанатичное неприятие религиозных ценностей в 20--30-е годы и практику слома храмов. Отсутствие понимания и ненависть людей, разделяющих разные системы ценностей, всегда опасны. То же самое можно отнести и к противоречиям гуманитариев и естествоиспытателей.

Взаимного понимания  можно добиться, начав с анализа  условий и причин возникновения  этого непонимания. Почему, например, противостояние гуманитарной и естественнонаучной культур обострилось как раз  в XX столетии, и именно, во второй его  половине? Ответ на данный вопрос предельно  ясен. Данный период характеризуется  огромными успехами естествознания и его практических воплощений. Появление  компьютеров, телевидения, ядерных  реакторов, выход человека в космос, расшифровка генетического кода -- все эти и многие иные блистательные достижения естественнонаучной культуры значительно изменили образ жизни и стиль человека.

Показать такие  же внушительные успехи гуманитарная культура была не в состоянии, но и  одобрить образцы и стандарты  мышления естествоиспытателей она  долго не соглашалась. Гуманитарная культура, в результате, культивируя  свою специфику и изоляцию, все  более становилась чем-то вроде  музейной ценности, либо средства развлечения  утомленных от практических забот носителей  естественнонаучной культуры.

Такова была отправная  точка бесчисленных споров «лириков»  и «физиков» о судьбах двух культур, апогей которых в нашей  стране пришелся на 60-е годы ХХ века.

Общественная значимость и статус двух типов наук - гуманитарных и естественных - оказались в центре внимания. Несомненно, взгляды представителей обоих типов культур намного  сложнее и глубже. Тем не менее, их современную структуру и тенденции  определяют, в конечном счете, гуманитарные и естественные науки. Поэтому анализ разбираемой проблемы следует проводить с помощью выявления особенностей естественнонаучного и гуманитарного знания. 

3. Путь к единой  культуре

Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

Ч. Сноу размышлял  о двух полюсах культуры. На одном  из них - культура, созданная наукой, естествознанием. Прежде всего - это  современная научная модель физического  мира, которая по сложности, емкости, интеллектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но представители  другого полюса - гуманитарной культуры - не имеют, как правило, ни малейшего  представления об этом творении. В  гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что  построение идеальных моделей - одно из условий плодотворного теоретического мышления. В свою очередь, многие гуманитарные ценности остаются неизвестными для  большинства естествоиспытателей.

Однако к концу  ХХ столетия появились серьезные  предпосылки для преодоления  подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных  дисциплин - это всегда обмен опытом и перенос его из одной области  познания в другую. Это одна из возможных  точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление  гуманитарных и естественных наук часто  приносит новое, дает замечательные  научные результаты.

Междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития науки. Идет процесс формирования единой науки  о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и  социальное, и естественнонаучное понимание  имеет единые исходные цели (достичь  истинного знания). 

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур  заключается в  следующем: 

· имеют общую культурную основу; 

· являются основополагающими  элементами единой системы  знаний; 

· представляют собой  высшую форму человеческих знаний; 

· взаимно координируют в историко-культурном процессе; 

· стимулируют появление  новых междисциплинарных  отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Информация о работе Специфика и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных типов культуры