Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:26, доклад
Вначале уточним исходные понятия. Поскольку мы будем говорить о типах культур, то прежде всего нужно определить само понятие «культура».
Культура — есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять.
Это определение указывает на надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего.
Культура — совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.
Культура охватывает всё многообразие материальной и духовной деятельности людей, но представляет её не во всех аспектах, а с особой стороны. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый людьми. Чтобы быть полноправным членом общества, каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе её требования. С учетом сказанного о культуре, понятно, что вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры.
Особенности
и взаимосвязи
гуманитарного и
естественнонаучного
типов культур
Вначале уточним исходные понятия. Поскольку мы будем говорить о типах культур, то прежде всего нужно определить само понятие «культура».
Культура — есть набор произведенных человеком духовных и материальных ценностей, а также сама человеческая способность данные ценности производить и применять.
Это определение указывает на надприродный, социальный характер человеческого бытия. Культура есть все то, что произведено человеком как дополнение к естественному миру, однако, на базе последнего.
Культура — совокупность
созданных человеком
Культура охватывает всё многообразие материальной и духовной деятельности людей, но представляет её не во всех аспектах, а с особой стороны. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый людьми. Чтобы быть полноправным членом общества, каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе её требования. С учетом сказанного о культуре, понятно, что вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры.
Cуществует проблема
совмещения двух типов культур — естественнонаучной
и гуманитарной.
Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.
Естественнонаучная культура - это:
совокупный исторический объем знания о природе и обществе;
объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;
усвоенное человеком
содержание накопленного и актуализированного
знания о природе и обществе.
Гуманитарная культура - это:
совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;
системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).
Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.
Специфика гуманитарной
культуры: системообразующие ценности
гуманитарного знания определяются
и активизируются исходя из принадлежности
индивида к определенной социальной
группе. Проблема истинности решается
с учетом знания об объекте и оценки полезности
этого знания познающим или потребляющим
субъектом. При этом не исключается возможность
толкований, противоречащих реальным
свойствам объектов, насыщенность теми
или иными идеалами и проектами будущего.
истоки
спора двух типов
культур
Присутствие в человеческой
культуре двух разнородных типов явилось
предметом философского анализа уже в
XIX столетии, когда формировалось большинство
наук о проявлениях человеческого духа.
Но в тот период интерес к рассматриваемой
проблеме имел скорее академический, теоретический
характер. Однако в ХХ веке данная проблема
перешла уже в практическую плоскость:
появилось острое чувство увеличивающегося
разрыва гуманитарной и естественнонаучной
культур. А, как известно, обоюдное непонимание
уменьшает уважение и снижает интерес
друг к другу, что ведет, в свою очередь,
к открытой конфронтации и вражде.
Взаимного понимания можно добиться, начав с анализа условий и причин возникновения этого непонимания. Почему, например, противостояние гуманитарной и естественнонаучной культур обострилось как раз в XX столетии, и именно, во второй его половине? Ответ на данный вопрос предельно ясен. Данный период характеризуется огромными успехами естествознания и его практических воплощений. Появление компьютеров, телевидения, ядерных реакторов, выход человека в космос, расшифровка генетического кода — все эти и многие иные блистательные достижения естественнонаучной культуры значительно изменили образ жизни и стиль человека.
Показать такие
же внушительные успехи гуманитарная
культура была не в состоянии, но и
одобрить образцы и стандарты
мышления естествоиспытателей она
долго не соглашалась. Гуманитарная
культура, в результате, культивируя
свою специфику и изоляцию, все более становилась
чем-то вроде музейной ценности, либо средства
развлечения утомленных от практических
забот носителей естественнонаучной культуры.
Однако к концу ХХ столетия появились серьезные предпосылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин - это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую. Это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты.
Как и в естествознании, в гуманитарных науках усиливаются интеграционные процессы за счет прямых связей между ними. Обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований (например, компьютеризация). Тем самым устанавливаются связи гуманитарных и естественных наук, которые тоже заинтересованы в этом. Всё большее значение приобретают совместные разработки естественников, гуманитариев, обществоведов, философов в сфере этических и правовых проблем науки.
Ещё одним основанием объединения наук является философия. Теоретические уровни естественных и гуманитарных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом. Существенным компонентом общенаучного познания является философское истолкование данных науки, составляющее её методологические и мировоззренческие основы.
Существует деление культуры и интеллигенции на научную и художественную. Указанные формы культуры и соответствующие группы деятелей культуры имеют определенные различия, но не настолько сильные и резкие, чтобы противопоставлять их друг другу. Культура едина при всем многообразии её разновидностей.
Не только в эпоху Возрождения, но и в другие века одни и те же творцы достигли высот и в науке и в искусстве – Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов, И.-В.Гете, А.П.Бородин (ученый химик и знаменитый композитор). Из ныне живущих, академик И.Р.Шафаревич – крупнейший математик, историк, обществовед; академик Б.В.Раушенбах, один из теоретиков космонавтики, - знаток русской истории, иконописи, богословия.
Профессор-физик и поэт, автор 12 поэтических сборников В.Ф.Ноздрев составил целую книгу из поэтических произведений русских ученых – М.В.Ломоносова, А.П.Бородина, Н.П.Дубинина, Н.А.Морозова. Составитель отмечает, что общим для ученых-поэтов был патриотизм, любовь к Родине. Удивителен подвиг одного из них. Н.А.Морозов, ученый-энциклопедист, провел 20 лет при царизме в Шлиссельбургской крепости, а затем во Время Великой Отечественной Войны, тайком от родных, в возрасте 87 лет, сбежал на фронт и принимал участие в боях.
В.Ф.Ноздрев считает плодотворной связь между наукой и искусством. Он говорил: «…Сочетание в одном лице ученого и поэта порождает комплексное мироощущение, расширяющее наши возможности всестороннего познания разумом и чувствами. Поэтому противоестественно отрывать их друг от друга…».
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
имеют общую культурную основу;
являются основополагающими элементами единой системы знаний;
представляют собой высшую форму человеческих знаний;
взаимно координируют в историко-культурном процессе;
стимулируют появление
новых междисциплинарных
Человек является основным звеном связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:
непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;
использует результаты наук для удовлетворения своих общественных и личных потребностей;
постоянно совершенствует научную деятельность;
определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует их развитие.
Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знания значительное число уже по своей природе носит синтетический, интегративный характер (астрофизика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.).
Таким образом, можно утверждать, что отличительной чертой современной науки является процесс синтеза двух культур – естественнонаучной и гуманитарной.
Информация о работе Особенности и взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного типов культур