Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:43, реферат
Рынок является формой функционирования товарного производства. Для удовлетворения своих нужд люди должны вступать в отношения обмена результатами своей работы.
Простейший рынок представлял собой место осуществления торговых операций. Такой рынок, где продают „из рук у руки”, является наиболее наглядной формой обмена. Он существовал в Древней Греции, Риме, фараоновском Египте и Вавилоне. И до сих пор понятие „рынок” употребляется поэтому в его узком понимании.
Тема 1. Сущностная характеристика товарного рынка
Рынок является формой функционирования товарного производства. Для удовлетворения своих нужд люди должны вступать в отношения обмена результатами своей работы.
Простейший рынок представлял собой место осуществления торговых операций. Такой рынок, где продают „из рук у руки”, является наиболее наглядной формой обмена. Он существовал в Древней Греции, Риме, фараоновском Египте и Вавилоне. И до сих пор понятие „рынок” употребляется поэтому в его узком понимании.
Появление рынков исторически связано с развитием городов. Города нуждались в создании зон снабжения, которые бы отвечали их размерам. Сначала городские рынки, по обыкновению, функционировали один или два раза в неделю. Нужно было время, чтобы сельские жители собрали, выростили и доставили в город свою продукцию.
По мере углубления общественного разделения труда, расширения товарообмена формируются новые рыночные элементы: лавки, торговые палаты, биржи, банки. Развитию рыночных отношений оказывали содействие появление кредитования и деятельность купцов. Значительную роль в хозяйственной жизни государств начинает играть большая торговля и внешнеторговые связи. Рынок становится не конкретным местом ведения торговли, а совокупностью всех соглашений купли-продажу товаров.
Появляется множество производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Этот тип хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Товарное производство и обращение приобретают регулярный характер, а рыночные цены определяются колебаниями спроса и предложения. Все виды производственной и коммерческой деятельности специализируются, производство вынуждено ориентироваться на конечного потребителя.
Связывая производство и потребление, рынок указывает производителям, какие товары следует изготовлять и в каком количестве. Через рынок потребители влияют на производство. Это означает, что содержание понятия „рынок” как «место обмена» становится более широким. Рынок влияет на все фазы общественного производства, а именно: производство, распределение, обмен и потребление. В этом понимании рынок – это саморегулируемая система воспроизведения, все звенья которой находятся под постоянным влиянием спроса и предложения.
Рынок предусматривает наличие носителей рыночных отношений, т.е. субъектов. К субъектам рынка принадлежат производители, продавцы, покупатели и потребители – юридические и физические лица.
Объекты рынка – это все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения. К ним принадлежат предметы потребления и услуги, средства производства, финансовые ресурсы, рабочая сила.
Чтобы рынок функционировал, необходимые такие социально-экономические условия:
Рынок как система состоит из разных сегментов. В связи с этим речь может идти о существовании отдельных рынков, которые классифицируются по разным признакам.
1. По территориальному признаку мировой рынок делится на:
2. В зависимости от характера объектов рынка он делится на (рис. 1.1):
На товарном рынке продаются и покупаются товары, являющиеся продуктами человеческой работы и естественной деятельности, а также действия (услуги). В свою очередь, товарный рынок делится на:
1) потребительский рынок;
2) рынок средств производства;
3) рынок информации и интеллектуального продукта (научно-технических разработок).
В потребительский рынок входят:
Целью потребительского рынка является достижение равновесия между спросом населения и его товарным покрытием.
Рынок средств производства включает:
Сегментами рынка информации и интеллектуального продукта являются:
Финансовый рынок состоит из таких сегментов:
1) валютный рынок;
2) рынок кредитных ресурсов;
3) рынок ценных бумаг (фондовый рынок);
4) рынок финансовых услуг;
5) рынок страховых услуг.
Валютный рынок представляет собой систему отношений, состоящих из купли-продажи (обмена) национальной и иностранных валют, платежных документов в иностранных валютах, всех дензнаков по свободным рыночным ценам. С помощью конвертирования валют осуществляются денежные расчеты, связанные с международной торговлей, движением капиталов, туризмом и др.
В свою очередь, валютные рынки делятся на:
Объектами валютного рынка являются национальная и иностранные валюты, а субъектами – продавцы валюты, посредники (валютные биржи, брокеры этих бирж, банки и их обменные пункты и т.п.), покупатели валюты.
Рынок кредитных ресурсов (кредитный рынок) – это отношения, которые возникают в процессе привлечения и предоставления денежных средств на условиях возвращения, и оплаты в срок. На этом рынке банки аккумулируют денежные средства кредиторов (вкладчиков) и предлагают их заемщикам за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок.
Кредитный рынок – один из старейших сегментов финансового рынка. Его появление и существование обусловлены нуждами общества в дополнительных финансовых ресурсах для осуществления хозяйственной деятельности, приобретения потребительских товаров или решения гражданами других личных вопросов.
Объектами кредитного рынка являются мобилизованные финансовые ресурсы, которые используются для предоставления ссуд. Краткосрочные ссуды предоставляются на срок до 1 года, среднесрочные – от 1 до 5 лет, долгосрочные – свыше 5 лет. Субъекты кредитного рынка – это кредиторы (вкладчики), посредники (коммерческие банки, другие кредитно-финансовые организации), заемщики.
Посредники выполняют важную функцию перераспределения свободного денежного капитала, удовлетворения нужд кредиторов (вкладчиков) в сохранении от инфляции и росте их средств, удовлетворения нужд заемщиков в дополнительных средствах.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это особая сфера рыночных отношений, которая состоит в осуществлении актов купли-продажи этих бумаг. По своей экономической сути ценные бумаги является отображением материальных и денежных фондов, поэтому рынок ценных бумаг еще называют фондовым рынком.
Ценные бумаги – это денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения ссуды. Они регламентируют взаимоотношения между лицом, которое их выпустило (эмитентом) и их владельцем (инвестором). Наличие у инвестора ценных бумаг предусматривает выплату ему дохода в виде дивидендов или процентов.
Объектами рынка ценных бумаг являются именно эти бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя и т.п.). Они переходят от одного владельца к другому путем купли-продажи. К субъектам рынка принадлежат:
Рынок финансовых услуг – это отношения, которые возникают между субъектами рынка в процессе предоставления финансовых услуг. К финансовым услугам принадлежат лизинг, факторинг и множество других услуг, которые предоставляются юридическим и физическим лицам при их обслуживании в банках и других кредитно-финансовых организациях.
Объектами рынка финансовых услуг являются эти услуги, которые предоставляются клиентам на платной основе, а субъектами – кредитно-финансовые организации, которые предоставляют услуги, и их клиенты (потребители услуг).
Рынок страховых услуг – это отношения, которые возникают в сфере страхования между страховщиками, страхователями и посредниками, которые функционируют на этом рынке.
Объектами рынка являются страховые услуги, а субъектами – страховщики (страховые компании), посредники (страховые агенты и страховые брокеры), страхователи (юридическое и физический лица).
Рынок работы – третий сегмент рынка, находящийся рядом с товарным и финансовым рынками. Рынок работы – это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила оборачивается так же, как товар, т.е. продается и покупается согласно законам рыночной экономики (закону стоимости, закону спроса и предложения).
Информация о работе Сущностная характеристика товарного рынка