Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:59, контрольная работа
В данной контрольной работе преследуется цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Рассматривая их мы познакомимся с основными характеристиками рынков, а так же их различиями между собой.
Экономисты различают четыре основных и не похожих между собой рыночные модели:
1) чистую конкуренцию,
2) чистую монополию,
3) монополистическую конкуренцию,
4) олигополию.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра
экономической теории ТИПЫ РЫНКОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Санкт-Петербург
2010
ВВЕДЕНИЕ
В данной контрольной работе преследуется цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Рассматривая их мы познакомимся с основными характеристиками рынков, а так же их различиями между собой.
Экономисты различают четыре основных и не похожих между собой рыночные модели:
1) чистую конкуренцию,
2) чистую монополию,
3) монополистическую конкуренцию,
4) олигополию.
Вышеперечисленные типы рынков будут
рассмотрены в данной работе.
1.Основные типы рынков. Понятия и определения.
1.1 Чистая конкуренция:
Это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта . Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все что нужно по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований ,деятельности по разработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.[5]
Рисунок 1. [1]
Основные признаки совершенной конкуренции:
-бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;
-однородность и делимость продаваемой продукции;
-отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
-высокая мобильность факторов производства;
-равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).
1.2 Чистая монополия:
От греч.
μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма
(ситуация на рынке, на котором действует
такая фирма), действующая в условиях отсутствия
значимых конкурентов (выпускающая товар(ы)
и/или оказывающая услуги, не имеющие близких
заменителей). Первые в истории монополии
создавались сверху санкциями государства,
когда одной фирме давалось привилегированное
право торговли тем или иным товаром. [5]
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Рисунок 2. [1]
Основные признаки совершенной конкуренции:
- Один единственный продавец;
- Бесконечное множество покупателей;
- Уникальность продаваемой продукции;
- Высокий барьер для входа новых фирм в отрасль.
1.3 Монополистическая конкуренция;
Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. [5]
Рисунок 3.[1] []
Основные признаки монополистической конкуренции:
- На рынке
присутствует относительно
- Эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
- Вступление
новых фирм в отрасль не
является сложным.
1.4 Олигополия:
Тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента. [2]
Рисунок 4. [1]
Основные признаки олигополии:
- Небольшое количество продавцов;
- Высокий барьер для входа новых фирм в отрасль;
- Стандартный
вид продукции.
2. Сравнение всех типов рынка:
Все типы рынков преследуют одну цель – максимизацию прибыли.
Но у каждого рынка свои способы достижения этой цели.
2.1 Краткая характеристика типов рынка:
В таблице 1 представлена краткая характеристика
основных черт этих четырех моделей. В
условиях чистой конкуренции существует
очень большое число фирм, производящих
стандартизированный продукт .Новые фирмы
могут легко войти в отрасль. На другом
полюсе – чистая монополия, под которой
подразумевается рынок, где одна фирма
является единственным продавцом продукта
или услуг. Проникновение в отрасль дополнительных
фирм заблокировано, так что фирма представляет
собой всю отрасль. Поскольку существует
только один продукт, очевидно, что отсутствует
дифференциация продукции. Монополистическая
конкуренция характеризуется сравнительно
большим числом продавцов, которые производят
дифференцированные продукты (женскую
одежду, мебель, книги). Дифференциация
является основой для создания благоприятных
условий для продажи и обновления продукции.
Вхождение в отрасль с монополистической
конкуренцией довольно простое. Наконец,
олигополия отличается небольшим числом
продавцов, и эта "немногочисленность"
означает, что решения об определении
цен и объемов производства являются взаимозависимыми.
Каждая фирма испытывает на себе влияние
решений, принимаемых ее конкурентами,
и должна учитывать эти решения в своем
собственном поведении в области ценообразования
и определения объема производства. Продукты
могут быть стандартизированы (такие,
как сталь или алюминий) или дифференцированы.
Характери-стика рынка | Конкурентные структуры рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополис-тическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
Количество продавцов | Очень много | Много | Несколько | Один |
Количество покупателей | Много | |||
Тип продукта | Стандартный | Дифференци-рованный | Стандартный и дифференци-рованный | Уникальный без заменителей |
Цели производителей | Максимизация прибыли | |||
Влияние производителя на цены | Отсутствует | Ограниченное | Ограниченное | Значительное |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Рисунок 5. [1]
2. Поведение фирм на различных видах рынков.
- Первое правило поведения фирм: наращивать объем выпуска стоит лишь до того момента, когда предельный доход от продаж станет нулевым.[4]
Мы знаем, что целью фирмы обычно является получение наибольшей
прибыли.
И монополист здесь не исключение.
Напротив, именно ему эта цель присуща
в наибольшей мере. После захвата рынка
заботиться об увеличении своей доли на
нем за счет преимущественного наращивания
объемов продаж ему уже не надо. Пора пожинать
плоды успеха — получать наибольшую прибыль.
- Второе правило поведения фирм: объем
выпуска должен быть выбран таким, чтобы
получить от продаж наибольшую прибыль
при сложившемся на рынке спросе и уровне
затрат, с которым фирма может производить
товары.[4]
Когда на рынке много фирм, которые действуют в соответствии с обоими приведенными выше правилами рационального коммерческого поведения, то в итоге рождается общее рыночное предложение. Совсем по-иному обстоит дело, когда на рынке есть только одна фирма-монополист. У фирмы-монополиста нет своей кривой предложения. Она выбирает варианты своей коммерческой политики на основе кривой рыночного спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.
Раз монополист настолько могуществен, что способен проводить такую
политику на практике, то он получает наилучшие условия для работы с наивысшей возможной прибылью. Добиваясь этого, монополист, как правило:
1) устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном
рынке;
2) производит товаров меньше, чем могла бы производить отрасль в