Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров как отечественного, так и зарубежного производства.
В работе будут решены следующие задачи:
1) изучить историю появления парфюмерно-косметических товаров;
2) рассмотреть факторы формирующие качество, потребительские свойства, классификацию и ассортимент парфюмерно-косметических товаров;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………...5
1.1. Парфюмерные товары……………………………………………….5
1.1.1. Из истории парфюмерии…………………………………………….5
1.1.2. Факторы, формирующие качество парфюмерных товаров……….6
1.1.3. Потребительские свойства и показатели качества парфюмерных товаров……………………………………………………………………………11
1.1.4. Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров……………………………………………………………………………14
1.2. Косметические товары……………………………………………..15
1.2.1. Из истории косметики……………………………………………...15
1.2.2. Факторы, формирующие качество косметических товаров……..17
1.2.3. Потребительские свойства и показатели качества косметических товаров……………………………………………………………………………22
1.2.4. Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров……………………………………………………………………………25
1.3. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение парфюмерно-косметических товаров…………………………………………..29
Глава 2. Практическая часть……………………………………………...34
2.1. Анализ рынка…………………………………………………………34
2.1.1. Зарубежный рынок парфюмерно-косметических товаров………34
2.1.2. Анализ парфюмерно-косметических товаров в России…………36
2.2. Сравнительная оценка потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров отечественного и зарубежного производства………39
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………44
Приложения……………………………………………………………….45
2. Санитарно-гигиенические:
- чистота,
- биологическая загрязненность,
- микробиологическая загрязненность.
3. Размещение:
- защита от механических воздействий,
- товарное соседство,
- механизация работ.
Перевозят парфюмерно-косметические товары всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах и универсальных контейнерах в соответствии с правилами перевозки.
2. Практическая часть
2.1. Анализ рынка
Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг. Цены показывают условия, при которых люди и фирмы добровольно обмениваются различными товарами [3].
Кроме того, цены служат сигналом для покупателей и продавцов. Если потребителю нужно больше какого-либо товара, цена возрастет, посылая сигнал производителю о том, что требуются большие поставки. Например, летом и зимой возрастает спрос на водоустойчивую косметику, а весной и осенью – на румяна, пудру и т.д.
Цены координируют решения производителей и потребителей на рынке. Более высокие цены снижают количество покупок потребителями и стимулируют производство. Низкие цены стимулируют потребление и сдерживают производство [17].
2.1.1. Зарубежный рынок парфюмерно-косметических товаров
По данным агентства Euromonitor, среднестатистический житель стран так называемого второго эшелона Европы - Испании, Португалии, Греции – тратит на покупку косметических изделий около $100 в год. В более богатых странах расходы на покупку парфюмерии и косметики еще выше: в Швейцарии это примерно $180 в год на одного человека, в Англии - $150, во Франции - $200 [17].
Рисунок 1 – Расходы на покупку парфюмерии и косметики
Самый большой по объемам потребления сегмент рынка Европы – средства ухода за волосами (32%), далее следуют косметические продукты ухода за лицом и телом (26%), затем – парфюмерия. Вполне естественно, что большую часть потребителей парфюмерии и косметики составляют женщины – 70%. На мужчин приходится 20% общего числа покупателей, и их выбор косметических средств довольно специфичен. Еще около 10% составляют дети. Причем речь идет о потреблении ими всех, а не только специализированных продуктов (на собственно «детскую» косметику и парфюмерию приходится не более 1 – 2% оборота отрасли Европы) [18].
Европейские страны отличаются и по объемам экспорта готовой продукции. Больше всего косметики и парфюмерии в другие страны традиционно поставляет Франция, примерно одинаковые позиции (по 10 – 11%) в мировом экспорте занимают Великобритания, США и Германия. Однако в последнее время США начинают вырываться вперед. Менее значительна доля экспорта Японии и Ирландии, где, однако, имеется собственная вполне конкурентоспособная косметическая промышленность. При этом основной экспорт Франции приходится на страны Европейского Союза. Общая доля европейского экспорта (в страны ЕС и те, что не входят в состав этой организации) составит в экспорте Франции около 65 – 67%. Не менее важными рынками сбыта для Франции остаются страны Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Но основные экспортные потоки французской косметики все же ориентированы на географически близкого адресата [17].
2.1.2. Анализ парфюмерно-косметических товаров в России
Российский рынок парфюмерии и косметики уже стал одним из крупнейших в Европе: по данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), объем парфюмерно-косметического рынка в 2010 году составил $5,06-5,985 млрд. По объему рынка Россия оказалась на шестом месте в Европе – после Германии, Франции, Британии, Италии и Испании. Но российский рынок косметики продолжает динамично развиваться [18].
По данным исследовательского агентства Symbol-Marketing, у многих российских фирм рост производства в этом году составил 30-60%. Активнее, чем весь рынок, развивается парфюмерно-косметическая розница. Здесь торговые сети растут на 40-50% в год, уступая лишь продовольственному сектору (80-100%). Для сравнения: в европейских странах показатель роста косметического рынка в лучшем случае составляет 2-3% в год. Что касается самых динамичных сегментов, то в этом году ими стали средства депиляции (15,5%), а также дезодоранты и парфюмерия (12%) [11].
В настоящее время объем российского селективного сектора парфюмерии и косметики составляет около 650 млн. долларов, а это 12% всего парфюмерно-косметического рынка. По другим данным эта цифра равна 10-30%, но необходимо учитывать, что многие западные исследовательские агентства обычно не учитывают "серый" рынок контрафактной и поддельной продукции, который приблизительно равен по объему официальным продажам [2].
На сегодняшний день практически все мировые селективные марки можно найти в специализированных парфюмерно-косметических магазинах. По оценкам экспертов, количество людей, имеющих достаточный доход для того, чтобы регулярно использовать селективную косметику и парфюмерию, составляет в Москве 4-5%, а в региональных городах не более 1-2% населения. Это значит, что в целом по России данная группа включает около 3,2 млн. человек. Общее количество населения – 145 млн., из них жителей столицы – 10 млн., население регионов – 135 млн.; 5% от 10 млн. равны 500 тыс., 2% от 135 млн. – 2,7 млн.
При средних тратах этой категории потребителей на селективную парфюмерию, средства по уходу за кожей и декоративную косметику в размере $300 в год они могут обеспечить объем сегмента, равный порядка $1 млрд. Рост рынка в России в течение ближайших 5 лет будет составлять более 20% ежегодно. Российский косметический рынок растет невероятно быстрыми темпами, в то время как большинство европейских находятся в состоянии стагнации: их рост не превышает 3% в год. Но, несмотря на это, по уровню потребления косметики на душу населения Россия пока отстает от Западной Европы [17].
Сегодня россиянин в среднем тратит на косметику около $36 в год. Можно прогнозировать, что уровень потребления в России будет приближаться к европейскому, и в ближайшие семь лет россияне будут покупать все больше кремов, декоративной косметики и средств личной гигиены. За это время уровень затрат на парфюмерно-косметические средства приблизится к $100 на человека в год. Быстрый рост рынка прекратится только после того, как его объем превысит $15 млрд. К этому моменту уход за собой с помощью косметических средств станет культурной нормой для большинства жителей России.
Отечественным производителям косметики принадлежит почти половина всего косметического рынка, а в некоторых нишах, например в нише средств по уходу за кожей и средств гигиены, их доля превышает 70%. Примерно 53-60% приходится на продажу импортной и произведенной под международными брендами российской продукции. Из-за рубежа поставляется 80% сырья, из которого производится российская косметика. Также большинство отечественных производителей использует импортную упаковку [18].
Сейчас на российском рынке насчитывается около 250 отечественных производителей косметики.
На российском рынке декоративной косметики лидирующее положение занимают преимущественно иностранные производители. Так в 20010 г. на долю иностранных брендов, таких как Oriflame, Avon, Bourjois, Lumene, Maybelline, Max Factor, Nivea, Revlon и других, приходится около 80% продаж декоративной косметики в России, в то же время на российские компании, производящие декоративную косметику приходится всего около 10% [12].
С появлением в России западных компаний, 65% парфюмерно-косметической розницы стало принадлежать шести ведущим сетям. Это сети "Л`Этуаль-Sephora", "Арбат Престиж-Marionnoud", Rive Goche, Ile de Beute, Brocard, Douglas Rivoli. Остальные 35% российской парфюмерно-косметической розницы занимают несетевые игроки, например Articoli. Вместе с тем по потреблению российская Faberlic уступает не только Avon и Oriflame, но и Ruby Rose, Lumene, Kiki и Max Factor [14].
Декоративная косметика является наиболее трудным сегментом парфюмерно-косметического рынка для продвижения, потому что лояльность покупателя к той или иной марке довольно низкая. Так, всего 5% российских потребительниц предпочитают пользоваться одной маркой, а остальные покупают продукты как минимум пяти разных марок. К тому же именно декоративная косметика чаще других попадает в разряд так называемых импульсивных покупок, когда решение принимается под воздействием промо–, POS-материалов или рекомендации консультанта на местах продаж.
Рисунок 2 – Доля продаж косметики в России
Согласно оценкам аналитиков, в 2009 г. самая большая доля в объеме продаж косметики в России приходится на средства по уходу за волосами (19,6%). Следующие по величине сегменты парфюмерии (18,4%), и средств по уходу за кожей лица и тела (13,9%). Большими темпами растут сегменты средств-депиляторов (до 25%). Стабильно высоким остается прирост в парфюмерии (20%) и средств ухода за телом (20%) [10].
2.2. Сравнительная оценка потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров отечественного и зарубежного производства
На российском рынке появилось огромное количество новых товаров с новыми потребительскими свойствами, много неизвестных ранее фирм, как зарубежных, так и российских [18].
Парфюмерно-косметические товары выпускают за рубежом свыше 500 фирм и предприятий: "L’Oreal" (Франция), "Proktek & Gamble" (США), "Shiseido" (Япония), "Avon" (США), "Unilever" (Великобритания), "Revlon" (США), "Schwarzkopf und Henkel Cosmetics" или "Schwarzkopf & Henkel Cosmetics" (Германия), "Estee Lauder" (США), "Wella" (Германия) и др., но Россия также не уступает в производстве парфюмерно-косметических товаров: ООО "Фратти – косметика", "Интеллект – К", ООО "Красная линия", АО "Свобода" (Москва), ОАО Концерн "КАЛИНА" (Екатеринбург), ЗАО "Невская косметика" (Санкт Петербург), "Новая Заря", "НИЗАР", "Косметика XXI", "NNIKOFF", "Арт-Визаж" и др. [18].
Многая косметика, произведенная в России достаточно хорошего качества и это можно увидеть, проведя исследования, сравнение Российской косметики с Зарубежной, возьмем для сравнения шампуни.
Шампуни представляют собой водный раствор, на основе поверхностно-активных веществ. В них могут входить отдушки, красители и специальные добавки, улучшающие потребительские свойства изделий. Все ингредиенты должны быть разрешены к применению в установленном порядке, согласно ГОСТ Р 52345-2005 «Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия».
Сравнительная оценка шампуней от перхоти: для анализа были взяты три марки шампуней: образец 1 - «Рецепты бабушки Агафьи», образец 2 - «Shauma» и образец 3 - «Herbal Essences». Все средства созданы для нормальных волос.
Таблица 1. Органолептические показатели
Наименование показателя | Характеристика и норма
| Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
Внешний вид | Однородная жидкость или однородная жидкая или густая геле- или кремообразная масса, без посторонних примесей | Кремообразная масса без посторонних примесей | ||
Цвет
| Свойственный цвету данного изделия | Свойственный цвету данного изделия | ||
Запах | Свойственный запаху данного изделия | Свойственный запаху данного изделия |
Рассмотрим общие требования к информации для потребителей, на основе ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования».
Таблица 2. Информация о ПК изделиях
Наименование показателей | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
Наименование и назначение изделия | Шампунь | Восстанавливающий шампунь | Шампунь, придающий блеск |
Наименование, местонахождение изготовителя | ООО «Первое решение», Россия | ЗАО «Schwarzkopf & Henkel», Германия | ООО «P&G Blois», Франция |
Товарный знак изготовителя | - | + | + |
Масса нетто, объем, количество | 350 мл | 380 мл | 400мл |
Состав изделия | + | + | + |
Условия хранения | - | - | - |
Срок годности | + | + | + |
Указание нормативного или технического документа | ГОСТ Р 52345-2005 | ГОСТ Р 52345-2005 | - |
Информация о сертификации | Товар сертифицирован | Товар сертифицирован | Товар сертифицирован |
Информация о правильном применении и предостережения | + | + | + |