Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров как отечественного, так и зарубежного производства.
В работе будут решены следующие задачи:
1) изучить историю появления парфюмерно-косметических товаров;
2) рассмотреть факторы формирующие качество, потребительские свойства, классификацию и ассортимент парфюмерно-косметических товаров;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………...5
1.1. Парфюмерные товары……………………………………………….5
1.1.1. Из истории парфюмерии…………………………………………….5
1.1.2. Факторы, формирующие качество парфюмерных товаров……….6
1.1.3. Потребительские свойства и показатели качества парфюмерных товаров……………………………………………………………………………11
1.1.4. Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров……………………………………………………………………………14
1.2. Косметические товары……………………………………………..15
1.2.1. Из истории косметики……………………………………………...15
1.2.2. Факторы, формирующие качество косметических товаров……..17
1.2.3. Потребительские свойства и показатели качества косметических товаров……………………………………………………………………………22
1.2.4. Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров……………………………………………………………………………25
1.3. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение парфюмерно-косметических товаров…………………………………………..29
Глава 2. Практическая часть……………………………………………...34
2.1. Анализ рынка…………………………………………………………34
2.1.1. Зарубежный рынок парфюмерно-косметических товаров………34
2.1.2. Анализ парфюмерно-косметических товаров в России…………36
2.2. Сравнительная оценка потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров отечественного и зарубежного производства………39
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………44
Приложения……………………………………………………………….45
2. Сырье для косметических товаров.
При подборе сырья для составления рецептуры его образцы исследуются на соответствие установленным требованиям по физико-химическим свойствам и содержанию различных загрязнений, в том числе микроорганизмов.
Сырье для косметических товаров подразделяется на основное и вспомогательное, в том числе упаковочные материалы. Различия между основным и вспомогательным сырьем заключаются в степени его воздействия на формирование качества.
Основное сырье и его роль в формировании потребительских свойств косметических товаров:
- Жиры, масла, жироподобные компоненты – питают кожу, восполняют потерю кожного жира при умывании, неблагоприятных атмосферных явлениях, а также при недостаточной деятельности сальных желез.
В косметических изделиях используются те жиры и жировые компоненты, которые по составу близки к кожному жиру. Наиболее часто применяют оливковое, хлопковое, кукурузное, касторовое масло, масло какао, которые вводят в рецептуру в зависимости от вида косметики и предполагаемых свойств. Наряду с растительными маслами и животными жирами в косметических изделиях используют и некоторые жироподобные продукты, получаемые синтетическим путем, которые могут служить заменителями природных продуктов (Приложение 4).
- Воски – сложные эфиры жирных кислот и одноатомных высших спиртов.
Воски, являются структурообразующими компонентами, позволяют получать кремы необходимой консистенции, повышают их термостабильность, особенно эмульсионных кремов типа вода/масло. Используют в основном воски животного происхождения (пчелиный воск, ланолин), реже растительного происхождения (воск розы, воск, очищенный из отходов лаванды, хвойный) и еще реже синтетического, хотя их применение сейчас увеличивается.
- Углеводороды – используются для создания не впитывающейся в кожу жировой пленки, обеспечивающей "скользящий эффект" в массажных и детских кремах, и в качестве структурообразующих компонентов. Сюда входят – парафин, парфюмерное масло, церезин.
- Жирные высшие кислоты и спирты – кислоты входят в состав всех видов жиров, которые чаще всего и являются источником их получения. Высокомолекулярные спирты могут быть получены восстановлением этих кислот, но в основном их производят синтетическим путем.
- Поверхностно-активные вещества – придают устойчивость дисперсным системам, обладают моющим, бактерицидным действием и т. д.
- Эмульгаторы и эмульгирующие смеси – являются обязательным компонентами косметических товаров и моющих веществ эмульсионного типа. Эти компоненты в значительной степени определяют качество кремов – их стабильность, консистенцию, однородность структуры и др.
- Солюбилизаторы – специальные поверхностно-активные вещества, в присутствии которых повышается растворимость труднорастворяющихся в воде веществ.
- Абразивные вещества и наполнители – служат основой для приготовления зубных паст, скрабов, наполнители применяют для приготовления пудры, губных помад, а также используются в составе косметических кремов.
- Гелеобразующие вещества – позволяют регулировать консистенцию косметических изделий. Они являются неотъемлемой частью гелевых зубных паст, гелеобразных кремов, обеспечивают их устойчивость и придают им красивый внешний вид.
- Консерванты – применяют для обеспечения устойчивости косметических изделий к микробному заражению.
- Серосодержащие препараты – вводят в косметические средства для ухода за волосами, способствующие устранению перхоти.
- Пленкообразующие вещества – применяются в составе лаков для ногтей и волос.
Рецептура косметических средств является основным фактором формирования функциональных свойств и безопасности.
3. Технология производства косметических средств.
В процессе косметического производства сырье подвергают самым различным воздействиям в зависимости от вида косметики: измельчают, нагревают, расплавляют, фильтруют, эмульгируют, охлаждают, кристаллизуют и т. д. Все это часто сопровождается процессами, связанными с переходом веществ из одной фазы в другую или с образованием новых продуктов.
В зависимости от закономерностей, характеризующих протекание процессов, их можно разделить на следующие группы [4]:
Механические - применяют при переработке твердых и других сырьевых материалов (измельчение, дозирование, просеивание, перемешивание). Для измельчения компонентов используют вибрационные, ультразвуковые установки, позволяющие получать высокодисперсные, т.е. тонкоизмельченные продукты (в производстве зубных порошков, пудры и др.).
Гидромеханические – используются при переработке жидкостей и неоднородных систем. Для этого используют аппараты, снабженные мешалками самой различной конструкции.
Для создания эмульсий высокого качества используются гомогенизаторы, позволяющие смешивать компоненты в однородную массу для создания устойчивой эмульсии. Наиболее прогрессивным методом получения эмульсий является ультразвуковой, позволяющий получить тонкие взвеси.
Тепловые – нагревание, плавление, испарение, охлаждение, затвердевание.
Массообменные – заключается в переходе вещества из одной фазы в другую в процессе диффузии, растворения твердых веществ, кристаллизации, экстракции.
Все эти процессы проводятся периодически или непрерывно. Технология производства косметических средств включает совокупность операций, направленных на формирование основных потребительских свойств готовой продукции, обусловленных рецептурой. Перечень и последовательность технологических операций определяется консистенцией и типом гетерогенной системы косметических средств.
Основную массу косметических средств вырабатывают в виде жидких консистенций: растворов и гетерогенных (неоднородных) систем. Наиболее распространены гетерогенные системы, различают 3 типа [5]:
1) суспензии – состоят из жидкой дисперсной среды и взвешенных в ней твердых частиц дисперсной фазы (кремы, скрабы, зубные пасты и др.)
2) Эмульсии – состоят из двух или более практически нерастворимых жидкостей, одну из которых называют дисперсионной средой, частицы второй, распределенные в ней, дисперсной фазой (кремы, молочко и др.)
3) Пены – состоят из жидкой дисперсионной среды и взвешенных в ней частиц газов (препараты в аэрозольной упаковке).
Технологический процесс получения любой косметической продукции определяется техническим документом производства – технологическим регламентом, в котором определяются последовательность проведения операций и их параметры, влияющие на качество: температура, время и скорость перемешивания, давление и др.
Производство косметических товаров должно проходить в стерильных условиях, исключающих попадание извне болезнетворных бактерий, плесневых грибков и т. п. [8].
Готовый продукт обычно исследуют перед тем, как отправить в продажу. Такой контроль называется приемочным и проводится в соответствии с техническими условиями, в которых определены его периодичность и контролируемые показатели.
Некоторые фирмы вводят свои методы оценки качества продукции. Так, только на фирме "C.Dior" губную помаду проверяют на слом у основания при выдвинутом пенале. После испытаний губные помады, даже если карандаш не сломан, переплавляют, так как на карандаше остается след от нажатия [7].
4. Фасовка и упаковка косметических товаров - конечная технологическая операция производства косметики, так же влияет на ее качество и прежде всего – на ее сохраняемость.
Косметические товары выпускают в металлических и пластмассовых баночках, флаконах, а также в аэрозольной упаковке. Расфасованные изделия упаковывают в коробки или пачки, предохраняющие их от снижения качества при транспортировании и хранении [15].
1.2.3. Потребительские свойства и показатели качества косметических товаров
Косметические товары придают красивый внешний вид и здоровое состояние коже и волосам и поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Основное действие косметики проявляется в следующих направлениях; очищение, увлажнение, питание, защита и профилактика.
Потребительские свойства косметических средств в целом можно подразделить на следующие основные группы:
функциональные (эффективность действия),
эргономические,
надежность,
эстетические,
безопасность.
Функциональные свойства, определяющие эффективность действия средства, наиболее важны для потребителя. В зависимости от назначения косметических средств, функции, выполняемые ими, имеют особенности: например для шампуней - это моющая, пенообразующая способность, для дезодорантов - устранение пота, для лака для ногтей - высыхаемость, для декоративной косметики - цвет и др. Важнейшими функциональными свойствами косметических средств являются:
Очищающая способность, которая характеризуется моющей способностью (для мыла и гелей),
очищающим действием (для молочка, лосьонов),
тонизирующей способностью (для тоников),
отшелушивающей способностью (скрабы, которые удаляют с поверхности кожи ороговевшие чешуйки и способствуют более глубокой очистке).
Косметические свойства, проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи и волос, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, в результате чего повышается упругость и эластичность кожи, улучшается ее цвет, разглаживаются морщины. В качестве увлажняющих веществ наиболее часто применяют гиалуроновую кислоту и органические гидроксикислоты (яблочную, лимонную, молочную). Их действие связано с образованием на поверхности кожи эластичной пленки, которая ограничивает испарение влаги, способствуя тем самым ее сохранению. В качестве питательных компонентов предлагаются витамины (А, F, Е), дрожжевые комплексы, липосомы.
Защитные свойства, обеспечиваются благодаря солнцезащитным добавкам, добавкам, обеспечивающим защитный фактор старения (средства для загара), добавки обеспечивающие защиту от низких температур (кремы, предназначенные для применения в холодное время года).
Лечебно-профилактические свойства, обладают антисептическим действием (средства для ухода за ногами, антиперспиранты), очищающим и обезжиривающим действием (средства от угревой сыпи), антисеборейным действием (лечебные шампуни для волос).
Специальные свойства, заключаются в отбеливании кожи, способности сжатия пор (дезодоранты-перспиранты), депиляции (удаление волос химическим или механическим путем).
Эргономические свойства, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства косметических товаров определяются консистенцией; упаковкой; приспособлениями, облегчающими пользование косметическими товарами и др.
Надежность косметических товаров связана, прежде всего, с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественной косметики определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.
Эстетические свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн паковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль косметических товаров отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки
Безопасность косметических товаров зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности косметических товаров проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы. В зависимости от вида косметики значения их различны (Приложение 5).
.
1.2.4. Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров
К основным признакам классификации косметических товаров относятся [1]:
1.Функциональное действие: гигиенические, косметические, декоративные, защитные, лечебно-профилактические, специальные.