Шпаргалки по товароведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по товароведению, 31 вопрос

Работа содержит 1 файл

мои шпоры по товарке.doc

— 358.00 Кб (Скачать)
  1. Классификация и кодирование  товаров.
 

     Классификация представляет собой процесс распределения множества (понятий, свойств, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от опред-ых признаков и методов деления. Объект кл-ции– элемент классифицируемого множества.Ступень класс-ии – этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков. Глубина класс-ии характеризуется числом ступеней класс-ии, т.е. числом использованных признаков класс-ии. Признак класс-ии – это параметр, по которому выделяются классификационные группировки на различных уровня. Значение признака – качественное и количественное выражение признака. Метод класс-ии – совок-ть приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осущ-ся от высшей ступени классификации к низшей. Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.Подкласс — множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия. Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций. Подгруппа — подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Вид товара — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Разновидность товара — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Сущ-ет 2 метода классификации:

    • Фасетный – параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы- фасеты. Особенность – разные признаки не связаны между собой. Отличается гибкостью, возможностью ограничивать число признаков, что удобно при использовании. Недостаток – невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках.
    • Иерархический- последовательное деление заданного множества на подчиненные классификационные группировки. Особенность – связь между отдельными классификационными группировками. Плюсы – возможность выделения сходства признаков на одной и разных ступенях, выс. инф. насыщенность. Минусы – при большой глубине громоздкая и трудная для применения, при небольшой – инф-ционная недостаточность. Правила построения: кл-ция строится от наиболее значимого признака к наименее; кол-во ступеней д/б оптимальным; над каждой ступенью объекты могут распределяться по одному признаку.

     Системы классификации:

    • Торговая – используется в  торговле; содействует организации и управлению ТП, совершенствованию планир-я асс-та товаров, а также рациональному размещению их в торг зале и орг-ции складского хоз-ва; 2 группы тов-в: прод и непрод.
    • Учебная – исп-ся в процессе обучения товаровед-ю, при написании учебников и методич пособий, составлении раб программ; приближена к торговой, но отлич-ся большей последовательностью.
    • Экономико-статистическая – наиболее полная; предсталена в ОКП (6-знач код)
    • Стандартная – исп-ся для опред-я треб-ий, усл-ий и методов испытаний, контроля кач-ва, для разраб-ки порядка проведения сертификации товаров и т.п.; отражена в ОКС (стандартов).
    • Внешнеэкономическая – является основой для регулир-я ВЭД; нашла свое отраж-е в ТН ВЭД (10-знач код)

     Кодирование – присвоение по определенным правилам условного обозначения (кода) объекту или группе объектов. Код – совокупность знаков для обозначения объекта кл-ции. Алфавит кода- система знаков (символов), составленных в опред порядке. Структура кода- графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соот-щие этим знакам наимен-я уровней деления. Длина кода – число знаков в алфавите кода.

     Методы  кодирования:

    • Регистрационный – осущ-ся порядковым номером.
    • Классификационный- примен-ся с учетом особ-тей класс-ции объектов- подразд-ся на:
      • Последовательный- чаще всего при иерар класс-ии, когда множ-во разд-ся на подмн-ва в нужной послед-ти
      • Параллельный – при фасетной класс-ии, когда коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга
 
 
     
  1. Ассортимент товаров, показатели ассортимента товаров.
 

     Ассортимент товаров — совокупность товаров, объединенных общим признаком (сырье, назначение и пр), внутри которой выделяются более мелкие совокупности, различающиеся другими признаками. Номенклатура товаров – перечень однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей. Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций. Вид товара — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Разновидность товара — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Виды ассортимента:

1)Промышленный – набор тов-в, выпускаемый  отраслью промышленности, предпр-ем или другими изготовителями. Торговый – совок-ть товаров, реализуемых в торговой сети. 2) Простой - товары классиф-ся не более, чем по 3 признакам. Сложный - более 3 признаков. 3) Укрупненный - изучают группы и характ-ку тих групп. Развернутый - изучают представленные виды изделий. 4) Комбинированный- набор нескольких групп товаров, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности (напр, маг-н Мужская од-да). Смешанный – совок-ть прод и напрод тов-в различных групп.

     Основными показателями ассортимента являются:

    • Структура ассортимента – это отношение опред совокупностей изделий к их общему кол-ву в %.
    • Широта ассорт-та – опред-ся кол-вом тов групп

      коэфф-т  широты:

      Кш = факт кол-во групп тов-в, имеющихся в продаже / общее кол-во групп тов-в

    • Полнота ассорт-та- соотв-е фактического наличия видов товаров разработанному ассорт-ому перечню и существующим потребностям

      коэфф-т  полноты:

      Кп = факт кол-во видов тов-в, имеющихся в продаже / кол-во видов, предусмотренных ассорт-ым перечнем, стандартами и пр.

    • Глубина ассорт-та – опред-ся числом разновидностей товаров по каждому наименованию

      Кг = факт кол-во разновидностей тов-в, имеющихся в продаже / кол-во разновидностей, предусмотренных ассорт-ым перечнем, условиями договора и пр.

    • Устойчивость (стабильность) харак-ет постоянное наличие товара соот-щего вида (разновид-ти) в продаже – коэфф-т уст-ти:

      Куст = (Рф1ф2+…+Рфn) / (Рнn), где Рф1ф2,…,Рфn - фактическое кол-во разновидностей (видов) товаров на момент  отдельных проверок; Рн – количество разновидностей (видов) товаров, преусмотренное ассортиментным перечнем; n – кол-во проверок.

    • Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за опред период времени и оценивается коэфф-том новизны:

      Кн = кол-во новых разновидностей тов-в, появившихся на момент проверки \ кол-во разновидностей

     Формирование  ассортимента – деятельность по составлению набора товаров для завоевания рынка и получения макс прибыли. Факторы, влияющие на формирование асс-та тов-в:

    • Частота и вид предъявляемого спроса
    • Экономические факторы: размер доходов нас-я, розн цены на товары и т.д.
    • Социально-демографические факторы: соц.состав, хар-р труд деят-ти. Образовательный и культурный уровень населения и т.д.
    • Социально-психологические факторы: вопросы моды, престижа, здоровья и т.д.
    • Национально-бытовые факторы: нац состав населения, нравы и обычаи.

     Управление  ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Качество товаров. Основные термины и определения.
 

Качество – это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением. Требования к качеству – условия, к-м товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению. Свойство – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении. Св-ва бывают простыми (хар-ся одной особенностью) и сложными (комплексом особенностей). Показатель качества – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к опред условиям создания и эксплуатации этой продукции. Общие: содержан токсичн элементов(мышьяк, ртуть, железо, цинк и тд), содержан пестицидов, содерж микотоксинов(продукты жизнедеят плесневел грибов) Специфичные: содерж нитратов в плодоовощн, нитритов в колбасн изд, антибиотиков в продукции животноводства, бензапирена в копченостях.

Классификация показателей качества:

    1. По кол-ву характеризуемых свойств: единичные (харак-ет 1 из св-в продукции) и комплексные (неск-ко св-в продукции)
    2. По характеризуемым свойствам:
      • Назначения (хар-ют степень соотв-я изделия его целевому назн-ю)
      • Надежности (хар-ют долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость)
      • Эргономические (хар-ют удобство эксплуатации изд-я, скорость и точность вып-я операций; дел-ся на антропометрические, физиологические (для прод), гигиенические (для непрод), психофизические)
      • Эстетические (хар-ют эстетические св-ва изделий)
      • Экологические (влияние тов-в на окруж среду)
      • Безопасности (хар-ют св-ва тов-в, обуславливающие безоп-ть жизни, здоровья потребителя)
      • Технологичности (хар-ют св-ва тов-в, обславл-щие оптим усл-я эксплуатации/потреб-я тов)
      • Патентно-правовые(хар-ют патентную чистоту и патентную защиту продукции)
      • Стандартизации и унификации (хар-ют степень насыщ-ти продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями)
      • Экономические (отражают затраты на разраб-ку, изгот-е, реализацию)
      • Транспортабельности (приспособл-ть продукции к транспортированию без исп-я/потреб-я)
    1. По способу выражения
      • Натуральные (размеры) (выраж-ся в различ ед-цах)
      • Безразмерные (относит пок-ли кач-ва)
    1. По методу определения: 1) Обективные:
      • Измерительные (исп-ся ср-ва измерения)
      • Регистрационные (подсчет числа событий)
      • Расчетные (на основе матем формул)
      • Метод опытной эксплуатации (эксплуатация в реал условиях)

      2) Субъективные:

      • Органолептические (анализ восприятия органов чувств)
      • Экспертные (в основе суждения экспертов)
      • Социологические (в основе суждения потребителей)

      3) Статистические (в основе статистика  и тер вер)

    1. По применению для оценки уровня качества
      • Базовые (приняты за основу)
      • Относительные (отношение фактического к базовому)
      • Регламентированные (устан-ся в технических регламентах)
      • Определяющие (имеют решающее значение)
      • Номинальные (от них отсчитываются допускаемые отклонения)
      • Оптимальные (при к-х достиг-ся макс эффект от эксплуатации)
      • Допустимые (значения, в пределах к-х пок-ль изменяется)
    1. По стадии определения
      • Прогнозируемый
      • Проектные (заклад-ся на стадии предпроизводственного цикла)
      • Операционные (пок-ли полуфабрикатов и фабрикатов)
      • Эксплуатационные (оцен-ся в процессе использования)
  1. Потребительские свойства товаров. 

     Потребительские свойства товаров – это свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления. Номенклатура потребительских свойств – это перечень потребительских св-в, разделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

Информация о работе Шпаргалки по товароведению