Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленных предприятий. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ВТО.
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах.
Введение 3
1 Обзор литературы 4
1.1 Правовая база стандартизации и сертификации 4
1.2 Классификация и ассортимент живой рыбы 5
1.3 Характеристика органолептических, физико-химических показателей, показателей безопасности, пищевой ценности живой рыбы по ГОСТ 24896-81
7
2 Практическая часть 11
2.1 Краткое описание разделов ГОСТ 24896-81
«Рыба живая. Технические условия»
11
2.2. Схема сертификации живой рыбы 14
2.3 Документы, необходимые для проведения обязательной
сертификации живой рыбы
19
3. Экспериментальная часть 21
3.1 Анализ информации для потребителей живой рыбы
в соответствии с Законом о защите прав потребителей
21
3.2 Пакет документов по сертификации живой рыбы 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Приложение 1. Перечень показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации живой рыбы
Мясо
рыб характеризуется высокой
пищевой ценностью. Калорийность 100
г мяса рыбы находится в пределах
100-200 ккал. Это обусловлено содержанием
в рыбе веществ необходимых для
рационального питания
Усвояемость белков рыбных продуктов составляет 93-98 процентов. Жиры рыб имеют высокую биологическую активность так как содержат миндалевую и миноленовую и арахидоновую кислоты, сочетание которых называют витамином F.
Этим же ГОСТом обозначена продолжительность транспортировки живой рыбы в часах и температура воды.
Состояние здоровья рыбы может быть проверено при тщательном осмотре. Рыба может подвергаться инфекционным и инвазионным заболеваниям. Из инфекционных заболеваний чаще распространены краснуха и фурункулез. Краснухой чаще заболевает карп, особенно при плотной посадке при хранении или перевозке. Краснуха проявляется в покраснении кожи на брюшке. В дальнейшем происходит увеличение объема брюшка, выпячивание анального кольца, пучеглазие, ершение чешуи, появление пузырей на коже, гибель рыбы - до 80-90 %. Для лечения рыбу отсаживают в чистую воду, богатую кислородом.
Фурункулез проявляется в виде язв и опухолей на коже, а также в кишечнике и других органах и тканях, движение рыбы ослаблено.
Из
инвазионных заболеваний
2.1 Краткое описание разделов ГОСТ 24896-81 «Живая рыба.
Технические
условия»
ГОСТ 24896-81 «Живая рыба. Технические условия» состоит из четырех разделов.
Раздел 1 «Технические условия» регламентирует требования к массе и длине живой рыбы, выращенной в прудовых и других хозяйствах, органолептические показатели. Постановлением Госкомитета по стандартам рот 10.07.1987г. № 3074 добавлено изменение № 1, определяющее длину морской живой рыбы.
Раздел 2 «Правила приемки» состоит из пяти статей и определяет порядок приемки живой рыбы.
Раздел 3 «Методы испытания» определяет методы отбора про и органолептической оценки качества живой рыбы по ГОСТ 7631-85.
Раздел 4 «Транспортирование» определяет требования к условиям транспортировки живой рыбы.
В живом виде транспортируют, хранят и реализуют рыбу, которая лучше переносит условия неволи, недостаток кислорода, воздуха. Сазан, сом, карп, толстолобик, амур, линь, язь, щука, налим хорошо переносят продолжительную транспортировку в крупные города. Лещ, судак, стерлядь, форель, треска, камбала, зубатка перевозятся на небольшие расстояния для снабжения местного населения. Перевозят живую рыбу в воде различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), авиационным, гужевым. Для транспортировки и реализации рыбы в местах вылова используют гужевой транспорт (лошадей, волов, ослов). Применяют деревянные, металлические бочки, брезентовые чаны емкостью 250-500 л. В бочку объемом 250 л при температуре воды 10-12 °С можно посадить 1200-1600 карпов годовиков. В брезентовые чаны загружаются на 1 м воды угря, карася, стерляди, линя, карпа - 500 кг, леща, щуки - 350-400 кг, сига, форель, лосось - 200-250 кг.
Автомобильным транспортом перевозят рыбу на расстояния 100-150 км в пределах области. Используют бортовые машины, на которые устанавливают съемные цистерны, емкостью от 800 до 1600 кг товарной рыбы. Применяют и специализированные автомобили, оборудованные аэрационной установкой для продувки воздуха через воду. В таком автомобиле грузоподъемностью 3 т можно перевозить до 1,6 т карпа.
Больше всего живой рыбы перевозится железнодорожным транспортом. Используются специализированные вагоны с принудительной аэрацией системы ВНИОРХ. Такой вагон оснащен специальной электростанцией, которая приводит в движение вентиляторы, насосы, обеспечивает освещение. В вагоне имеются два резервуара для воды, емкостью 13,3 ми 17,2 м . В таком вагоне можно перевозить до 8 т рыбы и более, при снулости (гибели) до 5-8 %. Нормы загрузки рыбы в вагон зависят от вида рыбы и температуры воды (таблица 3).
Таблица 3- Нормы загрузки рыбы в живорыбный вагон, т
Вид рыбы | Температура 1 л воды, °С | ||||
0-2 | 2-5 | 5-10 | 10-15 | 15-20 | |
Карп | 10 | 9 | 8 | 6 | 4 |
Линь, карась, угорь | 12,5 | 11,25 | 10 | 7,5 | в |
Щука | 9 | 8,1 | 7,2 | 5,4 | 3,6 |
Осетр, севрюга | а | 7,2 | 6,4 | 4,е | 3,2 |
Лещ | 7,2 | 6,5 | 5,8 | 4,3 | 2,9 |
Судак | 5,7 | 5,1 | 4,6 | 3,4 | 2,3 |
Форель, сиг | 3,5 | 3,2 | 2,8 | 2,1 | 1,4 |
Водным путем живую рыбу перевозят в прорезях (соймах), живорыбных баржах, изотермических судах. Прорези представляют собой плавучие садки со щелями (около 2 см) в стенках. В среднем вмещается 1 т рыбы на 10 м воды (соотношение 1:10). В холодной воде плотность посадки увеличивается, в теплой - уменьшается. Скорость движения этого судна – 3-4 км/ч, при большей скорости рыба сдавливается, травмируется течением воды. Нормы загрузки рыбы в прорези зависят от температуры воды и вида рыбы. Живорыбные баржи по размерам (длина до 60 м) значительно превосходят прорези, но устроены по тому же принципу. На носу, корме и посередине баржи находятся водонепроницаемые камеры, придающие плавучесть баржи, а между ними проточные садки для живой рыбы. Емкость садков около 100 м , в них можно помещать до 20 т рыбы. Баржи тянут буксиром.
В изотермических живорыбных судах можно перевозить до 30 т рыбы. На каждый 1 м 3 воды загружают в зависимости от вида от 30-40 (форели, сига) до 140-160 кг (карпа, линя, карася, сазана) рыбы.
На самолетах, вертолетах перевозят посадочный материал, производителей, оплодотворенную икру и молодь рыб на разных стадиях развития и даже товарную рыбу, применяя для этого полиэтиленовые и хлорвиниловые пакеты емкостью 6-10 л.
При
транспортировке соотношение
Таблица 4- Соотношение рыбы и воды при перевозке живой рыбы
№
п/п |
Наименование рыбы | Для цистерн и контейнерных установок с принудительной аэрацией воды | Для приспособленных средств без принудительной аэрации воды |
1 | Амур, буффало, карп, сазан, сом, угорь | 1:1,25 | 1:2,5 |
2 | Карась, линь | 1:1 | 1:2 |
3 | Форель, судак | 1:5 | - |
4 | Лещ, толстолобик, щука, язь и другие виды пресноводной рыбы | 1:2 | 1:3 |
б | Морская рыба | 1:10 | - |
При транспортировке живой рыбы требуется воды не менее половины массы рыбы. Это делает транспортировку более дорогой и повышает розничную цену на живую рыбу. Поэтому проводятся исследования возможности транспортировки живой рыбы без воды, обычно на самолетах и вертолетах. Для сохранения продукции можно применять анестезию (наркоз), антибиотики и низкие температуры. Анестезией (наркозом) вызывают сон с потерей сознания и болевой чувствительности, при этом снижается степень накопления продуктов жизнедеятельности. Транспортировка под наркозом крупных рыб является желательной. Это уменьшает усилия по отлову и загрузке рыб и снижает их травмированность.
Разработана
технология транспортировки гидробионтов
в состоянии переохлаждения. Быстрым замораживанием
рыбы без воды до - 1-3 °С переводят ее в
состояние устойчивого переохлаждения
и поддерживая такую температуру осуществляют
перевозку. Перевозка живой рыбы во влажной
атмосфере считается достаточно перспективной.
Но широкого распространения не получила.
Надежность этого метода обеспечивается
непродолжительной транспортировкой
(1-4 ч) и поддержанием низкой температуры.
2.2.
Схема сертификации живой рыбы
Рыбопродукция подлежит сертификации на соответствие требованиям безопасности согласно ГОСТ Р "Правила сертификации рыбы, рыбопродуктов и продуктов моря на соответствие требованиям безопасности" (Зарегистрировано в Государственном реестре 08.12.93, ГОСТ Р. ru. 0001.8.1.0057.).
Не допускается к сертификации, производству, закупке, поставке, использованию и реализации рыбная продукция, не прошедшая предварительной гигиенической и ветеринарно-санитарной оценки и не получившая положительных заключений органов Госсанэпиднадзора (гигиеническое заключение, гигиенический сертификат) и Госветслужбы (ветеринарное регистрационное удостоверение, ветеринарное свидетельство-удостоверение, ветеринарное свидетельство - форма 2).
Ветеринарно-санитарной оценке (ветеринарно-санитарной экспертизе) подлежит рыба, ракообразные, моллюски и другие гидробионты, вылавливаемые во внутренних водоемах, кроме Каспийского моря. (Основание: п.3 Указания Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ № 13-7- 59 от 15.02.96 и Госкомсанэпиднадзора РФ № 4/27-11 от 19.02.96).
В гигиеническом заключении на отечественную рыбную продукцию дается оценка нормативной документации: технические условия, технологический регламент, рецептура и т. п. (за исключением документации на рыбопродукцию, вырабатываемую по межгосударственным стандартам), и производства с позиций обеспечения выпуска продукции, безопасной для здоровья человека, в том числе по показателям паразитарной чистоты (отсутствие живых гельминтов). При этом могут быть использованы результаты лабораторных исследований, выполненные испытательными лабораториями, аккредитованными Госстандартом совместно с Госкомсанэпиднадзором и Ветслужбой России на право проведения этих исследований.
В основу гигиенической оценки импортной рыбопродукции должны быть положены сертификаты (документы) фирмы-изготовителя и официального органа страны-экспортерам подтверждающие качество и безопасность рыбопродукции.
Информация о работе Сертификация рыбных товаров на примере живой рыбы