Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:49, контрольная работа
Товароведение - это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науки особое значение имеет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью.
1.Пищевые продукты и
Товароведение - это научная
дисциплина, изучающая потребительские
свойства товаров. Для данной науки
особое значение имеет исследование
потребительской стоимости
Поскольку пищевые продукты значительно различаются по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, то и в товароведении применяют знания и сведения из различных областей науки. Потому оно тесно связано со многими естественными, техническими и общественными научными дисциплинами. Экономика помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительская стоимость, стоимость товара, товарное производство, товар, его исторический характер и т.д.; физика и химия дают общие сведения о строении, свойствах и пищевой ценности продуктов. Знания микробиологии, биохимии необходимы для правильного выбора режимов транспортирования и хранения пищевых продуктов. Связь товароведения с экономическоц географией, статистикой, экономикой и организацией торговли позволяет правильно организовать движение и учет товаров, определять потребность населения в них и т.д.
Основные задачи, стоящие перед товароведением:
· определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность;
· установление номенклатуры
потребительских свойств и
· изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;
· товароведная оценка
качества товаров, в том числе
новых отечественных и
· выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;
· обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла;
· установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
· информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.
В зависимости от назначения пищевые продукты подразделяются на следующие группы:
1. Продукты массового
потребления, выработанные по
традиционной технологии и
2. Лечебные (диетические)
и лечебно-профилактические
3. Продукты детского
питания - специально созданные
для питания здоровых и
Объект (от лат. Objectum- предмет ) – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведной деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.) При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.)
2.Номенклатура
Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.
Назначение- способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности. В зависимости от удовлетворения потребностей свойства товара разделяют на подгруппы: функционального назначения (исполнение основных и дополнительных функций: уход и защита от внешнего влияния - для группы одежды и обуви и т.д.).
Универсальное назначение-
способность свойств и
Надежность- способность товара сохранять функциональное назначение в процессе сохранения или эксплуатации в течении установленного срока. В зависимости от критерия надежности различают такие группы: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, и сохранение.
Долговечность- способность
товаров сохранять
Безотказность- способность
товаров исполнять
Ремонтопригодность-
способность товаров
Ремонтопригодность
тесно связана с
Сохранение - способность товара поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных затрат на протяжении определенного срока; если же они происходят, то это должно быть экономически оправданным. Сберигание начинается с момента изготовления товара и продолжается до его утилизации. Этап сберигания разделяют на два периода: складское хранение у изготовителя, оптовой и розничной торговле и домашнее сберигание у потребителя. Показателями сохранения потребительских свойств есть затраты, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Хранение тесно связано с безопасностью многих товаров, особенно тех, которые быстро портятся.
Эргономические
свойства - способность товара создавать
чувство комфорта, набольшего удовлетворения
потребностей в соответствии к антропометрическим,
психологическим и
Психологические свойства
- способность товаров
Безопасность - состояние при котором риск вреда или потери ограничен допустимым уровнем. В зависимости от природы воздействия на безопасность различают виды, подвиды, элементы
3.Строение и химический
Внутреннее строение зерна
довольно сложно. Основное содержимое
зерна состоит из мучнистого тела,
или семенного белка (эндосперма),
клетки которого наполнены крахмальными
зернами и клейковиной (в меньшем
количестве, особенно во внутренних частях),
и зародыша (етbryo), расположенного у
основания корня. Зародыш и эндосперм
покрыты семенной оболочкой (perispermium),
состоящей из двух слоев: пигментного
(чаще всего желто-оранжевого цвета),
непосредственно прилегающего к
эндосперму, и внешнего. За этими
двумя слоями семенной оболочки расположена
плодовая оболочка (pericarpium), образующаяся
из стенок завязи и состоящая из
трех слоев: внутриплодника (endocarpis), надплодника
(epicarpis) и наружного (epidermis). Зерна
с пленчатыми плодами, например овса,
ячменя, проса, покрыты еще цветочными
пленками (ра1еае), которые образуют
так называемую мякинную оболочку.
Примыкающий к семенной оболочке
слой эндосперма, не содержащий крахмала
и состоящий из толстостенных
клеток, наполненных мелкозернистой
массой азотистых веществ, называется
клейковинным. Клейковина находится
также в клетках всего
Химический состав хлебного зерна сильно варьирует даже в пределах одного вида злаков; он зависит от сорта растения, условий его произрастания и других факторов.
В табл. 1 приводятся данные о составе
зерна различных культур, которые
следует рассматривать как
Таблица 1
Химический состав зерна в %
Компоненты зерна |
Пшеница |
Рожь |
Овес |
Кукуруза |
Просо |
Ячмень | |
озимая |
яровая | ||||||
Вода |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
Белок |
11,0 |
13,2 |
9,0 |
10,3 |
9,9 |
10,6 |
9,5 |
Безазотистые экстрактивные вещества |
68,5 |
66,1 |
70,7 |
56,4 |
67,2 |
58,6 |
67,0 |
Жир |
1,9 |
2,0 |
1,7 |
4,8 |
4,4 |
3,9 |
2,1 |
Клетчатка |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
10,3 |
2,2 |
8,2 |
4,0 |
Зола |
1,7 |
1,9 |
1,7 |
3,6 |
1,3 |
3,8 |
2,5 |
4.Принципы классификация круп.
Особенности формирования
Классификация крупы основана на различии потребительных свойств зерна, из которого выработана крупа, а также свойств, которые крупа приобретает в процессе производства. (Схема 1)
Крупу подразделяют на виды, разновидности и сорта, вид крупы определяется зерновой культурой, использованной для изготовления крупы.
Деление крупы каждого вида на разновидности основана на различии в обработке ядра зерна. Крупа одного вида может состоять из целых, дробленных или плющеных ядер, которые могут быть нешлифованные или полированные.
Крупы некоторых разновидностей (перловая, пшеничная и кукурузная шлифованная) подразделятся на номера в зависимости от размера крупинок, а манная - на марки «М», «Т», «МТ» по виду пшеницы взятой выработки крупы
Информация о работе Пищевые продукты и продовольственное сырье как предмет товароведения