Автор: l*******@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 18:08, отчет по практике
Целью прохождения практики явилось закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в области коммерческой деятельности и организации торгового процесса магазина «Новоалтайский хлебокомбинат», на основе изучения его деятельности в области технического регулирования, стандартизации, сертификации, товароведения и экспертизы.
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Анализ коммерческой деятельности магазина ОАО «Новоалтайский
хлебокомбинат»………………………………………………………………………...4
1.1Характеристика специализации и размещения магазина……………………...4
1.2 Организация торгово-технологического процесса в магазине……………….6
1.2.1 Поступление товаров в магазин………………………………………….6
1.2.2 Приемка товаров по количеству и качеству…………………………….8
1.2.3 Хранение и подготовка товаров к продаже…………………………….10
1.2.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале……………………..13
1.3 Договорные отношения магазина «Новоалтайский хлебокомбинат» с поставщиками продукции………………………………………………………..16
2. Товароведная часть…………………………………………………………………18
2.1 Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине «Новоалтайский хлебокомбинат»…………………………………………………18
2.1.1 Дефекты товаров и причины их возникновения………………………20
2.2 Характеристика торгового ассортимента магазина «Новоалтайский
хлебокомбинат»…………………………………………………………………….23
Выводы и предложения……………………………………………………………….28
Дневник практики……………………………………………………………………..30
Библиографический список…………
Таким образом, из таблицы видно, как правильно хранить различные товары и каким срокам следует придерживаться.
Товар
может не подлежать реализации не
только по истечению сроков годности,
но и по другим причинам, например, товар
с дефектами.
2.1.1 Дефекты товаров и причины их возникновения
Дефект- это отдельное несоответствие товара установленным требованиям.
По степени
значимости различают дефекты критические,
значительные и малозначительные.
Критические дефекты - несоответствия
товаров установленным требованиям, которые
могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу
потребителей или окружающей среде [11].
Товары с критическими дефектами нельзя
или экономически нецелесообразно использовать
по назначению. Например, загнившие яблоки
нельзя использовать в пищу или на промпереработку,
так как они содержат вредные для организма
вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным
и мутагенным действием. Даже если менее
половины мякоти плода еще не загнила,
то отделение здоровых тканей требует
таких больших затрат, что обработка невыгодна.
Значительные дефекты - несоответствия,
существенно влияющие на использование
по назначению и надежность товаров, но
не влияющие на безопасность для потребителя
и/или окружающей среды [11]. Так, ушибы,
проколы, повреждения вредителями ухудшают
внешний вид, снижают выход съедобной
части и сохраняемость яблок, но плоды
все же могут быть использованы по назначению
(в свежем виде и на промпереработку).
Малозначительные
дефекты - несоответствия, которые не
оказывают существенного влияния на потребительские
свойства товаров, в первую очередь на
назначение, надежность и безопасность
[11].Так, при оценке качества яблок к малозначительным
дефектам могут быть отнесены небольшие
отклонения от формы, размера,окраски.
По возможности
выявления дефекты подразделяются на
явные, для которых предусмотрены методы
и средства обнаружения, и скрытые,
для которых методы и средства обнаружения
не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.
Устранимые дефекты - дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.
Неустранимые дефекты - дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения [11].
В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.
При оценке качества товаров персонал магазина «Новоалтайский хлебокомбинат» проводит диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливает причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению). Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными - к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.
В пределах установленных норм допускаемых отклонений товары со значительными дефектами, а также с малозначительными (без ограничений) считаются стандартными.
В магазине «Новоалтайский хлебокомбинат» размер товарных запасов, как правило, рассчитывается верно, и все товары распродаются задолго до истечения срока годности. Однако, в редких случаях, бывает, что товар залеживается на полках. Такой товар, а также товар с наличием видимых допустимых дефектов уценяют. Их своевременно (за месяц или две недели до истечения срока годности) убирают с полок, делают на них скидку (от 20 до 30%) и выставляют в торговом зале под вывеской «Уцененный товар». Эти товары могут быть реализованы персоналу по себестоимости или переданы на благотворительные цели. Все решения об уценке товаров принимает директор магазина либо старший продавец.
2.2 Характеристика торгового ассортимента магазина
«Новоалтайский хлебокомбинат»
Ассортиментная характеристика является одной из важнейших характеристик товара, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети [1].
Торговый ассортимент, реализуемый в магазине «Новоалтайский хлебокомбинат» представлен в Таблице 5. В продаже находятся в основном товары повседневного спроса (наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением).
Таблица 5. Торговый ассортимент, реализуемый в магазине
«Новоалтайский хлебокомбинат»
Наименование | Основные виды | Основные поставщики |
Х/ булочные изделия | Хлеб ржаной, хлеб «Бородинский», булочка с маком, батон «Дорожный» | ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат» |
Колбасные изделия | Сервелат «зернистый», п/к «домашняя», п/к «новая», «Любимая», Сосиски «домашние», Сосиски «молочные» | ООО «Краснотал»,ООО «Барнаульский пищевик» |
Майонез | «Махеев с лимонным соком», Провансаль | ООО «Прозапас»,
ИП Ковалев,
ИП Добычина, ООО «Славторг» |
Сыры | Российский, Янтарь,Витязь,Голландский | |
Масло растительное | Золотая семечка, Олейна, Милора | |
Консервы рыбные | «Скумбрия в собственном соку», «Сардина», «Сельдь нат. Тихоокеанская», «Сайра» нат. | |
Консервы мясные | Говядина тушёная, Паштет из гусиной печени, Свинина тушёная | |
Яйцо | Домашнее, отборное | ПФ «Молодежная» |
Рыба копченая | Скумбрия, сельдь,горбуша | ООО «Краснотал» |
Молоко, молокопродукты | Молоко, кефир, сметана, творог,йогурт | ЗАО «БМК» ,ООО «Прозапас»,ООО «Ольтамар» |
Мороженое | «Магнат», «Пломбир», «Русский стандарт» | ОАО «ТД Русский Холодъ» |
Кондитерские изделия | Печенье с прослойкой «Шарм», конфеты «Птичье молоко», рулет «Торнадо»,пироженое «Корзинка» | ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат» |
Мука | Пшеничная, ржаная | ООО «Ольтамар»,
ООО «Краснотал», ООО «Прозапас», ИП Добычина, ИП Казанцева, ООО «Славторг» |
Крупа | Пшено, манная, ячневая | |
Чай | «Майский», «Принцесса Нури», «Монарх», «Lipton», «Акбар» | |
Специи | Лавровый лист, чёрный и красный молотый перец, петрушка сушёная | |
Консервы фруктовые | Абрикосы половинками в сиропе, мандарины очищенные дольками, ананасы кусочки | |
Консервы овощные | Ассорти (томаты и огурцы), икра кабачковая, кукуруза сладкая, горошек зел. | |
Соки | «Моя семья», «Золотая Русь», «Сады Придонья», «Я», «Фруктовый сад» | |
Кофе | Амбассадор BL, Якобс Максвел Хаус, КартНуар, Нескафе Классик, Чибо Эксклюзив, Милагро Арома | |
Вода минеральная | «Касмалинская», «Аква Минерале» | ООО «Русьимпорт»,
ООО «Кедр», ООО «Забарская империя», ООО «Алкон» |
Вино | «Монастырская изба», «Виноградная лоза», «Мускат Оттонел» | |
Водка | «Малиновый Жар», «Зеленая марка», | |
Пиво | «Эфес Пилснер», «Балтика», «Толстяк», «Клинское», «Белый медведь», «Невское», «Миллер» | |
Снэковая продукция | Сухарики,арахис соленый,фисташки | ИП Жигулин, |
Табачные изделия | «Пётр 1», «Альянс», «Кент», «Парламент» | ООО «Продсиб», ООО «Ольтамар» |
В настоящее время состав поставщиков магазина является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными оптовыми организациями, которые работают не один год. При выборе поставщиков главным образом специалисты ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки.
Большое преимущество магазина в том, что он находится на территории хлебокомбината, который поставляет в магазин часть продукции, поэтому хлеб и хлебобулочные изделия, а также кондитерский изделия всегда свежие, пользуются высоким спросом и всегда в широком ассортименте.
При формировании торгового ассортимента учитываются количественные характеристики ассортимента, такие как полнота, широта ассортимента, а также коэффициенты устойчивости и обновления.
С помощью этих показателей проведём анализ рациональности ассортимента хлебобулочных изделий, представленных в магазине «Новоалтайский хлебокомбинат». За базовые показатели принимаем прайс-лист фирмы-изготовителя хлебобулочных изделий, являющейся поставщиком магазина (Приложение И).
Широта ассортимента – это количество видов и разновидностей товаров определенного назначения. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты. Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому[10].
Определяем коэффициент широты ассортимента хлебобулочных изделий в магазине «Новоалтайский хлебокомбинат»:
Кш=31/51 =0,6
Полученные данные свидетельствуют о достаточно широком ассортименте хлебобулочных изделий в магазине. Это связано с тем, что магазин находится непосредственно на территории хлебокомбината, который реализует свою продукцию магазину по сниженным ценам.
Полнота ассортимента – это количество разновидностей товаров внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты, т.е. отношение числа разновидностей товаров, находящихся в продаже к числу разновидностей, определяемых ассортиментным минимумом [10].
Коэффициент полноты булочных изделий равен:
Кп=15/23=0,7
По полученным данным видно, что коэффициент полноты булочных изделий в магазине достаточно высок.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп [10].
Рассмотрим показатель устойчивости ассортимента на примере хлебной продукции. В магазине «Новоалтайский хлебокомбинат» ассортимент хлеба представлен 16 наименованиями, однако устойчивым спросом у потребителей пользуются только 6 наименований, следовательно:
Ку=8/16=0,5
Полученные данные говорят о том, что около 50% реализуемого хлеба в магазине является устойчивым товаром и постоянно потребляется населением.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте) [10].
В магазине реализуется 31 наименование хлебобулочных изделий, причём 5 этих наименований появились на прилавках магазина сравнительно недавно, то есть они относятся к новому товару (Таблица 6).
Таблица 6. Новинки хлебобулочных изделий, реализуемых в магазине
«Новоалтайский хлебокомбинат» на 1.04.2011
Наименование изделия | Состав |
1.ХЛЕБ "ПЕТРОВСКИЙ" (упак.) НОВИНКА | Мука 1с и рж/обд + солод, овсяные хлопья, отруби, кунжут |
2.ХЛЕБ "КАЗАЧИЙ" с морской капустой (упак.) НОВИНКА | Мука 1с +смесь пектиновая с морской капустой,геркулес |
3.ХЛЕБ "8 ЗЛАКОВ" (упак.) НОВИНКА 2 шт. по 70гр. | Смесь мучная композитная "8 злаков" (Мука пшеничная 1с, семя подсолнечника, льна, кунжут, овсяные хлопья, хлопья пшеничные солодовые, кукурузные хлопья, солодовая мука, цельносмолотая рожь и пшеница, мука ржаная, отруби пшеничные, цельносмолотые соевые бобы) |
4.БАГЕТ "ВЕНСКИЙ" (упак.) | Мука в/с +семя льна, ядро подсолнечника, кунжут |
5.БУЛОЧКА
"СТОЛИЧНАЯ" с кунжутом |
Мука в/с + кунжут |
Информация о работе Отчет по товароведно-торговой практики в ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат»