Организация и технология хранения товаров магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть порядок хранения товаров в магазине.
Задачи работы – рассмотреть особенности хранения товаров; изучить условия хранения товаров; определить виды товарных потерь в магазине.

Содержание

Введение
Особенности хранения товаров
Понятие хранения товаров.
Условия хранения товаров.
Факторы, влияющие на качество товаров при хранении.
Организация хранения продовольственных товаров в гипермаркете «Гигант»:
Размещение и укладка товаров на хранение.
Контроль за режимом хранения и соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Организация материальной ответственности за товары в магазине.
Товарные потери: их виды, порядок списания и мероприятия по их сокращению.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

В зависимости  от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые  обуславливают степень сохраняемости  товаров, упаковку подразделяют на следующие  группы и виды:

  1. Жесткая упаковка:
  • металлическая;
  • стеклянная;
  • деревянная;
  • полимерная;
  1. Полужесткая упаковка:
  • Картонная;
  • Комбинированная;
  1. Мягкая упаковка:
  • Полимерная;
  • Бумажная;
  • Тканевая.

Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные в нее товары от механического  воздействий, возникающих при перевозках, хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров.

Некоторые виды тары - металлическая и стеклянная - в случае герметизации предотвращают  воздействие на товары кислорода  воздуха, посторонней микрофлоры, что  уменьшает окислительную порчу, а также микробиологическую порчу.

Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющего процессы окислительной  порчи.

Недостатки: относительно высокий удельный вес  и объем тары к массе и объему брутто (25 - 30%), высокая стоимость (цены закупочная и эксплуатации - ремонт, доставка пустой тары).

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшей  массой и объемом. Пустая упаковка легко  складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, поскольку для ее изготовления применяются дешевые материалы, в том числе полученная вторичной переработкой древесина.

Полужесткая упаковка недостаточно механически  устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия.

Мягкая  упаковка предназначена для товаров  с относительно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного  применения жесткой или полужесткой  потребительской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.

По степени  защиты от воздействия окружающей среды  мягкая тара отличается самой низкой надежностью, поэтому применяется  только для определенного перечня  товаров.

Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеивания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильные относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.

Для товаров, являющихся живыми биологическими объектами, мягкую тару из полимерных материалов применяют для создания модифицированной газовой среды. Это достигается за счет избирательной способности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процессы и дыхание, что снижает потери и улучшает сохраняемость товара.

Такой способ упаковки применяется для  хранения некоторых свежих плодов и  овощей (яблоки, морковь, капуста, овощная  зелень и др.) и называется хранением  в модифицированной газовой среде (МГС).

По форме  упаковки делят на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики, корзины, коробки и т.д.

По грузоподъемности выделяют большегрузную тару; по габаритам  различают тару крупно-, средне-, малогабаритную; по кратности использования - одноразовую и многократного использования.

При транспортировании  и хранении качество товаров не остается без изменений.

Транспортирование - фактор, влияющий на сохраняемость. Хранение товаров только в пути. К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического и санитарно-гигиенического режимов. Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок: статических - при хранении и преобладающих динамических нагрузок с кратковременными статическими нагрузками (во время стоянок) - при транспортировании.

Такой характер нагрузки обусловливает различия в высоте и способах размещения товаров  в пути и в хранилище. Так, при  транспортировании высота укладки  товаров должна быть меньше, чем  при хранении, что снижает разрушительное воздействие динамических нагрузок, особенно на нижние слои товарной массы. При транспортировании укладка товаров в таре должна быть плотной, компактной, чтобы предупредить вертикальное перемещение товаров в пути, завал штабелей и падение ящиков при резком торможении транспортного средства. Для предупреждения этого применяют дополнительные меры: устанавливают распорки между штабелем и стенкой транспортного средства, связывают ящики и т.п.

Сроки перевозки товаров должны быть значительно  меньше сроков годности и хранения, чтобы дать возможность получателю груза реализовать, а потребителю использовать товары до окончания этих сроков.

Основные  назначения: перемещение товара по всем звеньям технологического цикла  товародвижения, от изготовителя до потребителя; обеспечение сохраняемости груза.

В зависимости  от применяемых транспортных средств  различают следующие виды транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, гужевой. Они отличаются скоростью  перевозки, стоимостью, грузоподъемностью  и др..

Относительная влажность воздуха (ОВВ) - показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами.

ОВВ определяется как отношение действительного  содержания водяных паров в определенном объеме воздуха к тому их количеству, которое необходимо для насыщения того же объема воздуха при одинаковой температуре.

Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше потери. Поэтому товары с повышенной влажностью рекомендуется  хранить при высокой ОВВ. Однако такой влажностный режим непригоден для сухих товаров, так как они могут поглощать водяные пары, увлажняться и подвергаться микробиологической порче.

Воздухообмен - показатель режима, характеризующий  интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.

В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, а также удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и др.

Газовый состав воздуха - показатель режима, характеризующий  состав газов в окружающей среде. Обусловлен тремя группами компонентов:

1. Основные  газы (кислород, азот и углекислый  газ);

2. Инертные  газы (водород, гелий, аргон и  др.);

3. Вредные  газообразные примеси (окислы  азота, серы, озон, аммиак).

Освещенность-показатель режима хранения, характеризующийся  интенсивностью света на складе.

На сохраняемость  большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное  влияние, так как активизирует окислительные  процессы, вследствие чего отмечаются прогорание жиров, разрушение красящих веществ, витаминов и др.

Например, при долгом хранении на свету, особенно при интенсивном солнечном освещении, очень сильно выцветают ткани, кожа, меха и т.д.

Требования  к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным  показателем чистоты.

Чистота - состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.

Размещение - наиболее значимый фактор, определяющий условия хранения, и характеризуется  показателями нагрузки складов: площадью, коэффициентом загрузки, высотой размещения

Транспортирование является разновидностью кратковременного хранения продовольственных товаров, и поэтому при перевозке надо создавать условия, аналогичные  стандартному хранению. Наилучший вид  транспорта для перевозки продовольственных товаров - рефрижераторы.

Изучая  процессы, происходящие в продовольственных  товарах при транспортировании  и хранении, необходимо выявлять оптимальные  условия, при которых качество продовольственных  товаров не снижалось, и потери были минимальными.

Внедрение прогрессивных видов тары и упаковки, организация хранения товаров в местах производства, создание прямых связей между производителями и получателями, использование новых способов транспортирования и хранения, холодильной техники на всех стадиях движения продукции (транспортирование, хранение, реализация) будут способствовать наиболее полному сохранению качества продовольственных товаров.

 

    1. Размещение  и укладка товаров на хранение.

         Итак, товар выгружен и доставлен к месту приемки. Ошибочно полагать, что процесс приемки заключается в пересчитывании грузовых единиц и сверке с накладной. Прежде всего для приемки существуют определенные сроки, которые зависят от условий договора, от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.

Правильно приемка должна осуществляться так. Товары, поступившие без или в  поврежденной упаковке, принимаются  в момент получения от поставщика или в момент вскрытия опломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, с упаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те же сроки, а товары при выскрытии упаковки - по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.

При приемке  грузов от транспортных фирм в соответствии с действующими правилами перевозок грузов следует убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того, нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и т.п.).

В процессе приемки сверяются фактические  параметры поступившего груза с  данными товарно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). Товар  идентифицируется либо по этикеткам, расположенным  на упаковке, либо путем считывания штрих-кода с помощью переносных сканеров (или другим способом).

Полученный  товар по "правильной" технологии необходимо не просто свалить в ближайшем  углу склада, а правильно разместить. Это целая наука. При большом  ассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режим хранения, сократить потери, повысить эффективность использования складских площадей. Нужно помнить, что впоследствии придется быстро отыскивать нужный товар для отгрузки его покупателю.

Существуют два вида укладки: штабельная и стеллажная. Штабельная укладка целесообразна для хранения больших партий однородных товаров (например, мониторов и т.п.). Для обеспечения свободной циркуляции воздуха штабель укладывают на поддоне. Между штабелями и потолком оставляют свободное пространство. Высота штабеля определяется характером товара, видом тары, высотой складского помещения, предельной нагрузкой на 1 кв. м площади пола и поддона, степенью механизации труда на складе.

Штабель должен быть устойчивым, иначе он может разрушиться, испортить тару, вызвать россыпание, повреждение товара и даже послужить причиной несчастного случая. Устойчивость штабеля достигается способами его укладки: прямая укладка, в перекрестную клетку, в обратную клетку.

Прямая  укладка применяется для грузов, упакованных в ящики одинакового размера. Каждый верхний предмет кладется на нижележащий, и в плане их расположение совпадает. Укладка в перекрестную клетку применяется для ящиков различных размеров: грузы верхнего ряда укладывают поперек грузов нижнего ряда. В обратную клетку, как правило, укладывают товары, упакованные в мешки: каждый следующий ряд мешков кладут на предыдущий в обратном порядке. Ряд штабеля может состоять из трех, пяти или восьми мешков.

Самый удобный и прогрессивный способ укладки грузов - стеллажный. Такой способ создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости склада. Возможность повреждения тары и потери товаров от давления верхних рядов на нижние исключается, каждое тарное место или поддон с грузом равномерно омывается циркулирующим воздухом. Следует помнить, что размещать быстро обращающиеся товары лучше на нижнем уровне стеллажей, принцип "подальше положишь - поближе возьмешь" здесь не работает.

Информация о работе Организация и технология хранения товаров магазине