Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать тенденции развития оптовой торговли и ее влияния на эффективность функционирования потребительского рынка. Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
дать понятие сущности оптовой торговли,
описать формы оптовой торговли;
определить значение оптовой торговли в рыночной экономике;
проанализировать развитие оптовой торговли в Российской Федерации;
дать оценку развития оптовой торговли в Оренбургской области;
выявить проблему развития и повышения функционирования в условиях потребительского рынка;
описать стратегическое направление развития оптовой торговли;
описать меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты оптовой торговли 5
1.1.Сущность оптовой торговли, ее значение и принципы осуществления 5
1.2.Формы оптовой торговли 8
1.3.Классификация оптовой торговли 12
Анализ современного развития оптовой торговли 16
2.1.Развитие оптовой торговли в РФ 16
2.2.Оценка развития оптовой торговли в Оренбургской области 20
2.3.Проблема развития и повышения функционирования оптовой торговли в условиях российского рынка 23
Оптимизация рынка оптовой торговли 27
3.1.Стратегическое направление развития оптовой торговли 27
3.2.Меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ 31
Заключение 36
Список используемых источников 38

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Законопроект  не допускает излишнего вмешательства  региональных и муниципальных органов  власти в торговую деятельность. Чиновники не имеют права влиять на свободное перемещение товаров по территории страны даже под предлогом защиты региональных рынков.

Закон в его  нынешнем виде создает хорошие «стартовые»  условия для стабильности на рынке.

 

3.2.Меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ

 

В условиях, когда российская экономика находится на этапе  подготовки к вступлению во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО), и в связи  с развитием рынка изменились многие факторы, влияющие на деятельность предприятий оптовой торговли в рыночной среде. Такие факторы как возрастающая конкуренция на рынке и, особенно, на рынках промышленных и потребительских товаров, и связанное с этим возможность получения убытков и даже банкротство, вызывают необходимость поиска новых и эффективных путей и методов, которые позволят обеспечить выживание предприятия оптовой торговли в условиях жесткой рыночной среды. Такие условия развития современного рынка вообще и в частности отечественного рынка требует применение научных методов для решения все более сложных задач, стоящих перед предприятиями оптовой торговли.           В ряде случаев наблюдается удаленность между хозяйствующими партнерами, увеличивается звенность в процессе циркуляции товаров, возрастают издержки обращения. Система государственного регулирования развития оптовой торговли должна предполагать четкую координацию деятельности всех органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. «На федеральном уровне основными функциями органов исполнительной власти должны являться: общее регулирование деятельности оптового звена, создание условий для повышения эффективности его работы, выработка основных направлений в его развитии, проведение политики закупок для государственных нужд и т.д. На региональном уровне основной задачей органов исполнительной власти должна стать конкретизация применения общих правил с учетом региональной специфики развития оптовых рынков торговых услуг, анализ состояния рынка услуг торговой деятельности и тенденций его изменения, обеспечение необходимой конкурентной среды на рынке, разработка региональных программ развития оптовой торговли товарами народного потребления и др.»[34]. 

Регулирование оптовой торговли необходимо осуществлять с участием антимонопольных органов. Регулируя доступ на рынок новых оптовых структур, эти органы будут решать вопросы слияния или разукрупнения последних, проводить в необходимых случаях их сертифицирование, определять порядок участия иностранных инвесторов, формировать необходимую протекционистскую политику.

Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы управления торговыми предприятиями и организациями; разрабатываются положения, закрепляющие права и ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности. Такое воздействие проявляется в многообразных административных приказах и распоряжениях, в различных положениях, инструкциях, нормативах, стандартах и других служебных предписаниях, организационно-регламентирующих деятельность подчиненных.

Переход к рыночной экономике в современных условиях вызывает необходимость создания структуры управления торговлей, основанной на частной собственности. В начале реформ органы управления торговлей под напором сверху рушились, проходила массированная приватизация предприятий торговли и общественного питания, были ликвидированы торги, коллективы этих предприятий приобрели статус юридического лица. Создавались новые организационно-правовые формы предприятий и организаций, некоторые из них, не имея собственных оборотных средств, оказались неспособными работать в условиях такой самостоятельности (в особенности это касалось небольших предприятий), вследствие чего, они и оказались на грани банкротства. 

В сложившихся условиях назрел вопрос о восстановлении системы управления торговыми процессами путем воздействия через лицензирование, сертификацию предприятий, через участия государства в уставных капиталах предприятий и организаций торговли, через восстановление роли оптовой торговли в организации товародвижения и снабжении предприятий розничной торговли, работу с субъектами по выявлению причин снижения доходов, налоговых поступлений, перечислений во внебюджетные фонды и т.д.

Создавая новую систему государственного регулирования торговли в переходный период реформирования отечественной экономики, необходимо учесть, что слишком интенсивное применение экономических методов может ослабить эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике такой же вред, как и стремление к административным методам. А результатом может явиться снижение экономической активности субъектов хозяйствования и, как следствие, снижение уровня покупательского спроса на товары и услуги населением.

Для улучшения ситуации в отрасли «торговля» необходимо усилить контроль за исполнением законодательства в сфере ценообразования и государственного регулирования, и усовершенствовать законодательные основы самого процесса ценообразования. Применить соответствующие меры по минимизации запасов, организации хранения, внедрении и использовании программных продуктов в современном, цивилизованном оптовом бизнесе; обратить внимание на уровень развития складского хозяйства, его соответствие международным стандартам; внедрить инновационные технологии в управлении складскими процессами; использовать логистику и др.

 

 Как и для любого другого коммерческого предприятия, цель оптовой фирмы – получение прибыли, а не соблюдение национальных интересов и субсидирование отечественного производства. Поэтому задача власти – изменить сферу интересов субъектов оптового предпринимательства таким образом, чтобы они совпадали с интересами отечественных производителей продукции. Для этого следует использовать административно-правовые и экономические методы, кредитно-финансовую поддержку субъектов торговой деятельности, реализующих отечественную продукцию. Этой же цели должны служить региональные программы развития торговли; государственное участие (полное или частичное) в создании и финансировании инновационных проектов национального значения и т.д. Реализация программ развития оптовой торговли на постсоветском пространстве позволила выделить приоритетные направления. Среди них: создание единого информационного пространства, единой национальной информационной системы с исчерпывающей базой данных, в том числе об источниках товарных ресурсов, в первую очередь отечественных; стимулирование инновационной активности предприятий оптовой торговли, достижение высокого уровня автоматизации и механизации складских операций и процессов, внедрение информационно-коммуникационных технологий и т.д.; расширение и модернизация складских комплексов: определение потребности в складских помещениях различных типов, разработка национальной классификации складских объектов и оптовых предприятий, строительство современных складских комплексов, отвечающих международным стандартам, и т.д.; ликвидация лишних посреднических звеньев в процессе товародвижения; обеспечение благоприятных условий для появления предприятий оптовой торговли новых типов; привлечение национального капитала к участию в инвестиционных проектах по созданию современных типов предприятий оптовой торговли; действенный контроль за качеством товаров, исключение доступа на рынок фальсифицированной и некачественной продукции; создание интегрированных структур (промышленно-торговых объединений, финансово-торгово-промышленных групп) для поддержки отечественных товаропроизводителей в целях обеспечения стабильности выпуска и сбыта продукции; введение аттестационных паспортов для объектов торговой деятельности. «Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий» [34]. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.

«Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков» [34].

Роль  оптовой торговли предусматривает  её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Оптовая торговля играет существенную роль в  системе экономических связей между  районами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей. Основная задача оптовой торговли заключается в снабжении товарами розничной торговой сети. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

Основными формами оптовой торговли являются – транзитная и складская. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес. Существует также биржевая торговля, товарные склады, оптовые рынки, оптовые торговые центры.

Предприятия оптовой торговли делят на четыре группы: оптовики-купцы, агенты и брокеры, оптовые отделения и конторы производители, а также специализированные оптовики. Они различаются по методам осуществления торговли, но у всех у них одна цель обеспечить эффективность торгового процесса.

В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций, одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Структура оптовой торговли на 2010 год более или мене однородна.

В Оренбургской области после экономического затишья в период 90-х годов оборот оптовой торговли с 2000 г. резко начал расти. Данная тенденция сохранялась до 2009 года, в криз падение составило 20 % и, хотя оптовая торговля в 2010 году росла быстрее, чем промышленность, докризисного уровня достигнуть не удалось.

Из проведенного мною анализа положения оптовой торговли вытекает ряд ее недостатков. Это и несоблюдение сроков поставки товаров, нарушение договорных обязанностей по объему, содержанию и качеству товаров. Оптовая торговля в достаточной мере влияет на эффективность функционирования всего хозяйственного комплекса страны, от нее зависит баланс на внутреннем рынке, насколько будут удовлетворены растущие потребности людей. Научные проблемы развития предприятий оптовой торговли носят не только академический, но и весьма важный практический характер.

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями. В процессе осуществления инвестиционной деятельности государство должно привлекать не только бюджетные, но и внебюджетные  источники. Мощная система антимонопольного регулирования по всей цепочке – самая главная составляющая современного законопроекта Российской Федерации. Закон призван стимулировать реальную конкуренцию в торговле, он создает хорошие «стартовые» условия для стабильности на рынке.

Чтобы повысить эффективность оптовой торговли на потребительском рынке в России, регулирование оптовой торговли, как я считаю, необходимо осуществлять с участием антимонопольных органов. Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Переход к рыночной экономике в современных условиях вызывает необходимость создания структуры управления торговлей, основанной на частной собственности. Но создавая новую систему государственного регулирования торговли необходимо учесть, что слишком интенсивное применение экономических методов может ослабить эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике такой же вред, как и стремление к административным методам. А результатом может явиться снижение экономической активности субъектов хозяйствования и, как следствие, снижение уровня покупательского спроса на товары и услуги населением.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Щур Д. Л., Труханович Л. В. Основы торговли. Оптовая торговля [Текст]: Учебник / М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000.
  2. Хваткин Н. Г. Экономика оптовой торговли продовольствием [Текст]: Учебник / М.: Эксмо, 2007
  3. Ворот И. Экономика фирмы [Текст]: Учебник / М.: Высшая школа, – 2004
  4. Романов А.Н. и др. Маркетинг [Текст]: Учебник / Под ред. Романова А.Н. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, – 2005.
  5. Сборник Федеральной службы государственной статистики на сайте http://www.gks.ru/
  6. Сайт Минпромторг России http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/ strategic/sectoral/9 Проект «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года», Москва, 2010 год
  7. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров [Текст]: Учебник / М., Прогресс, 2009. 
  8. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия [Текст]: Учебник для вузов / М.: ИНФРА-М, 2008. 
  9. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство [Текст]: Учебник / М.: Софит, 2008.
  10. Дейнека А.В. Пути реструктуризации оптовой торговли системы России [Текст] // Научный электронный журнал КубГАУ. № 3 – 2009 г.
  11. Карпова Е.В. Состоится ли возрождение оптовой торговли [Текст] // Современная торговля. № 4 – 2008 г.
  12. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности [Текст] : Учебник / М.:ЮНИТИ, 2007. 
  13. Сергеев И.В. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / М.: Финансы и статистика, 2008
  14. Статистический сборник 2010. Торговля в Оренбургской области
  15. Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В., Романеева Е. В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле [Текст]: Учебник. 2007
  16. Голинов Е. А. Оптовая торговля [Текст]: Учебник. 2003
  17. Современная торговля [Текст] // Оптовая торговля после кризиса: стабилизация ситуации. № 3 – 2010 г.
  18. Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности в современных условиях [Текст]: Учебник / под ред. Салихова А. А. – сборник научных трудов. – Оренбург. 2010 г., 662 с.
  19. Раицкий К.А Экономика предприятия [Текст]: / Под общ. Ред. Раицкий К.А. / Москва 2003.
  20. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М , 2000.-295 с. 
  21. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. [Текст]: Учебник / М., ИНФРА-М., 2000. 
  22. Берман Б.Г. Маркетинг [Текст]: / Эванс дж. Р., Берман Б. -М.: Экономика, 2001.
  23. Голиков Е.А. Оптовая торговля: менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность. [Текст]: М.: Экзамен, 2003.
  24. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: Российская практика. [Текст]: М.: Перспектива, 2005. 342с.
  25. Экономика и организация деятельности торгового предприятия [Текст]: Учебник/ Под общ. Ред. А.Н. Соломатина. - М., 2007.
  26. Даненбург А.В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. [Текст]: учебник / Санкт-Петербург: Нева-Ладага Онега, 2005.-54с.
  27. Куракин Р. С. Правовое регулирование биржевого срочного рынка [Текст]: учебник / Москва, Волтерс Клувер, 2010 г. 208 с.
  28. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст]: учебник / М.: Издательский дом «ВИЛЬЯМС», 2004. 748 с.
  29. Романов А. Н. Маркетинг [Текст]: учебник / Под. ред. акад. Романова А. Н. –М.: ЮНИТИ, 2003. 718 с. 
  30. Андрусяк Я. В. Организация и технология торговли [Текст]: учебник / М.: Дизайн ПРО, 2005.
  31. Валаева Т.Ф., Коростелёва Е.М., Рабинович Б.Д., Хруцкий Е.А. Экономика, организация и планирование производства [Текст]: учебник / М: Экономика, 2004.
  32. Гаджинский А. Место для магазина. Правильно ли оно выбрано? [Текст] // Российская торговля. 15-31 марта. 2009 г.
  33. Огнянников Г. Современные формы оптовой торговли [Текст] // Рынок ценных бумаг. № 9 – 2009 г.
  34. Худолеев В.В. Хранение товара: правовые аспекты [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. №10 – 2010 г. 
  35. Концепция    развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации [Текст] // Торговая газета. № 2, № 3 – 2008 г.

Информация о работе Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности