Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать тенденции развития оптовой торговли и ее влияния на эффективность функционирования потребительского рынка. Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
дать понятие сущности оптовой торговли,
описать формы оптовой торговли;
определить значение оптовой торговли в рыночной экономике;
проанализировать развитие оптовой торговли в Российской Федерации;
дать оценку развития оптовой торговли в Оренбургской области;
выявить проблему развития и повышения функционирования в условиях потребительского рынка;
описать стратегическое направление развития оптовой торговли;
описать меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты оптовой торговли 5
1.1.Сущность оптовой торговли, ее значение и принципы осуществления 5
1.2.Формы оптовой торговли 8
1.3.Классификация оптовой торговли 12
Анализ современного развития оптовой торговли 16
2.1.Развитие оптовой торговли в РФ 16
2.2.Оценка развития оптовой торговли в Оренбургской области 20
2.3.Проблема развития и повышения функционирования оптовой торговли в условиях российского рынка 23
Оптимизация рынка оптовой торговли 27
3.1.Стратегическое направление развития оптовой торговли 27
3.2.Меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ 31
Заключение 36
Список используемых источников 38

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Еще ниже был оборот оптовой  торговли в 2010 году, по которому Оренбургская область находилась в аутсайдерах. В криз падение составило 20 % и, хотя оптовая торговля в 2010 году росла быстрее, чем промышленность, докризисного уровня достигнуть не удалось.

 

 

2.3.Проблема развития и повышения функционирования оптовой торговли в условиях российского рынка

 

Оптовая торговля активно  регулирует профессиональные и отраслевые рынки за счет того, что накапливает и перемещает товары. Это определяющее направление во всей деятельности оптовой торговли. Задачей оптовой торговли является развитие централизованной поставки и кольцевого завоза товаров.

В настоящее  время существует и ряд недостатков оптовой торговли. Это и несоблюдение сроков поставки товаров, нарушение договорных обязанностей по объему, содержанию и качеству товаров.

Оптовая торговля в достаточной мере влияет на эффективность  функционирования всего хозяйственного комплекса страны, от нее зависит баланс на внутреннем рынке, насколько будут удовлетворены растущие потребности людей. При новых условиях хозяйствования значительно расширится сфера оптовой торговли. Оптовая торговля обеспечивает эффективную работу торговых отношений. Мелкие производители, располагая даже достаточным капиталом, предпочитают направлять средства на расширение своего производства, а не на развитие оптовой торговли. Эффективность оптовой торговли почти всегда выше, чем  розничной, благодаря размаху денежных операций, наличию множества деловых контактов и специальных знаний и умений.

Однако, оптовая торговля является той областью деятельности, где период оборота капитала является минимальным. Таким образом, научные проблемы развития предприятий оптовой торговли носят не только академический, но и весьма важный практический характер.  

Из проведенного мною анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития, при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:

1) чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.

2) недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.

3) злоупотребление полномочиями: злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.

4) проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в РФ, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.

На пути к рентабельному развитию оптовая торговля постоянно сталкивается с новыми и новыми проблемами. По мере того как клиенты становятся все более искушенными, процедура закрытия сделок заметно усложняется. Необходимым условием выживания становится клиенто-ориентированный подход и высокий уровень работы с заказчиками, а также контроль над издержками. Одновременно добиться того, чтобы клиенты были довольны, а операционные расходы снижались, — непростое испытание для деятельности любого дистрибьютора. Существенную роль в разрешении этих и других проблем может сыграть высококачественная информационная система. Даже при том, что каждая оптовая компания сталкивается со своим специфическим набором трудностей, некоторые проблемы остаются неизменными для всей отрасли. Это, например:

      • растущая сложность процесса продаж на высококонкурентном и быстро развивающемся рынке;
      • необходимость предоставлять клиентам услуги знающих специалистов и экспертов в постоянно меняющейся среде;
      • необходимость своевременной поставки продукции по минимально возможным ценам;
      • эффективное управление критически важными бизнес-процессами;
      • необходимость жестко следовать правилам ведения бизнеса и лучшим практикам;
      • потребность в точной и своевременной информации по всем аспектам бизнеса, доступной как внутри компании, так и удаленно;
      • необходимость гарантировать качество всех бизнес-транзакций во избежание дорогостоящих ошибок;
      • постоянный мониторинг рентабельности бизнеса.

В ходе государственных реформ поспешно были ликвидированы оптовые предприятия, игравшие огромную роль в организации торговли. Оптовики тесно работали с промышленностью, изучали спрос, создавали сезонные запасы товаров. Сегодня, к сожалению, роль такого организующего звена снижена. И очень часто в различных регионах страны возникает дефицит отдельных товаров. К тому же добавилась нехватка оборотных средств. При взаимных расчетах между предприятиями была введена предоплата за продукцию. Отсутствие у магазинов свободных денег создало определенное затруднение в сбыте продукции изготовителями. Это вызвало резкое сокращение общего объема производства и, в том числе, низкорентабельных товаров. 

 

3.Оптимизация рынка оптовой торговли

3.1.Стратегическое направление развития оптовой торговли

 

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов. 

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

Основными   формами  государственного   регулирования   развития оптовой торговли являются:

1) определение приоритетов торговой политики относительно сферы оптовой торговли на национальному и на региональных уровнях и стратегических направлений ее развития;

2) разработка государственных программ и индикативных планов развития оптовой торговли на национальному и на региональных уровнях;

3) усовершенствование и активное применение финансовых рычагов с учетом отраслевых особенностей налогообложения и кредитование;

4) распространение практики государственных закупок товаров таких как стабилизаторы напряжения для создания страховых товарных запасов и региональных резервов запасов социально значащих товаров;

5) создание и усовершенствование нормативно-правовой базы, которая будет на основе нормативов не только постоянной, но и временной регламентации и обеспечение соблюдения всеми участниками деятельности требований нормативных актов;

6) реализация эффективной инвестиционной и научно-технической политики;

7) государственная регистрация (внесение в Торговый реестр) субъектов оптовой торговли и их складской сети;

8) применение механизма патентования, лицензирование такого товара, как стабилизатор напряжения Укртехнология и сертификации услуг оптовой торговли;

9) информационное обеспечение и мониторинг сферы оптовой торговли;

10) разработка и внедрения государственной программы относительно подготовки и повышения квалификации кадров для оптовой торговли.

Государственное регулирование  осуществляется общими для торговли и специальными относительно оптовой  торговли мероприятиями организационно-экономического и нормативно-правового характера. Основой их разработки должна служить торговая политика.

В процессе осуществления  инвестиционной деятельности государство должно привлекать не только бюджетные, но и внебюджетные  источники.

Действующим механизмом борьбы с теневым рынком является аккредитация продавца оптовой продукции. Государственные контролирующие службы отслеживают количество продукции на входе и на выходе, а также сумму уплаченных фирмами налогов. И вдобавок  твердая система контроля разрешит проявить и заставить пойти из рынка недобросовестные предприятия, которые изготовляют и продают некачественную или контрафактную продукцию.

Одной из основ  рыночных отношений является механизм государственного регулирования торговой деятельности. Однако в мире нет такой экономики, в которой все работало бы идеально. Основы регулирования торговой деятельности, согласно Конституции РФ находятся в ведении государства, и оно определяет их стратегические направления посредством законодательных и правовых нормативных актов, в том числе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.

Одним из основополагающих нормативных документов, определивших основы ценообразования, является Указ Президента РФ №221 от 21 февраля 1995 года «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)». Его целями явились дальнейшее углубление экономических реформ, повышение эффективности рыночной экономики и упорядочение государственного регулирования цен (тарифов).

«Особо следует выделить новый закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Этот закон  был внесен Правительством Российской Федерации 15 июля 2009 года. 18 декабря 2009 года данный закон был принят в третьем и окончательном чтении в государственной думе РФ. Совет Федерации на последнем в 2009 году заседании также одобрил закон о государственном регулировании торговли, направленный на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержащий довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования» [18, с.13].

Мощная система  антимонопольного регулирования по всей цепочке – самая главная составляющая законопроекта. Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. Закон заранее определяет порог доминирования и не позволит предпринимателям переступить эти законодательные рамки. Принципы, прописанные в законопроекте – это принципы свободной конкуренции, необходимые для развития и регулирования цен. Законопроект не предполагает прямого регулирования цен и наценок, поскольку это невозможно осуществить на практике и противоречит принципам рыночной экономики.

Закон призван  стимулировать реальную конкуренцию в торговле, в том числе за счет дополнительных антимонопольных мер, за счет развития не только крупных торговых сетей, но и малого и среднего бизнеса. В результате государство пытается добиться более справедливого перераспределения прибыли в цепочке производитель – переработчик – продавец и более адекватной конечной цены на потребительские товары, прежде всего – продовольствие.

Были уточнены предельные сроки платы за поставленную в торговлю продукцию: 10, 30 и 45 календарных  дней в зависимости от сроков годности продукции. Продовольственные товары, на которые срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки. Если же срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно – оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее, чем 45 календарных дней.

Законопроект  устанавливает барьеры для применения разнообразных негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками. Бонусы за «доступ к полкам», навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требование об эксклюзивности договора, плата за изменение ассортимента товара, занижение цены и т. д. – все это должно уйти в прошлое. Предусмотрен единственный случай, когда торговля имеет право на вознаграждение – вознаграждение за объем проданных товаров. Вознаграждение включается в цену, но его размер не может превышать 10 % от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом запрещается выплата вознаграждения по отдельным видам социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном правительством.

Информация о работе Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности