Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать тенденции развития оптовой торговли и ее влияния на эффективность функционирования потребительского рынка. Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
дать понятие сущности оптовой торговли,
описать формы оптовой торговли;
определить значение оптовой торговли в рыночной экономике;
проанализировать развитие оптовой торговли в Российской Федерации;
дать оценку развития оптовой торговли в Оренбургской области;
выявить проблему развития и повышения функционирования в условиях потребительского рынка;
описать стратегическое направление развития оптовой торговли;
описать меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты оптовой торговли 5
1.1.Сущность оптовой торговли, ее значение и принципы осуществления 5
1.2.Формы оптовой торговли 8
1.3.Классификация оптовой торговли 12
Анализ современного развития оптовой торговли 16
2.1.Развитие оптовой торговли в РФ 16
2.2.Оценка развития оптовой торговли в Оренбургской области 20
2.3.Проблема развития и повышения функционирования оптовой торговли в условиях российского рынка 23
Оптимизация рынка оптовой торговли 27
3.1.Стратегическое направление развития оптовой торговли 27
3.2.Меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ 31
Заключение 36
Список используемых источников 38

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.

Таб. 1 – Оборот оптовой торговли по РФ (в фактически действовавших ценах)

Годы

Оборот оптовой торговли (млрд. руб.)

Темп роста (млрд. руб.)

Темп прироста (%)

Структурный сдвиг по отношение к 2004 году (%)

2004

11 422,9

*

*

*

2005

15 626,0

4 203,10

36,8

36,8

2006

19 921,8

4 295,80

27,5

74,4

2007

24 015,6

4 093,80

20,5

110,2

2008

31 136,4

7 120,80

29,7

172,6

2009

28 072,9

- 3 063,50

- 9,8

145,8


Анализ таблицы показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008 г. 31 136 млрд. руб.. Так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%. Но после начавшегося кризиса, постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млр. руб.

«Опрос руководителей свыше 2,6 тыс. организаций оптовой торговли в IV квартале 2010 г. свидетельствует о том, что в данном секторе экономики большинство положительных компенсационных процессов, действовавших в течение всего прошлого года, позитивно отразились на итоговой динамике основных показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли» [17, с.10]. Одними из важнейших моментов, определившие позитивные тенденции в посткризисном становлении оптовой торговли в течение 2010 г., стали существенное оживление общеэкономической конъюнктуры, а также разработка и применение оптовыми структурами эффективных мер для разрешения накопившихся проблем.

Результаты очередного ежеквартального опроса, проведенного Федеральной службой государственной статистики в IV квартале 2010 г., позволяют констатировать дальнейшую стабилизацию ситуации в оптовых фирмах. Несмотря на некоторое ослабление темпов наращивания положительной динамики, вызванное традиционным замедлением деловой активности в конце года на потребительском рынке, основные результатирующие показатели по-прежнему демонстрировали тенденцию к росту. Так, в анализируемом периоде большинство предпринимателей отмечали рост объемов продаж, товарооборота, продолжение расширения номенклатурных позиций товаров в ассортиментной линейке (см. Приложение 2).

При этом наиболее благоприятный деловой климат складывается преимущественно в организациях, реализующих товары социального назначения, а именно: пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия; парфюмерию и косметику; фармацевтические и медицинские товары. В большей мере этому способствовали положительная динамика роста реальных доходов населения, восстановление потребительского кредитования, улучшение внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры в целом.

Происходящие процессы если не нарастали, то позволили сохранить сформировавшийся в III квартале 2010 г. положительный тренд, характеризующий финансовое состояние оптовых фирм. В частности, увеличение прибыли в анализируемом периоде констатировали более трети респондентов (39 %). Между тем финансовая составляющая организаций по-прежнему осложнялась сохраняющимся инерциональным влиянием многочисленных лимитирующих факторов, при этом одними из первых в рейтинге оказались «недостаток финансовых средств», а также «высокий уровень налогов».

К важной положительной тенденции на протяжении 2010 г. также следует отнести достаточно стабильную ситуацию на рынке оптовой торговли.

В целом, очевидно, что вследствие сложившихся благоприятных условий для предпринимательской деятельности оптовикам в течение 2010 г. удалось закрепить свои позиции. «Об этом свидетельствует значение индекса предпринимательской уверенности, которое, несмотря на незначительное снижение, сохранило положительную динамику, составив в IV квартале 2010 г. +3 %» [17, с.11].

Вместе с тем, к одной из наиболее важных и угрожающих тенденций в деятельности торговых организаций, как в IV квартале, так и на протяжении всего 2010 г., следует отнести инфляционную составляющую, основывающуюся на поддерживаемой большинством предпринимателей агрессивной политике ценообразования.

В организациях оптовой торговли шести федеральных округов Российской Федерации наибольшее значение индекса предпринимательской уверенности зафиксировано в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (+6 % соответственно), а наименьшее – в Северо-Западном федеральном округе (+2 %).

Основными источниками финансирования организаций оптовой торговли в 2010 г.( % от общего объема финансирования) являются:

    • собственные оборотные средства – 68 %;
    • финансовые средства клиентов – 10 %;
    • кредитные и заемные средства – 20 %;
    • прочие средства – 2 %.

Основными факторами, ограничивающими деятельность организаций оптовой торговли, за 2010 г. являются:

      1. неплатежеспособность покупателей 69 %
      2. недостаток финансовых средств 54%
      3. высокий уровень налогов 49%
      4. высокие транспортные расходы 43 %
      5. высокий процент коммерческого кредита 32 %
      6. недобросовестная конкуренция 24 %
      7. высокая арендная плата 19 % и др.

В целом экономическое положение организаций оптовой торговли в 2010 г., (% от общего числа организаций):

    • благоприятное – 9 %;
    • удовлетворительное – 77 %;
    • неблагоприятное – 14 %.

 

 

2.2. Оценка развития оптовой торговли в Оренбургской области

 

Исторически процесс  развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению.

Таким образом, оптовый  товарооборот является основным показателем, характеризующим эффективность деятельности оптового предприятия.

Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.

Таб. 2 – Оборот оптовой торговли Оренбургской области (в фактически действующих ценах).

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Общий оборот оптовой торговли, млн. руб.

 

 

28845,8

 

 

34151,3

 

 

38350,9

 

 

48269,8

 

 

56816,0

 

 

79655,4

 

 

108266,6

 

 

71311,9

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

Окончание таб. 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оборот оптовой торговли оптовых организаций, млн. руб.

 

 

20805,8

 

 

25296,4

 

 

18681,5

 

 

23779,6

 

 

34312,0

 

 

51811,7

 

 

79464,8

 

 

57156,0

Доля продажи продукции (товаров) организациями оптовой торговли, %

 

 

 

72,1

 

 

 

74,1

 

 

 

48,7

 

 

 

49,3

 

 

 

60,4

 

 

 

65,0

 

 

 

73,4

 

 

 

80,1


«Так, оборот оптовой торговли с 2002 г. по 2008 г. увеличился на 82956,2 млн. руб., а по сравнению с 2007 г. в 2008 г. оборот увеличился на 28611,2 млн. руб. В 2009 году объем оборота оптовой торговли резко снизился из-за экономического кризиса в стране» [14, с. 117].

Стоит обратить внимание, что темпы роста, абсолютные приросты и абсолютное значение 1% прироста неуклонно увеличиваются. Это говорит о том, что после экономического затишья в период 90-х годов (с учетом динамического провала 1998 – 1999 гг.) оборот оптовой торговли с 2000 г. резко начал расти. Данная тенденция сохранялась до 2009 года.

Таб. 3 – Динамика объема оборота оптовой торговли.

Год

Объем оборота оптовой торговли, млн. руб.

Абсолютный прирост, млн. руб. ∆

Абсолютное значение 1% прироста, %

Темп роста, Тр, %

Темп прироста, Тпр, %

   

базисные

цепные

 

базисные

цепные

базисные 

цепные

2001

25310,4

-

-

-

-

-

-

-

2002

28845,8

3535,4

3535,4

288,46

113,97

113,97

13,97

13,97

2003

34151,3

8840,9

5305,5

341,51

134,93

118,39

34,93

18,39

2004

38350,9

13040,5

4199,6

383,51

151,52

112,30

51,52

12,30

2005

48269,8

22959,4

9918,9

482,70

190,71

125,86

90,71

25,86

2006

56816

31505,6

8546,2

568,16

224,48

117,71

124,48

17,71

2007

79655,4

54345

22839,4

796,55

314,71

140,20

214,71

40,20

2008

108266,6

82956,2

28611,2

1082,67

427,76

135,92

327,76

35,92


 

Проанализировав таблицу, можно заметить, что наглядно наблюдается рост объема оборота оптовой торговли в период с 2001 г. по 2008 г., характеризующийся параболической тенденцией (если изобразить динамику объема оборота оптовой торговли графически).

Главными источниками  финансирования организаций оптовой  торговли являются собственные оборотные  средства, кредитные и заемные  средства, финансовые средства клиентов. Причем в 2009 году, по сравнению с предыдущим, доля финансовых средств клиентов снизилась, а доля собственных оборотных средств повысилась. Это можно заметить из нижеприведенной таблицы.

Таб. 4 – Источники финансирования организаций оптовой торговли

(в процентах от  числа обследованных организаций)

 

ӀV квартал

2006

2007

2008

2009

Всего

в том числе:

собственные оборотные средства

кредитные и заемные средства

финансовые средства клиентов

прочие

100

 

50,5

23,7

21,0

4,8

100

 

49,9

12,9

31,6

5,6

100

 

55,4

13,8

29,1

1,7

100

 

61,2

14,6

22,0

2,2


 

Основными факторами, ограничивающими  развитие деятельности организаций оптовой торговли, являются:

    1. недостаточный платежеспособный спрос;
    2. недостаток финансовых средств;
    3. несовершенство нормативно-правовой базы;
    4. недостаток информационного обеспечения;
    5. недобросовестная конкуренция;
    6. высокая арендная плата;
    7. высокие транспортные расходы.

В целом экономическое  положение организаций оптовой  торговли на IV квартал 2009 года в процентах от числа обследованных организаций благоприятное – 8,5 %, удовлетворительное – 72,9 %, неблагоприятное – 18,6 %.

В конце хочется добавить, что из числа субъектов Приволжского федерального округа оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли Оренбургской области в 2009 году достиг 57156,0 млн. руб. что равно 81,1 %. Учитывая, что оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли всего Приволжского федерального округа составил 2528,3 млрд. руб., что равно 85,5 %.

Информация о работе Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности