Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать тенденции развития оптовой торговли и ее влияния на эффективность функционирования потребительского рынка. Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
дать понятие сущности оптовой торговли,
описать формы оптовой торговли;
определить значение оптовой торговли в рыночной экономике;
проанализировать развитие оптовой торговли в Российской Федерации;
дать оценку развития оптовой торговли в Оренбургской области;
выявить проблему развития и повышения функционирования в условиях потребительского рынка;
описать стратегическое направление развития оптовой торговли;
описать меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ.
Введение 3
1. Теоретические аспекты оптовой торговли 5
1.1.Сущность оптовой торговли, ее значение и принципы осуществления 5
1.2.Формы оптовой торговли 8
1.3.Классификация оптовой торговли 12
Анализ современного развития оптовой торговли 16
2.1.Развитие оптовой торговли в РФ 16
2.2.Оценка развития оптовой торговли в Оренбургской области 20
2.3.Проблема развития и повышения функционирования оптовой торговли в условиях российского рынка 23
Оптимизация рынка оптовой торговли 27
3.1.Стратегическое направление развития оптовой торговли 27
3.2.Меры повышения эффективности оптовой торговли на потребительском рынке в РФ 31
Заключение 36
Список используемых источников 38
Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.
Таб. 1 – Оборот оптовой торговли по РФ (в фактически действовавших ценах)
Годы |
Оборот оптовой торговли (млрд. руб.) |
Темп роста (млрд. руб.) |
Темп прироста (%) |
Структурный сдвиг по отношение к 2004 году (%) |
2004 |
11 422,9 |
* |
* |
* |
2005 |
15 626,0 |
4 203,10 |
36,8 |
36,8 |
2006 |
19 921,8 |
4 295,80 |
27,5 |
74,4 |
2007 |
24 015,6 |
4 093,80 |
20,5 |
110,2 |
2008 |
31 136,4 |
7 120,80 |
29,7 |
172,6 |
2009 |
28 072,9 |
- 3 063,50 |
- 9,8 |
145,8 |
Анализ таблицы показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008 г. 31 136 млрд. руб.. Так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%. Но после начавшегося кризиса, постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млр. руб.
«Опрос руководителей свыше 2,6 тыс. организаций оптовой торговли в IV квартале 2010 г. свидетельствует о том, что в данном секторе экономики большинство положительных компенсационных процессов, действовавших в течение всего прошлого года, позитивно отразились на итоговой динамике основных показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли» [17, с.10]. Одними из важнейших моментов, определившие позитивные тенденции в посткризисном становлении оптовой торговли в течение 2010 г., стали существенное оживление общеэкономической конъюнктуры, а также разработка и применение оптовыми структурами эффективных мер для разрешения накопившихся проблем.
Результаты очередного ежеквартального опроса, проведенного Федеральной службой государственной статистики в IV квартале 2010 г., позволяют констатировать дальнейшую стабилизацию ситуации в оптовых фирмах. Несмотря на некоторое ослабление темпов наращивания положительной динамики, вызванное традиционным замедлением деловой активности в конце года на потребительском рынке, основные результатирующие показатели по-прежнему демонстрировали тенденцию к росту. Так, в анализируемом периоде большинство предпринимателей отмечали рост объемов продаж, товарооборота, продолжение расширения номенклатурных позиций товаров в ассортиментной линейке (см. Приложение 2).
При этом наиболее благоприятный деловой климат складывается преимущественно в организациях, реализующих товары социального назначения, а именно: пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия; парфюмерию и косметику; фармацевтические и медицинские товары. В большей мере этому способствовали положительная динамика роста реальных доходов населения, восстановление потребительского кредитования, улучшение внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры в целом.
Происходящие процессы если не нарастали, то позволили сохранить сформировавшийся в III квартале 2010 г. положительный тренд, характеризующий финансовое состояние оптовых фирм. В частности, увеличение прибыли в анализируемом периоде констатировали более трети респондентов (39 %). Между тем финансовая составляющая организаций по-прежнему осложнялась сохраняющимся инерциональным влиянием многочисленных лимитирующих факторов, при этом одними из первых в рейтинге оказались «недостаток финансовых средств», а также «высокий уровень налогов».
К важной положительной тенденции на протяжении 2010 г. также следует отнести достаточно стабильную ситуацию на рынке оптовой торговли.
В целом, очевидно, что вследствие сложившихся благоприятных условий для предпринимательской деятельности оптовикам в течение 2010 г. удалось закрепить свои позиции. «Об этом свидетельствует значение индекса предпринимательской уверенности, которое, несмотря на незначительное снижение, сохранило положительную динамику, составив в IV квартале 2010 г. +3 %» [17, с.11].
Вместе с тем, к одной из наиболее важных и угрожающих тенденций в деятельности торговых организаций, как в IV квартале, так и на протяжении всего 2010 г., следует отнести инфляционную составляющую, основывающуюся на поддерживаемой большинством предпринимателей агрессивной политике ценообразования.
В организациях оптовой торговли шести федеральных округов Российской Федерации наибольшее значение индекса предпринимательской уверенности зафиксировано в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (+6 % соответственно), а наименьшее – в Северо-Западном федеральном округе (+2 %).
Основными источниками финансирования организаций оптовой торговли в 2010 г.( % от общего объема финансирования) являются:
Основными факторами, ограничивающими деятельность организаций оптовой торговли, за 2010 г. являются:
В целом экономическое положение организаций оптовой торговли в 2010 г., (% от общего числа организаций):
2.2. Оценка развития оптовой торговли в Оренбургской области
Исторически процесс
развития товарного хозяйства
Таким образом, оптовый товарооборот является основным показателем, характеризующим эффективность деятельности оптового предприятия.
Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи.
Таб. 2 – Оборот оптовой торговли Оренбургской области (в фактически действующих ценах).
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Общий оборот оптовой торговли, млн. руб. |
28845,8 |
34151,3 |
38350,9 |
48269,8 |
56816,0 |
79655,4 |
108266,6 |
71311,9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Окончание таб. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Оборот оптовой торговли оптовых организаций, млн. руб. |
20805,8 |
25296,4 |
18681,5 |
23779,6 |
34312,0 |
51811,7 |
79464,8 |
57156,0 |
Доля продажи продукции (товаров) организациями оптовой торговли, % |
72,1 |
74,1 |
48,7 |
49,3 |
60,4 |
65,0 |
73,4 |
80,1 |
«Так, оборот оптовой торговли с 2002 г. по 2008 г. увеличился на 82956,2 млн. руб., а по сравнению с 2007 г. в 2008 г. оборот увеличился на 28611,2 млн. руб. В 2009 году объем оборота оптовой торговли резко снизился из-за экономического кризиса в стране» [14, с. 117].
Стоит обратить внимание, что темпы роста, абсолютные приросты и абсолютное значение 1% прироста неуклонно увеличиваются. Это говорит о том, что после экономического затишья в период 90-х годов (с учетом динамического провала 1998 – 1999 гг.) оборот оптовой торговли с 2000 г. резко начал расти. Данная тенденция сохранялась до 2009 года.
Таб. 3 – Динамика объема оборота оптовой торговли.
Год |
Объем оборота оптовой торговли, млн. руб. |
Абсолютный прирост, млн. руб. ∆ |
Абсолютное значение 1% прироста, % |
Темп роста, Тр, % |
Темп прироста, Тпр, % | |||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2001 |
25310,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2002 |
28845,8 |
3535,4 |
3535,4 |
288,46 |
113,97 |
113,97 |
13,97 |
13,97 |
2003 |
34151,3 |
8840,9 |
5305,5 |
341,51 |
134,93 |
118,39 |
34,93 |
18,39 |
2004 |
38350,9 |
13040,5 |
4199,6 |
383,51 |
151,52 |
112,30 |
51,52 |
12,30 |
2005 |
48269,8 |
22959,4 |
9918,9 |
482,70 |
190,71 |
125,86 |
90,71 |
25,86 |
2006 |
56816 |
31505,6 |
8546,2 |
568,16 |
224,48 |
117,71 |
124,48 |
17,71 |
2007 |
79655,4 |
54345 |
22839,4 |
796,55 |
314,71 |
140,20 |
214,71 |
40,20 |
2008 |
108266,6 |
82956,2 |
28611,2 |
1082,67 |
427,76 |
135,92 |
327,76 |
35,92 |
Проанализировав таблицу, можно заметить, что наглядно наблюдается рост объема оборота оптовой торговли в период с 2001 г. по 2008 г., характеризующийся параболической тенденцией (если изобразить динамику объема оборота оптовой торговли графически).
Главными источниками финансирования организаций оптовой торговли являются собственные оборотные средства, кредитные и заемные средства, финансовые средства клиентов. Причем в 2009 году, по сравнению с предыдущим, доля финансовых средств клиентов снизилась, а доля собственных оборотных средств повысилась. Это можно заметить из нижеприведенной таблицы.
Таб. 4 – Источники финансирования организаций оптовой торговли
(в процентах от
числа обследованных
ӀV квартал | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего в том числе: собственные оборотные средства кредитные и заемные средства финансовые средства клиентов прочие |
100
50,5 23,7 21,0 4,8 |
100
49,9 12,9 31,6 5,6 |
100
55,4 13,8 29,1 1,7 |
100
61,2 14,6 22,0 2,2 |
Основными факторами, ограничивающими развитие деятельности организаций оптовой торговли, являются:
В целом экономическое положение организаций оптовой торговли на IV квартал 2009 года в процентах от числа обследованных организаций благоприятное – 8,5 %, удовлетворительное – 72,9 %, неблагоприятное – 18,6 %.
В конце хочется добавить, что из числа субъектов Приволжского федерального округа оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли Оренбургской области в 2009 году достиг 57156,0 млн. руб. что равно 81,1 %. Учитывая, что оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли всего Приволжского федерального округа составил 2528,3 млрд. руб., что равно 85,5 %.
Информация о работе Оптовая торговля, ее роль в повышение эффективности