Международная и отечественная сертификация

Автор: Валя Андреева, 11 Октября 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы - международная и отечественная сертификация. В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов сертификации, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Цель работы – изучение темы Российская и международная система сертификации качества как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Российской и международной системам сертификации качества;
2. Выявить основную проблему системы сертификации качества в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем
4.Обозначить тенденции развития тематики Российская и международная система сертификации качества.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Содержание

Теоретическая часть…………………………………………………………..2
Цели и задачи курсовой работы……………………………………………2
Введение……………………………………………………………………..3
Международная сертификация……………………………………………..7
Состав и принципы работы ISO………………………………………7
Деятельность ISO в области сертификации…………………………14
Отечественная сертификация………………………………………………17
Ситуация в России…………………………………………………….17
Правила проведения сертификации в РФ……………………………20
Качество продукции и защита потребителей………………………..25
Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации………………………………………………………….26
2.Практическая часть. Анализ стандартов (ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями», ГОСТ 698-84«Баранина тушеная. Технические условия», ГОСТ Р 1.5 -2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»)……………………………………………………...30
3. Библиографический список…………………………………………………..45
4.Приложения

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК (Восстановлен).docx

— 83.58 Кб (Скачать)

    Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения, потребитель  обязательно должен располагать  информацией об изготовителе, поэтому  Закон "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителя  на информацию о предприятии —  изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который  производит и продает товар.

    Потребитель должен знать свои права и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев  подделки представляют опасность для  жизни и здоровья, а в их производстве нередко просматривается организованная преступность. В этой связи Законом  усилена государственная защита прав потребителей путем расширения полномочий таких федеральных органов  управления, как: Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства, Госстандарт РФ, Минздрав РФ и др. Они получили право в пределах своей компетенции осуществлять контроль за соблюдением изготовителями (продавцами) требований к безопасности продукции (работ, услуг); требовать  устранения недостатков или снимать  подобные товары с производства, запрещать  реализацию продукции и услуг, предписывать прекращение работ; предписывать запрещение реализации товаров с истекшим сроком годности, а также при отсутствии достоверной информации о них.

1.4.4 Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации

    Обязательное подтверждение соответствия осуществляется органами сертификации, испытательными лабораториями и центрами.

    Орган по сертификации (ОС) выполняет следующие функции:

  • привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;
  • осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
  • ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
  • информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
  • приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
  • обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
  • устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

    ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

    Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:

  • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
  • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
  • опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
  • готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
  • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

    В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении.

    Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС). Например, функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

    В обязанности ЦОСа входит:

  • организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;
  • рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).

    Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, то есть компетентности зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

    Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации.

    Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, образовавшими данную систему.

    Орган по добровольной сертификации:

  • осуществляет подтверждение объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если присвоение знака соответствия предусмотрено системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

    Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

    ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.

    Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва».

    В нacтoящee врeмя Рoccия учacтвуeт в 157-ми мeждунaрoдных cиcтeмaх ceртификaции(см. приложение 1). 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  часть

      Проведен анализ на предмет  требованиям ГОСТ 10853-88 «Семена масличные.  Метод определения зараженности  вредителями », ГОСТ 698-84 «Баранина тушеная.Технические условия», ГОСТу Р 1.5 – 2004 «Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации»

Данные  представлены в таблице 1.

   Таблица 1 - анализ на предмет требованиям  ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями», а также», ГОСТ 698-84 «Баранина тушеная.Технические условия», ГОСТу Р 1.5 – 2004 «Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»

ГОСТ  Р 1.5 - 2004 ГОСТ  10853-88 ГОСТ 698-84
1 2 3
Титульный лист и предисловие
1.На  титульном листе национального  стандарта Российской Федерации  приводят следующие данные: полное  наименование национального органа  Российской Федерации по стандартизации  и его логотип, обозначение  стандарта, его статус: «Национальный  стандарт Российской Федерации», наименование стандарта, слова  «Издание официальное» и выходные  сведения об издательстве по  ГОСТ 7.4 (пункт 3.3.6); 1. Оформление титульной страницы не соответствует

правилам

ГОСТа Р 1.5 – 2004.

1. Оформление титульной страницы не соответствует

        правилам

ГОСТа Р 1.5 – 2004.

2.  Предисловие размещают на следующей  странице после титульного листа и начинают с соответствующего заголовка, который помещают в верхней части страницы, посередине, записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом; 
2. Заголовок  «Предисловие» заменен фразой «Информационные

данные». В остальном данный пункт соответствует  ГОСТу Р 1.5 – 2004.

2. Заголовок  «Предисловие» заменен фразой «Информационные

данные». В остальном данный пункт соответствует  ГОСТу Р 1.5 – 2004.

3. В  предисловии стандарта приводят  сведения об организации работ  по национальной стандартизации  в Российской Федерации и общие  сведения о данном стандарте; 3. Общие сведения  о данном стандарте присутствуют. 3. Общие сведения  о данном стандарте отсутствуют.
4. Общие  сведения о стандарте, приводимые  в его предисловии, размещают  после заголовка «Сведения о  стандарте», нумеруют арабскими  цифрами (1, 2, 3 и т. д.) и располагают  в следующей последовательности  с использованием приведенных  ниже типовых формулировок:

а) сведения о разработке стандарта и внесении его для утверждения :

«1 РАЗРАБОТАН»

«2 ВНЕСЕН»

б) сведения об утверждении стандарта и введении его в действие:

« УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ»

в) сведения о гармонизации стандарта на международном  или региональном уровне

(о применении  при разработке стандарта международного, регионального, национального стандарта  или другого аналогичного документа  в соответствии с разделом 8);

г) сведения о реализации в стандарте норм федерального(ых) закона(ов) и/или технического(их) регламента(ов):

«В настоящем  стандарте реализованы нормы _______

наименование  закона

(регламента)

д) сведения о стандарте (стандартах), взамен которого (которых) разработан утвержденный стандарт:

«ВЗАМЕН _____________________,

обозначение стандарта

или ВЗАМЕН__________

в части_______, обозначение стандарта

или сведения о том, что стандарт вводится впервые:

«ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ»;

е) сведения о переиздании стандарта:

«ПЕРЕИЗДАНИЕ _______________

месяц, год

или сведения о новом издании стандарта:

«ИЗДАНИЕ______С  ИЗМЕНЕНИЕМ ______________»;

ж) сведения о порядке опубликовании информации об изменениях к стандарту, его пересмотре или отмене: «Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется  в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет»;

4. Заголовок  «Сведения о стандарте» отсутствует.  Сведения о стандарте не пронумерованы арабскими цифрами. Пункты «РАЗРАБОТАН» и «ВНЕСЕН» «РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН». Пункт б и д оформлен в соответствии с ГОСТом Р 1.5 – 2004. Пункты в и г отсутствуют. Пункт е и ж отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Заголовок  «Сведения о стандарте» отсутствует.  Сведения о стандарте пронумерованы  арабскими цифрами. Пункты «РАЗРАБОТАН»  и «ВНЕСЕН» объединены в один  «РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН». Пункт б и д оформлен в соответствии с ГОСТом Р 1.5 – 2004. Пункты в и г отсутствуют. Пункт е оформлен в соответствии с ГОСТом Р 1.5 – 2004. Пункт ж отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

.

5. Сведения, приводимые в соответствии с  перечислениями б, в, г, д,  е нумеруют как отдельные пункты; 5. Данный пункт  оформлен в соответствии с  ГОСТом Р 1.5 – 2004 5. Данный пункт  оформлен в соответствии с  ГОСТом Р 1.5 – 2004
6. При  необходимости в предисловии  могут быть включены дополнительные  сведения, в частности информация  об использованном при разработке стандарта изобретении (полезной модели, промышленном образце), которое защищено патентом; 6. Дополнительные  сведения отсутствуют. 6. Дополнительные  сведения отсутствуют.
7. При  необходимости несколько стандартов  могут быть изданы под общим  наименованием. При этом в сборник  стандартов дополнительно включают  специальный титульный лист,

             а также элемент

«Содержание».

7. Данный пункт  отсутствует. 7. Данный пункт  отсутствует.
Элемент «Термины и определения»
1.Элемент  «Термины и определения» включают  в стандарт для определения  терминов, не стандартизованных  в Российской Федерации на  национальном уровне. 1. Данный пункт  отсутствует. 1. Данный пункт  отсутствует.
2. Если  в стандарте необходимо использовать  значительное количество (более  пяти) обозначений и/или сокращений, то для их установления используют  один из следующих элементов стандарта: «Обозначения и сокращения», «Обозначения», «Сокращения». 2. Эти элементы  отсутствуют. 2. Эти элементы  отсутствуют.
Элемент «Нормативные ссылки»
1.Элемент  «Нормативные ссылки» приводят  в стандарте, если в тексте  данного стандарта даны нормативные  ссылки (ссылка) на другие национальные  стандарты Российской Федерации  и/ или действующие в этом  качестве межгосударственные и  иные стандарты, а также на  межгосударственные и общероссийские  классификаторы

технико - экономической и социальной информации;

1. Данный элемент  присутствует

в ГОСТе  6822 - 67

1. Данный элемент  присутствует

в ГОСТе  4495 - 87

2. Перечень  ссылочных нормативных документов  начинают со слов: «В настоящем  стандарте использованы нормативные  ссылки на следующие стандарты  и/или классификаторы». 2. Данное утверждение  отсутствует. 2. Данное утверждение  отсутствует.
3. Элемент  «Нормативные ссылки» оформляют  в виде раздела 2. В нем приводят  перечень ссылочных документов  в области стандартизации, который  излагают в следующем порядке:
  • Национальные стандарты РФ;
  • Республиканские стандарты РСФСР;
  • Межгосударственные стандарты;
  • Стандарты СЭВ;
  • Общероссийские классификаторы;
  • Межгосударственные классификаторы.
3. Пункт не соответствует ГОСТу Р 1.5 – 2004. 3. Пункт не соответствует ГОСТу Р 1.5 – 2004.
4. В перечне ссылочных нормативных документов указывают полные обозначения этих документов с цифрами года принятия и их наименования, размещенная эти документы в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений и в той же последовательности, в которой данные документы приведены в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» в части, содержащей общий перечень обозначений соответствующих документов. При этом аббревиатуры, которые применены в указателе для групповых заголовков наименований стандартов, входящих в системы общетехнических и организационно – технических стандартов, должны быть расшифрованы. 4. В ГОСТе 10853-88 отсутствуют наименования нормативных документов, аббревиатуры также отсутствуют. В остальном пункт оформлен в соответствии с ГОСТом Р 1.5 – 2004. 4. В ГОСТе 698-84 отсутствуют наименования нормативных документов, аббревиатуры также отсутствуют. В остальном пункт оформлен в соответствии с ГОСТом Р 1.5 – 2004.
5. После  перечня ссылочных нормативных  документов приводят примечание  со следующей информацией: «При  пользовании настоящим стандартом  целесообразно проверить действие  ссылочных стандартов и классификаторов  в информационной системе общего  пользования – на официальном  сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочной документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку». 5. В данном  ГОСТе отсутствует подобное примечание. 5. В данном  ГОСТе отсутствует подобное примечание.
Правила изложения стандарта
1.В  стандарте допускаются нормативные  ссылки на другие национальные  стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, действующие в качестве национальных стандартов Российской Федерации,

а также  на общероссийские и межгосударственные классификаторы;

1. В стандарте  допускаются нормативные ссылки  на другие национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты. 1. В стандарте  допускаются нормативные ссылки  на другие национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты.
2.  В стандартах допускаются справочные  ссылки на правила и рекомендации  по стандартизации, а также на  иные нормативные документы, принятые  федеральными органами исполнительной  власти. При этом приводят смысловое  содержание документа, краткое  наименование принявшего (утвердившего) его органа и помещенный в  квадратные скобки очередной  порядковый номер по перечню  справочных ссылочных документов, приведенному в дополнительном  элементе «Библиография»; 2. В стандарте  присутствуют справочные ссылки  на правила и рекомендации  по стандартизации, а также на  нормативные документы, принятые  федеральными органами исполнительной  власти. 2. В стандарте  присутствуют справочные ссылки  на правила и рекомендации  по стандартизации, а также на  нормативные документы, принятые  федеральными органами исполнительной  власти.
3. В  стандартах не допускаются ссылки  на стандарты организаций, отраслей, общественных объединений, предприятий, технические условия, статьи, различные отчеты, монографии, справочники и другие документы, которые не относятся к общедоступным нормативным документам, принятым (признанным) федеральными органами законодательной или исполнительной власти; 3.Сссылки на  стандарты организаций, отраслей, общественных объединений, предприятий, технические условия, статьи, различные отчеты, монографии, справочники и другие документы, которые не относятся к общедоступным нормативным документам, принятым (признанным) федеральными органами законодательной или исполнительной власти отсутствуют. 3.Сссылки на  стандарты организаций, отраслей, общественных объединений, предприятий, технические условия, статьи, различные отчеты, монографии, справочники и другие документы, которые не относятся к общедоступным нормативным документам, принятым (признанным) федеральными органами законодательной или исполнительной власти отсутствуют.
4. В  стандарте могут быть использованы  условные обозначения, изображения  и знаки, установленные в других  национальных стандартах Российской  Федерации. Если условные обозначения, изображения или знаки не установлены другими национальными стандартами Российской Федерации или действующими в этом качестве межгосударственными стандартами, эти условные обозначения, изображения , знаки поясняют в тексте или в разделе «Обозначения и сокращения», оформляемом в соответствии с ГОСТ 1.5 4. В стандарте  не использовались условные обозначения,  изображения и знаки, установленные в других национальных стандартах Российской Федерации. 4. В стандарте  не использовались условные обозначения,  изображения и знаки, установленные в других национальных стандартах Российской Федерации.
Правила оформления стандартов
1. При  оформлении проекта стандарта  и при подготовке к опубликовании  утвержденного стандарта применяют  соответствующие правила. При  этом допускается использование  гарнитуры шрифта Times New Roman; 1. В данном  стандарте использовалась гарнитура  шрифта Times New Roman. 1. В данном  стандарте использовалась гарнитура  шрифта Times New Roman.
2. При  оформлении проекта стандарта  поле с правой стороны текста  должно быть шириной не менее  10мм, а сверху и снизу – не  менее 20мм; 2. Данный пункт  оформлен в соответствии с  ГОСТом Р 1.5 – 2004. 2. Данный пункт  оформлен в соответствии с  ГОСТом Р 1.5 – 2004.
3. Страницы  стандарта, на которых размещают  элементы: «Предисловие», «Содержание», «Введение», нумеруют римскими цифрами,  начиная с номера «II»; 3. Нумерация  римскими цифрами отсутствует. 3. Нумерация  римскими цифрами отсутствует.
4. На  лицевой стороне титульного листа  стандарта номера страницы не  проставляют; 4. Данный пункт  оформлен в соответствии с  ГОСТом Р 1.5 – 2004. 4. Данный пункт  оформлен в соответствии с  ГОСТом Р 1.5 – 2004.
Элемент «Библиография»
В стандарт могут включать такой элемент  как библиография,

который излагают и оформляют с соблюдением  соответствующих правил;

Этот элемент  отсутствует в данном ГОСТе. 
Этот элемент  отсутствует в данном ГОСТе. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение. 

      Как уже было упомянуто, существует обязательная и добровольная сертификация. Соотношение  добровольной и обязательной сертификации в России и дальнем зарубежье  противоположное. За рубежом наличие  сертификата прямо связано с  обеспечением продаж. Вряд ли кто представит на рынок товар без сертификата  – при отсутствии товарного дефицита и наличии конкуренции. Никто  не будет покупать ни за какие деньги «кота в мешке». В условиях кризиса  экономики России национальным бедствием  стало распространение опасной  продукции, поэтому одной и первоочередных проблем экономики является внедрение  обязательной сертификации.

      В данной работе было рассмотрено, что  документами, подтверждающими соответствие ввозимой продукции установленным  требованиям, являются сертификаты  системы сертификации ГОСТ Р.

      При заключении контрактов на поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации, в них  должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака  соответствия, выданных в соответствии с действующим порядком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Федеральный закон « О техническом регулировании»
  2. ГОСТ Р 1.5 – 2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»
  3. ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями»
  4. ГОСТ 698-84 «Баранина тушеная. Технические условия»
  5. Боларев Б. П. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством : контрол. задания, метод. указания и примеры выполнения заданий : учеб.-метод. пособие / Б. П. Боларев ; М-во экон. развития и торговли Рос. Федерации, Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск : КГТЭИ, 2001. - 80 с.
  6. Никифоров А. Д. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для сред. проф. образования / А. Д. Никифоров, Т. А. Бакиев. - Изд. 3-е, испр. - М. : Высш. шк., 2005. - 422 с. Библиогр.: с. 420.
  7. Клевлеев В.М., Кузнецова И.А., Попов Ю.П. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003. – 256с.
  8. Крылова Г.Д.  Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 711с.
  9. Лифиц И. М. Стандартизация и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2004. – 330с.
  10. Кошевая И.П. Стандартизация, метрология и сертификация/ И.П. Кошевая, А.А.Канке – М. : 2008.-165с.
  11. Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.с 9-15;
  12. Информационные ресурсы с сайта http://www.vsegost.com/
  13. Информационные ресурсы с сайта www.sibcertifika.ru

Информация о работе Международная и отечественная сертификация