Международная и отечественная сертификация

Автор: Валя Андреева, 11 Октября 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы - международная и отечественная сертификация. В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов сертификации, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Цель работы – изучение темы Российская и международная система сертификации качества как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Российской и международной системам сертификации качества;
2. Выявить основную проблему системы сертификации качества в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем
4.Обозначить тенденции развития тематики Российская и международная система сертификации качества.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Содержание

Теоретическая часть…………………………………………………………..2
Цели и задачи курсовой работы……………………………………………2
Введение……………………………………………………………………..3
Международная сертификация……………………………………………..7
Состав и принципы работы ISO………………………………………7
Деятельность ISO в области сертификации…………………………14
Отечественная сертификация………………………………………………17
Ситуация в России…………………………………………………….17
Правила проведения сертификации в РФ……………………………20
Качество продукции и защита потребителей………………………..25
Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации………………………………………………………….26
2.Практическая часть. Анализ стандартов (ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями», ГОСТ 698-84«Баранина тушеная. Технические условия», ГОСТ Р 1.5 -2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»)……………………………………………………...30
3. Библиографический список…………………………………………………..45
4.Приложения

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК (Восстановлен).docx

— 83.58 Кб (Скачать)
 

    Оглавление

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………..2
    1. Цели и задачи курсовой работы……………………………………………2
    2. Введение……………………………………………………………………..3
    3. Международная сертификация……………………………………………..7
      1. Состав и принципы работы ISO………………………………………7
      2. Деятельность ISO в области сертификации…………………………14
    4. Отечественная сертификация………………………………………………17
      1. Ситуация в России…………………………………………………….17
      2. Правила проведения сертификации в РФ……………………………20
      3. Качество продукции и защита потребителей………………………..25
      4. Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации………………………………………………………….26

2.Практическая  часть. Анализ стандартов (ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями», ГОСТ 698-84«Баранина тушеная. Технические условия», ГОСТ Р 1.5 -2004  «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»)……………………………………………………...30

3. Библиографический список…………………………………………………..45

4.Приложения 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретическая часть.

1.1 Цели и задачи  курсовой работы

    Тема  курсовой работы -  международная  и отечественная сертификация. В  настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов сертификации, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

    Цель  работы – изучение темы Российская и международная система сертификации качества как с российской, так и с зарубежной точек зрения.

    Поставленная  цель определяет задачи исследования:

    1. Рассмотреть теоретические подходы к Российской и международной системам сертификации качества;

    2. Выявить основную проблему системы сертификации качества в современных условиях;

    3. Показать пути решения выявленных  проблем

    4.Обозначить тенденции развития тематики Российская и международная система сертификации качества.

    Работа  состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 

1.2 Введение

    Как на отечественном, так и на зарубежном рынке присутствуют множество товаров  как высокого так и низкого  качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя  и продавца некачественной или фальсифицированной продукции  призвана сертификация.

    Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

    Сертификат (лат. certum – верно + facere – делать) означает «сделано верно». Сертификация представляет собой деятельность направленную на установление и подтверждения соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям.

    Сертификация продукции является одним из путей обеспечения высокого качества продукции, повышения научного и торгово-экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними.

    В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.

    Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).

    Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

    Сертификация  направлена на достижение следующих  целей: содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги); защита потребителя  от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем); создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

    При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:

    1. Законодательная основа сертификации.

    2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации  участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм  собственности (в том числе  других стран), признающие и выполняющие  ее правила.)

    3. Гармонизация правил и рекомендаций  по сертификации с международными  нормами и правилами. (Гармонизация  является условием признания  сертификатов и знаков соответствия  за рубежом, тесного взаимодействия  с международными, региональными  и национальными системами сертификации  других стран.)

    4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться  информирование всех ее участников  — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также  всех других заинтересованных  сторон —  общественных организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.)

    В соответствии с законодательством  сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

    Обязательная  сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции  обязательным требованиям, установленным  законодательством.

    Обязательная  сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами, т.е. законами и нормативными актами. Отсюда второе наименование обязательной сертификации —«сертификация в законодательно регулируемой сфере». При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории страны или государства.

    Добровольная  сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции  и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

    Добровольная  сертификация в России проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

    Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

    Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в ТВ России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертификацию.

    В России кровно заинтересованы в добровольной сертификации продукции лишь российские экспортеры. По мере ужесточения конкуренции  на рынке будет возрастать потребность  в добровольной сертификации.

    В тех случаях, когда продукция  может представлять опасность для  жизни и здоровья человека, его  имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно государством.

    Коренное  повышение качества продукции в  современных условиях является одной  из ключевых экономических и политических задач. Именно поэтому на ее решение  направлена совокупность таких мер, как стандартизация, государственный  надзор за ее качеством, совершенствование  системы разработки и постановки продукции на производство, организация  всесторонних испытаний продукции, наконец, её сертификация.

    Таким образом, сертификация призвана защитить потребителя от некачественной и  опасной продукции, предоставляя достоверную  объективную и точную информацию об ее качестве, освобождая тем самым  покупателя от необходимости самостоятельно проводить сложную и трудоемкую оценку качества продукции.

    Сертификация  в настоящее время является наиболее эффективной формой подтверждения  произведенной продукции или  услуги установленным на них требованиям  и повышения их конкурентоспособности  как на внутреннем так и на внешнем  рынках того или иного государства.

 

    

    1.3 Международная сертификация

    Вопросами сертификации в настоящее время  занимаются такие организации, как: Международная организация по стандартизации (ИСО), в частности, её Комитет по оценке соответствия ИСО/КАСКО, Международная электротехническая комиссия (МЭК) и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования (СЕЕ); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Международный торговый центр (МТЦ); Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) и др.

    1.3.1 Состав  принципы  работы ISO

    Международная организация по стандартизации (ISO) своими разработками содействует гармонизации процедуры сертификации, что, в свою очередь, делает возможным взаимное признание ISO содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют. В области сертификации ISO сотрудничает с МЭК, о чем говорят многие совместные руководства. Основополагающим руководством в области сертификации считается руководство ISO/МЭК 28 "Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной", содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификации.

    ISO совместно с МЭК разработали ряд руководств, регламентирующих деятельность в области сертификации: руководство ISO/МЭК-2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности", руководство ISO/МЭК-7 "Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий", руководство ISO /МЭК-16 "Свод правил по системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов", руководство ISO/МЭК-22 "Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям" и ряд других руководств (всего свыше 20).

Информация о работе Международная и отечественная сертификация