Международная и отечественная сертификация

Автор: Валя Андреева, 11 Октября 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы - международная и отечественная сертификация. В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов сертификации, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Цель работы – изучение темы Российская и международная система сертификации качества как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Российской и международной системам сертификации качества;
2. Выявить основную проблему системы сертификации качества в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем
4.Обозначить тенденции развития тематики Российская и международная система сертификации качества.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Содержание

Теоретическая часть…………………………………………………………..2
Цели и задачи курсовой работы……………………………………………2
Введение……………………………………………………………………..3
Международная сертификация……………………………………………..7
Состав и принципы работы ISO………………………………………7
Деятельность ISO в области сертификации…………………………14
Отечественная сертификация………………………………………………17
Ситуация в России…………………………………………………….17
Правила проведения сертификации в РФ……………………………20
Качество продукции и защита потребителей………………………..25
Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации………………………………………………………….26
2.Практическая часть. Анализ стандартов (ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями», ГОСТ 698-84«Баранина тушеная. Технические условия», ГОСТ Р 1.5 -2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»)……………………………………………………...30
3. Библиографический список…………………………………………………..45
4.Приложения

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК (Восстановлен).docx

— 83.58 Кб (Скачать)

    По  заказу Международной конференции  по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ISO/МЭК разработано руководство 43 "Квалификационные испытания лабораторий", которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории и прочее.

    Международная электротехническая комиссия (МЭК) в  отличие от ISO, занимающейся исключительно методологическими проблемами, разработала международные системы сертификации и разрабатывает стандарты, в частности, по безопасности, которые применяются как нормативная база при испытаниях и сертификации соответствующей продукции.

    Этой  организацией в 1985 г. создана Международная  система МЭК (МЭКСЭ) сертификации электрооборудования  на соответствие стандартам безопасности, объединяющая 34 страны (в том числе  Россию).

    Европейская экономическая комиссия ООН приняла  рекомендации "Признание результатов  испытаний", направленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям  о взаимном признании. Этот документ сыграл положительную роль в совершенствовании  практики аккредитации испытательных  лабораторий.

    Важным  достижением в работе ЕЭК по сертификации считается принятие (1988 г.) Рекомендаций "Разработка и содействие заключению международных соглашений по сертификации". Согласно этому документу правительства  стран — членов ЕЭК должны содействовать  заключению дву- и многосторонних соглашений о взаимном признании систем сертификации.

    В рамках ЕЭК ООН действует система  омологации (сертификации) оборудования дорожных транспортных средств на соответствие установленным правилам.

    Международная конференция по аккредитации испытательных  лабораторий (ИЛАК) была впервые созвана  в 1977 г. (Копенгаген, Дания).

    Целью работы конференции является значительное сокращение технических барьеров в  торговле путем аккредитации испытательных  лабораторий на основе согласованных  на международном уровне принципов  и процедур, что является важнейшим  шагом для установления взаимного  доверия к результатам испытаний.

    В рамках ИЛАК предусматривается два  вида международных соглашений:

    соглашение  по взаимному признанию протоколов испытаний, сертификатов без аккредитации лабораторий;

    соглашение  по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных  лабораторий (с распространением признания  и на сертификаты).

    ИЛАК  не является международной организацией со всеми соответствующими характеристиками - уставом, правилами процедуры, постоянным секретариатом, бюджетом и т. п., а  представляет собой международный  форум, в работе которого принимают  участие специалисты отдельных  стран и международные организации, поставившие своей целью обмен  информацией и опытом по юридическим  и техническим аспектам, возникающим  при взаимном признании результатов  испытаний продукции, являющейся предметом  международной торговли.

    Рабочими  органами ИЛАК являются комитеты по: проведению конференций; прикладному применению аккредитации в торговле; практике аккредитации; практической работе лабораторий; а также редакционный комитет. Для  решения конкретных проблем создаются  рабочие органы – целевые группы, которые тесно сотрудничают с  ISO и МЭК.

    Задачами  ИЛАК являются: обмен информацией  и опытом по системам аккредитации испытательных лабораторий и  оценке качества результатов испытаний; содействие взаимному признанию  результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями, путем заключения двусторонних и  многосторонних соглашений по признанию  систем аккредитации лабораторий; сотрудничество с заинтересованными международными организациями по вопросам, касающимся аккредитации испытательных лабораторий.

    Важным  направлением работы ИЛАК является разработка рекомендаций по качеству испытаний, проводимых испытательными лабораториями.

    Наиболее  авторитетными международными системами  аккредитации в рамках ИЛАК являются: Система аккредитации МЭКСЭ, Федерация  ассоциаций по маслам, семенам и жирам (FOSFA International), Международная организация по текстильным изделиям из шерсти (Interwoollabs), Судовой Регистр Ллойда.

    Хотя  международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако, соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.

    Организационная структура ISO

      
 
 
 

    

    

    

      

    

      

      
 

      
 
 

    Организационно  в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы:

    - Генеральная ассамблея (высший  орган);

    - Совет;

    - Техническое руководящее бюро.

    Рабочие органы:

    - технические комитеты (ТК);

    - подкомитеты;

    - технические консультативные группы (ТКГ).

    Генеральная ассамблея  - это собрание должностных  лиц и делегатов, назначенных  комитетами-членами. Всего в составе  ISO более 80 комитетов-членов. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO, быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи.

    Совет руководит работой ISO в перерывах  между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов – членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

    Совету  ISO подчиняются семь комитетов:

  • ПЛАКО (Техническое бюро);
  • СТАКО (Комитет по изучению научных принципов стандартизации);
  • КАСКО (Комитет по оценке соответствия);
  • ИНФКО (Комитет по научно-технической информации);
  • ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам);
  • КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потребителей);
  • РЕМКО (Комитет по стандартным образцам).

    ISO трактует понятие «стандарт», как технические условия или другой документ, рассчитанный на специалистов, соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным                                                                  органом.

    Основное  назначение международных стандартов – это создание на международном  уровне единой методической основы для  разработки новых и совершенствование  действующих систем качества и их сертификации.

    В последние годы ISO уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ISO учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

    В стратегии последних лет ISO уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

    Стандарты ISO, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

    Пользователи  международных стандартов ISO – промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

    Международные стандарты ISO не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ISO связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ISO.

    По  своему содержанию стандарты ISO отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

    Таким образом на практике реализуется  принцип: “ Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду”.

    Международные стандарты стали эффективным  средством устранения технических  барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень  и качество изделий.

    За  последние пять лет уровень использования  международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как  машиностроение, металлургия, транспорт  и связь – превысил 40%.

    Перспективные задачи ISO:

    ISO определила свои задачи, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

    · установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

    · снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности  работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и  телекоммуникаций;

    · оказание эффективного содействия Всемирной  торговой организации путем внедрения  программы, ориентированной на постепенную  переработку технических условий  на поставку товаров в стандарты ISO;

    · стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше про­граммы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений  с ВТО на условиях оказания необходимой  технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

    · забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся  странах, где главное внимание уделяется  выравниванию уровней стандартизации.

Информация о работе Международная и отечественная сертификация