Международная и отечественная сертификация

Автор: Валя Андреева, 11 Октября 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы - международная и отечественная сертификация. В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов сертификации, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Цель работы – изучение темы Российская и международная система сертификации качества как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Российской и международной системам сертификации качества;
2. Выявить основную проблему системы сертификации качества в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем
4.Обозначить тенденции развития тематики Российская и международная система сертификации качества.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Содержание

Теоретическая часть…………………………………………………………..2
Цели и задачи курсовой работы……………………………………………2
Введение……………………………………………………………………..3
Международная сертификация……………………………………………..7
Состав и принципы работы ISO………………………………………7
Деятельность ISO в области сертификации…………………………14
Отечественная сертификация………………………………………………17
Ситуация в России…………………………………………………….17
Правила проведения сертификации в РФ……………………………20
Качество продукции и защита потребителей………………………..25
Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации………………………………………………………….26
2.Практическая часть. Анализ стандартов (ГОСТ 10853-88 «Семена масличные. Метод определения зараженности вредителями», ГОСТ 698-84«Баранина тушеная. Технические условия», ГОСТ Р 1.5 -2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»)……………………………………………………...30
3. Библиографический список…………………………………………………..45
4.Приложения

Работа содержит 1 файл

ТИТУЛЬНИК (Восстановлен).docx

— 83.58 Кб (Скачать)

    В дальнейшем ISO планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ISO, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

    Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут  применяться стандарты серии 9000.

    1.3.2 Деятельность ISO в области сертификации.

    Основная  деятельность ISO по сертификации - это  организационно-методическое обеспечение. Комитет Совета ISO сертификации СЕРТИКО  создан в начале 70-х годов. В настоящее  время вопросы сертификации в ISO решает Комитет Совета ISO по оценке соответствия (КАСКО). Основным итогом работы СЕРТИКО было издание совместно  с МЭК, Международным торговым центром, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКДАТ) и ГАТТ / ВТО материалов специального исследования "Сертификация. Принципы и практика "Этим фактом было закреплено возрастание роли сертификации в  международной торговле. Единые организационно-методические документы по сертификации, которые  разработанные и разрабатываемые ISO, способствуют гармонизации процедуры  сертификации, что, в свою очередь, делает возможным взаимное определение  результатов сертификации даже при  различиях в национальных законодательных  положениях. ISO содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в странах, где они пока отсутствуют.

    КАСКО разработал общие принципы организации  работ по сертификации: подготовлено руководством ISO / IEC 16 "свод правил по системе сертификации третьей стороной на базе действующих стандартов." Этот документ устанавливает, что системы сертификации, разработанные странами-членами ISO и IEC на национальном, региональном или международном уровне, должны по возможности опираться на требования международных стандартов ISO и IEC.

    При наличии или при разработке двумя  или более государствами-членами ISO и IEC двух или более систем сертификации на одну и ту же продукцию или  группу изделий, они должны заключать  между собой соглашения, основанные на равенстве прав и обязанностей. Технической стороной таких соглашений является соответствующий международный  стандарт.

    В работе КАСКО участвуют более 50 стран, более 20 стран являются наблюдателями.

    Основные  направления деятельности Комитета:

    • изучение методов оценки соответствия продукции и систем обеспечения  качества установленным требованиям  в различных странах;

    • подготовка руководства по испытаниям, инспекционного контроля и сертификации продукции, процессов, служб, а также  о деятельности и оценки испытательных  лабораторий, органов по сертификации и систем обеспечения качества;

    • содействие взаимному определению  и принятию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также  использованию международных стандартов, направленных на испытания, контроль, сертификацию, системы качества и  т.д.

    В области сертификации ISO сотрудничает с IEC, о чем свидетельствует значительное количество общих руководств.

    В международной практике широко используется документ, известный как "декларация производителя". Это методическое руководство ISO / IEC 22 "Информация о  заявлении изготовителя о соответствии продукции стандартам или другим нормативным документам", которое  является основным документом при самосертификации.

    Для решения вопросов, подлежащей сертификации, кем она проводится и кому она  нужна, как лучше донести информацию о соответствии продукии требованиям  стан-тов и покупателя, потребителя или правительственных организаций было разработано руководство ISO / IEC 23 "Методы заключения соответствия стандартам для систем сертификации третьей стороной ". Разработав отдельные методични принципы и указания по различным аспектам сертификации, КАСКО перешел к созданию документа, определяющего су-совокупность свойств и признаков системы сертификации третьей стороной. С этой целью им была разработана руководство ISO / IEC 28 "Общие правила для модели системы сертификации продукции третьей стороной". Это Руководство широко применяется в работах по сертификации на международном и национальном уровнях, а рекомендованные методические принципы и процедуры стали основой для разработки конкретных программ сертификации в разных странах мира. В развитие этого документа были приняты Руководство 38-40, в которых изложены общие требования к органам сертификации и надзо-ду, а также испытательных лабораторий. Одно из важных требований к лаборатории - наличие системы обеспечения качества работы. Скаддови этой системы изложены в форме руководство для персонала лаборатории и включают:

    1. Организационную схему лаборатории;

    2. Перечень функциональных обязанностей  подразделений и услуг, предоставляемых  лаборатория;

    3. Общие процедуры обеспечения  качества работы;

    4. Меры обеспечения качества каждого  вида испытаний.

    5. Наличие стандартов, справочников, методических разработок, инструкций  и под.;

    6. Организация получения информации  от клиентов;

    7. Документ о порядке рассмотрения  рекламации;

    8. Общую программу проверки оборудования; 
 

    1.4 Отечественная сертификация

    1.4.1 Ситуация в России

    В начале 90-х годов российский внутренний рынок стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала действенных мер, и как единственная форма подтверждения соответствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации. Но следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст исчисляется всего семнадцатью годами. Потребность общества в радикальных переменах в экономике, форсируемый переход к рыночным отношениям не давали возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базировалось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В последние годы стало очевидным, что отставание практики российской сертификации, ее организации, применение сертификации в качестве единственного способа подтверждения соответствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.

    Для решения данной проблемы разработаны  меры, изложенные в Концепции совершенствования системы сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реализация концепции дает возможность:

    найти приемлемый баланс между риском потребителя  и издержками на сертификацию,

    создать благоприятный климат для добросовестных и законопослушных производителей и поставщиков товаров,

    обеспечить  необходимые условия для вступления России в ВТО и др.

    Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход  к подтверждению соответствия путем декларации изготовителя, по мнению специалистов Госстандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответственности за свои заявления и декларации, что, видимо, и составляет основную проблему. Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого потребуется определенный период, в течение которого будет действовать нормативная база, обеспечивающая сертификацию, введенную в России в 1993 г.

    Организационные и методические принципы отечественной сертификации:

    обеспечение достоверности информации об объекте  сертификации;

    объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

    профессиональность  испытаний;

    исключение  дискриминации по отношению к  иностранным заявителям;

    право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

    открытость  информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

    многообразие  методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

    использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;

    признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

    соблюдение  конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

    привлечение в необходимых случаях к работам  по сертификации обществ потребителей.

    На  сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в  стране продукции.

    Однако  в феврале 2010 года Федеральный закон  «О техническом регулировании» под  номером 46 установил перечень продуктов, которые должны проходить обязательную сертификацию. При этом для ряда продуктов обязательная сертификация была отменена и заменена обязательным декларированием. В частности, обязательная сертификация была заменена декларированием  для ряда продуктов питания, а  также парфюмерной продукции.

    Это решение вызвало определенный общественный резонанс. Стало распространяться мнение о том, что с отменой обязательной сертификации качество представленных на рынке продуктов неизменно  упадет, что пагубно отразится  на конечных потребителях этой продукции.

    Несмотря  на это особых изменений потребители  почувствовать не должны. Обязательное декларирование практически идентично  обязательной сертификации. И в том, и в другом случае производителю  продукции придется пройти и сертификационную экспертизу продукта, и санитарно-эпидемиологическое исследование.

    После этого  производителю выдается соответствующий  документ - либо сертификат соответствия, либо декларация о соответствии.

    Декларация  о соответствии, как и сертификат, регистрируется в соответствующей  правительственной службе. Ответственность  производителя при этих изменениях никоим образом не снижается.

    На  ряду с этим перевод ряда продуктов  на обязательное декларирование обеспечен  дополнительной защитой потребителей в виде системы жестких штрафов, подобным тем, которые предусматривает  международное сообщество.

    Подобным  образом российская система стандартизации и сертификации приближается к общемировым  стандартам.

    1.4.2 Правила по проведению сертификации в РФ

    Правила по проведению сертификации устанавливают  общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.

Информация о работе Международная и отечественная сертификация