Маркировка и упаковка товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой частью любого товара является его маркировка - носитель актуальной информации как о нем самом, так и о предметах, связанных с его обращением (например, его таре и упаковке).
Это может быть как информация, требуемая в законодательном порядке, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.

Содержание

Введение
1. Маркировка и упаковка как информация о товаре
1.1 Сущность и актуальность маркировки
1.2 Характеристика носителей маркировки
1.3 Понятие и экономическая сущность упаковки товара
2. Упаковка и маркировка в комплексе маркетинга
2.1 Роль маркетинга в проектировании дизайна упаковки
2.2 Этапы работы маркетолога над созданием маркировки
2.3 Использование цветов на упаковке
2.4 Дизайн упаковки и его роль в маркетинге
2.5 Основные критерии оценки вариантов упаковки
3. Анализ упаковки пельменей и блинчиков "Колпинские"
3.1 Общий анализ упаковки пельменей и блинчиков "Колпинские"
3.2 Анализ цвета, маркетингового образа персонажа и рекомендации
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Упаковка - это  носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому на первом этапе работы очень важно учесть эмоциональное отношения потребителя к создателю продукта.

Для только вступивших на рынок или небольших производителей стоит задача обратить на себя внимание и возбудить интерес к продукту при невозможности крупных затрат на рекламу. Достичь этого можно использованием оригинальных дизайнерских решений. Образ же крупного, хорошо зарекомендовавшего себя в глазах покупателя производителя формируют убедительность и характер обращения к историцизму и традиционализму в образе марки.

При выборе концепции  дизайна упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: чего покупатели ждут и хотят от известного производителя?

В целом задачи дизайна должны соотноситься с общей  стратегией проектирования упаковки, выбранной для данного продукта (см. табл.3).

Таблица 3. Основные стратегии при проектировании упаковки

 
Стратегия Цели Задачи при  проектировании упаковки  
1. Прямой вызов Уверенно заявить  о себе как о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов  конкурентам и их самым сильным  маркам Выявление сильных  сторон дизайна лидирую - щих марок  конкурентов и совершенствование  собственного стиля. Возможно использование "марок-камикадзе"  
2. Имитация Достижение  максимального сходства с лидером Использование аналогичных применяемым конкурентами приемов дизайна, проверенных дизайнерских решений  
3. Наступление Атака на более  слабые позиции конкурентов и  вытеснение слабых про - тивников Выделение марок  и корпоративного блока с помощью  изобразительных средств  
4. Инфильтрация Использование ошибок и упущений конкурентов Выделение и  демонстрация преимуществ упа - ковки  собственного продукта на фоне неудач - ных дизайнерских решений конкурентов. Заполнение пустующих мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использова - ния упаковки)  
5. Оборона Укрепление  позиций Устранение  ошибок, недоработок в дизайне, укрепление корпоративного блока  
       

После того как  стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традиционности, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки.

Рассмотрим подробно некоторые моменты, которые маркетолог должен учесть при формулировании технического задания на разработку упаковки продукта.

Выбор композиционного  решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции (табл.4):

Симметричная - базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии - равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).

Асимметричная - основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе (Табл.4).

Таблица 4. Восприятие композиционных решений упаковки

 
Вид композиции Восприятие  
Симметричная ? Приверженность  производителя традициям, соблюдение  старинных рецептов и способов  изготовления товара; консерватизм, не - подвластность изменчивой моде

? Любовь к  порядку, серьезность, продуманность

? Постоянство и ответственность, солидность, надежность, требовательное отношение производителя к своей продукции, устойчивое положение на рынке

? Официальность,  идеи державности (большинство  государственных гербов симметричны)

 
Асимметричная ? Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность

? Сила, агрессивность

? Новизна, революционность

? Изящность,  легкость, утонченность, богемная элитарность

? Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность  или мужественность)

? Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с сообщением о большем объеме упаковки за ту же цену, информацией о лотереях)

? Творческий  поиск, стремление производителя  к новизне и пере - менам или  непостоянство, метания

? Неформальный  подход

 
     

2.3 Использование цветов на упаковке

Зарубежные  и отечественные  специалисты уделили  большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что  посредством обращения  к эмоциям покупателя возможно побудить его  совершить покупку. Как правило, использование  определенных цветов на упаковке связано с общим образом марки и несет в себе те же стимулы и образы, что и реклама данного продукта. Например, синий цвет банки кофе Maxell House привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у Nescafe призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке 6% -ного молока "Домик в деревне": волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной.

Некоторые виды продуктов традиционно  требуют использования  определенных цветов: молочные изделия - белого, зеленого и синего, цвета сочной травы и неба, хлебобулочные - желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый), могут вызвать подсознательное недоверие к продукту питания и сомнения в его натуральности.

В дополнение к этой области знания хотелось бы привести краткие  результаты исследований компании "Юнион-Стандарт Консалтинг" по восприятию цветовой гаммы элитных  алкогольных напитков (винной и водочной продукции). Мнения потребителей таковы:

предпочтительно использование не более двух-трех цветов;

цвета должны быть чистыми (не смешанными);

черный  цвет должен быть одним  из примененных в  оформлении;

использование золота и серебра  должно быть очень  лаконичным и ненавязчивым, гораздо больший эффект имеют удачные сочетания цветов и контрасты.

2.4 Дизайн упаковки  и его роль в  маркетинге

Дизайн  упаковки, как известно, определяет первое впечатление  потребителя о  товаре. Положительное  или отрицательное  отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки соответствует/не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека (Табл.5).

Таблица 5. Информационные и  изобразительные  элементы на упаковке продукта

 
Информационные  элементы Изобразительные элементы  
1. Название  продукта.

2. "Материнская"  марка.

3. Информация  о производителе.

4. Информация  о свойствах продукта (стандартизирована).

5. Информация  об особенностях продукта.

6. Информация  о специальных предложениях ("33% бесплатно", "новая экономичная упаковка", "1,5 литра по цене 1-го").

7. Особенности  потребления продукта (рецепты, новые  возможности).

8. Легенда, связанная  с продуктом.

9. Рассказ, обращение  или история производителя

1. Геометрические  фигуры, составляющие композицию (с  помещением в них информации).

2. Фирменный  знак.

3. Изображение  самого продукта (куски рулета, конфеты).

4. Награды продукта.

5. Сюжетные изображения  (картинки или фотографии, показывающие  потребление продукта, натюрмортные  композиции, пейзажи и пр).

6. Различные  символы.

7. Фон и фактуры

 
     

2.5 Основные критерии  оценки вариантов  упаковки

Первый  шаг в оценке макетов, предложенных дизайнерами, - это рассмотрение по "принципу исключения", выявление явно негативных моментов. Маркетолог сам должен ответить на вопросы:

Возникает ли дискомфорт при взгляде на упаковку (зрительный или эстетический)?

Что вызывает раздражение, подсознательно или  сознательно?

Что вызывает основное недоумение?

Причины возникновения дискомфорта  при восприятии упаковки изложены в табл.6.

Таблица 6. Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки

 
Причина возникновения Недостатки  дизайна дискомфорта  
Информация  на упаковке не читается или читается с трудом Использованы  сложно читаемые шрифты. Надпись теряется на фоне. Надписи расположены под углом, неудобным для чтения  
Продукт "не удерживает" взгляд Изображен набор  разрозненных элементов, композиция не сбалансирована. Акценты расположены  вблизи границ. Расположение цветовых и тональных пятен не структурировано  
Упаковка  имеет "дешевый" вид Использованы  неудачные сочетания цветов. Много  ахроматических тонов (оттенки серого). Неудачно подобраны шрифты. Качество фотографий и рисунков низкое. Применены  стандартные, часто используемые фактуры, заливки и символы из библиотек Corel Draw, других широко доступных программных продуктов  
     

Самое главное - не обмануть ожидания покупателя. Если на упаковке присутствуют изображения  самого продукта или его частей, они не должны выглядеть приукрашенными. Конечно, художник может поддаться  соблазну выделить начинку рулета, но покупатель с сожалением потом констатирует, что слой оказался не таким толстым.

3. Анализ упаковки  пельменей и блинчиков  "Колпинские"

3.1 Общий анализ упаковки  пельменей и блинчиков  "Колпинские"

Проведем  анализ упаковки на примере реального образца, таковым стала упаковка пельменей и блинчиков "Колпинские" (рис.1).

Рис.1. Упаковка пельменей  и блинчиков "Колпинские"

Если  взгляд рядового обывателя  органично воспринимает целостную картину  оформления упаковки, без ощущения дискомфорта  или моментального сосредоточения на каком-либо частном элементе ансамбля, значит, композиционно маркетинговая плоскость организована грамотно, гармонично.

В нашем случае целостное  восприятие слегка страдает. Множество неоправданных, искусственно созданных  деталей "спорят" о своих приоритетах, нарушая последовательность восприятия дизайнерского замысла, а, следовательно, и визуального послания сути бренда.

При этом даже такой активный сигнал, как обобщающий красный фон упаковки не способен собрать  в гармоничном единстве весь спектр маркетинговых приемов и техник, а зачастую, благодаря своим яркостным характеристикам, еще сильнее проявляет пестроту и непрофессиональную легкомысленность отдельных составляющих.

От  таких просчетов  страдает эмоциональное  восприятие продукта и торговой марки в целом. Продукт начинает восприниматься, как нечто лубочное, несерьезное с явным уклоном в сторону приоритетов абсолютно противоположной целевой аудитории - детей и родителей.

Между тем продукты под  маркой "Колпинские" - вполне определенные блюда традиционной кухни, абсолютно не ассоциируемые с детским питанием, десертом или закусками (легкими снеками).

Неоправданно  увеличенные изображения  готового продукта в  фотографической  подаче диссонируют  с игрушечным рисованным персонажем. Нереальность персонажа передается и на восприятие пельменей - они тоже начинают казаться ненастоящими, пластилиновыми, надувными…

О пропорциональных соотношениях вообще говорить не приходится - либо слон мелковат, либо пельмени гигантские - гротеск, шутка. Такие приемы допустимы в восприятии современных продуктов моментального приготовления либо различных лакомств (мюсли, хлопья, подушечки…), но нежелательны при построении образа полноценных блюд (к обеду, ужину).

Информация о работе Маркировка и упаковка товара