Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:36, курсовая работа
Неотъемлемой частью любого товара является его маркировка - носитель актуальной информации как о нем самом, так и о предметах, связанных с его обращением (например, его таре и упаковке).
Это может быть как информация, требуемая в законодательном порядке, так и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.
Введение
1. Маркировка и упаковка как информация о товаре
1.1 Сущность и актуальность маркировки
1.2 Характеристика носителей маркировки
1.3 Понятие и экономическая сущность упаковки товара
2. Упаковка и маркировка в комплексе маркетинга
2.1 Роль маркетинга в проектировании дизайна упаковки
2.2 Этапы работы маркетолога над созданием маркировки
2.3 Использование цветов на упаковке
2.4 Дизайн упаковки и его роль в маркетинге
2.5 Основные критерии оценки вариантов упаковки
3. Анализ упаковки пельменей и блинчиков "Колпинские"
3.1 Общий анализ упаковки пельменей и блинчиков "Колпинские"
3.2 Анализ цвета, маркетингового образа персонажа и рекомендации
Заключение
Библиографический список
Этап 1 | Создание основной идеи, образа упаковки | |
Этап 2 | Подготовка и выдача технического задания дизайнерам (большой раздел составляют технические и стоимостные ограничения) | |
Этап 3 | Рассмотрение вариантов, предложенных дизайнерами. Выбор оптимального варианта | |
Этап 4* | Тестирование
дизайна упаковки: выбор методов
оценки, разработка сценария тестирования,
обработка результатов |
|
Этап 5* | Внесение изменений в дизайн с учетом мнений потенциальных потребителей | |
* Этап присутствует не всегда.
Какие проблемы могут возникнуть при следовании этой схеме? Во-первых, если отдел маркетинга не обладает достаточным опытом для проведения исследования собственными силами или средствами для привлечения специализированных организаций, выбор наилучшего варианта осуществляется комиссией, обычно состоящей из руководителей подразделений. Выбор, таким образом, зависит от индивидуальных вкусов, предпочтений и предубеждений лиц, принимающих решение, и - от того, сколько времени они могут уделить данному вопросу.
Во-вторых, если производится учет мнения потенциальных потребителей, появляются следующие трудности:
Для тестирования дизайна упаковки не принято приглашать людей, профессионально занимающихся дизайном и рекламой или имеющих художественное образование. Представим, что участники исследования "забраковали" дизайн упаковки. При негативном отношении член художественной комиссии может обосновать свое мнение: "Шрифты не сочетаются друг с другом, раздражает сочетание цветов". Человек же с обычной покупательской компетентностью чувствует дискомфорт при взгляде на упаковку, но не способен ответить на вопрос, что именно ему не нравится. Вскрыть причины того или иного восприятия помогают психологические методики, но существует опасность, что, пытаясь отстоять свою точку зрения, потребители могут придираться к несущественным деталям. При исследовании методом фокус-групп возникает эффект "слона-живописца": если один из участников выказал свои познания в живописи, кто же захочет отстать от него и прослыть некультурным? С получением такого отчета, маркетологу приходится долго докапываться до истины, а дизайнеру - с тяжелым сердцем начинать все сначала.
Стоимость высококачественного исследования достаточно высока. Судьба нового продукта еще неизвестна, а затраты на его создание уже растут. Но главное - значительно увеличивается время работы над упаковкой, а новый продукт (или существующий продукт в новой упаковке) надо запускать быстро - конкуренты не дремлют.
Часто получается, что маркетолог, осуществляющий связь с потребителями, имеющий возможности для выявления их вкусов и ожиданий, идет на поводу у исследователей, производственников и дизайнеров. Должен ли он быть ведущим в процессе создания упаковки продукта? На стороне маркетолога - знания о поведении потребителей, психологических особенностях восприятия. Но у хорошего дизайнера есть возможность самому участвовать в формировании взглядов населения. Кроме того, ему доступен весь арсенал средств изобразительного искусства, накопленный тысячелетиями. Можно уверенно сказать, что ведущим должен быть тот, кто может лучше ответить на вызовы рынка. Нам представляется, что для осуществления продуктивного сотрудничества с дизайнером маркетологу необходимо ознакомиться с правилами дизайна и присовокупить эти знания к уже имеющимся. Следует сразу определить, что мы имеем в виду под "правилами дизайна". Это:
основные приемы композиции;
теория форм и объемов;
теория цвета (контрастность, сочетания и тональность).
Можно ли говорить о "правильном" дизайне упаковки? При разработке (или ревизии) упаковки продукта очень важно понимать, что верное использование и применение основных правил дизайна позволяет избежать множества неприятных моментов и горьких разочарований. Тем не менее имеется ряд очень удачных дизайнерских решений, в которых эти правила демонстративно нарушаются. Эти "нарушения" заранее предусмотрены опытными маркетологами и дизайнерами и делаются специально, чтобы выделить свое изделие на фоне других. Реакция потребителей на них хорошо просчитана. Целевая аудитория таких решений - это оригиналы, богема, бунтари, маргиналы, молодежные группы, люди искусства и другие покупатели, стремящиеся выделиться из общей массы. Прежде чем решиться идти на нарушение правил, следует понять, кому в большей степени предназначен продукт: оригиналам или рядовым потребителям, которые совершают основную массу покупок. Вспомним высказывание Конфуция: "Переходить через край не лучше, чем не доходить до него". Для авангардистов, излишне увлекающихся вольным обращением с законами дизайна, существует опасность быть непонятыми и отвергнутыми покупателями. Для консерваторов, ортодоксально следующих всем правилам дизайна, - упустить людей, стремящихся к оригинальности и разнообразию.
Этапы работы | Цели | Задачи | Источники необходимой информации | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Нулевой этап | Определение концепции продукта | ? Формулирование
гипотез о потреблении и ? Учет сознательных
и подсознательных желаний ? Изучение продукции конкурентов |
Результаты собственных исследований и исследований в отрасли | |
Первый этап | Создание образа продукта | ? Исследование
эмоционального восприятия ? Анализ образа
производителя в глазах |
Результаты собственных исследований и гипотезы | |
Второй этап | Определение приоритетов | Выбор концепции дизайна (классика или авангард), учет традиций и связи с дизайном упаковок ранее выпущенных продуктов | ||
Третий этап | Определение возможностей для визуализации | ? Подбор ассоциативного
ряда
? Подбор изобразительного
материала для визуализации |
Результаты исследований восприятия цветов, форм и объемов | |
Четвертый этап | Обработка и изучение собранного материала | ? Исследование
цветов, тональностей,
? Выделение элементов,
обеспечивающих передачу ? Изучение изобразительных средств, используемых в рекламной кампании Обобщение: какие из имеющихся средств мы хотим применить в дизайне упаковки |
Классическая теория контрастов цветов, контрастов и композиции | |
Пятый этап | Формулирование технического задания | ? Определение
целей и приоритетов
? Формулирование
технических и эстетических ? Определение информации, со - держащейся на упаковке ? Выдача задания и материалов дизайнеру |
||
Шестой этап | Оценка макета упаковки и выбор оптимального варианта силами отдела маркетинга производителя | 1. Индивидуальная
оценка упаковки.2. Оценка дизайна
упаковки в корпоративном |
Методы оценки в реальных условиях торгового зала: учет возможного освещения, особенностей расположения и выкладки | |
Седьмой этап | Оценка упаковки относительно конкурентов предполагаемыми потребителями и продавцами | Внесение изменений в макет упаковки | ||